Жизнь. Глава 2
Вечера в доме превратились в череду скандалов. Владимир цеплялся ко всем, ругался, оскорблял и вел себя агрессивно по отношению к членам семьи. Однажды, когда он уже готовился начать очередной конфликт с женой, домой неожиданно пришли Людмила и Сергей. После первых же гневных слов Владимира, Сергей вышел вперед и тихо, но твердо потребовал прекратить издевательства над женой и дочерьми. Владимир, ошеломленный неожиданностью, замолчал, а затем молча лег.
Нельзя сказать, что он сразу стал кротким, но в присутствии Сергея Владимир предпочитал молчать. Целый год Владимир лечил сломанные конечности. Вся семья, включая его мать, сошлась во мнении, что лучше уж пусть он будет здоров. Так прошло несколько лет. Сергея забрали в армию. Людочка, вся в слезах, провожала своего возлюбленного и поступила в техникум по направлению.
Ольга провожала старшую дочь на учебу вместе с мамой Сергея, которая тоже пришла на вокзал. Там они и познакомились. Оказалось, Люда была желанной гостьей в семье Сергея, где ее любили и надеялись, что она дождется его из армии. Старшая дочь уехала, а Ольга осталась с двумя младшими дочерьми и мужем.
С годами пропасть между супругами только увеличивалась. Они шли домой как на каторгу. К тому же Ольга узнала, что Владимиру выделили квартиру, но он отказался от нее, отдав многодетной семье, чтобы прослыть "настоящим коммунистом".
Их нынешнее жилье было тесным: диван, две кровати и кухня. Но переубедить мужа было невозможно. Он твердил, что люди живут еще хуже, и своего мнения не менял. Так они и продолжали ютиться в тесноте. Средней дочери было уже 15 лет, младшей – 13.
Жизнь продолжалась. Девочки ходили в школу, родители работали, старшая Людмила училась и писала домой письма. Со стороны все выглядело спокойно. Но на самом деле это семейное спокойствие давалось с трудом: муж был любителем диванов, руководителем на работе и дома, жена – труженицей дома и на работе. И никто не скажет, что семья не была статусная.
И муж, и жена всегда были на доске почета, уважаемые люди на заводе. Прожито много лет, но по совести семья не состоялась. Ушла любовь, кроме детей не было общих интересов, жили два совершенно разных человека.
Старшая дочь приехала на практику. Повзрослевшая и похорошевшая, она, как и ее сестры, была очень красива. Сестры радовались ее приезду, родители тоже. Отец решил отпраздновать приезд дочери.
Поздно ночью он пришел домой очень пьяный, такого давно не было. Семья уже почти отвыкла от его пьяных дебошей. Старшая, Людмила, и вовсе забыла, что это такое. Начался скандал, крики, взаимные обвинения. Все проснулись, ведь в их тесном жилье яблоку негде было упасть.
Младшие девочки сидели, безутешно плача. Старшая, Людмила, встала между отцом и матерью. Внезапно пьяный отец, который никогда прежде не поднимал руку на дочерей, схватил полено и с силой ударил Людмилу по лицу. Удар был настолько неожиданным и жестоким, что хмель мгновенно слетел с него. В комнате повисла гнетущая тишина. Людмила, прикоснувшись к лицу, увидела в зеркале кровь. Обида и боль захлестнули ее, заставив выбежать из дома. Добежав до телефона, она дрожащими руками вызвала милицию.
Она не знала, правильно ли поступает. Обида затмила все мысли и чувства. Стоя у дома, она громко плакала, ожидая приезда милиции. Когда они прибыли, знакомый паренек в форме, увидев Людмилу, был поражен. Он старался утешить ее, как мог.
Отец сидел молча. Мать умоляла Людмилу не писать заявление, объясняя, что отец занимает ответственную должность и это может обернуться для него серьезными неприятностями. Людмила, махнув рукой, ушла к подруге, где прожила неделю. За это время молодой человек, приехавший на вызов, стал навещать ее каждый день.
Неделя пролетела. Синяки на лице проходили, но душевная боль оставалась. Людмила не хотела видеть родителей, не могла простить отца, а еще больше ее ранила позиция матери в этой ситуации. Ей казалось, что она никому не нужна. Ухаживания молодого человека, которого звали Василий, становились все настойчивее. Вася признался, что еще со школы испытывал к ней чувства, несмотря на то, что она была младше.
Возвращаться домой Людмила не желала, не хотела делиться своим горем даже с бабушками, которые настаивали на ее возвращении. Но она не могла переступить через себя. В своем горе, совсем не детском, она чувствовала себя одинокой. Василий предложил ей пожить у него. Ей стало неудобно оставаться у подруги, ведь мама подруги работала вместе с мамой Людмилы и каждый день отправляла ее домой.
Ситуация складывалась непростая. И тут обиженной девушке пришла в голову мысль, как избежать возвращения домой. Через неделю ей предстояло уезжать на учебу. Она предложила Василию пожениться, решив, что просто так жить у него она не может. Василий с радостью согласился. Они отправились подавать заявление в ЗАГС.
Родители Василия приняли ее хорошо. Людмила сказала им, что ее взяли из детского дома, и теперь приемные родители от нее отказались. Возможно, это было жестоко по отношению к ее настоящим родителям, но боль и обида вытеснили всю любовь к ним. Ее обида была несоизмерима. Родители Василия попросили пригласить родителей для знакомства. С каким ожесточением и радостью она услышала в телефоне вскрик матери и удар, когда сообщила о своем замужестве.
Позже Людмила узнала, что мать упала в обморок. Когда она сама стала матерью, она поняла свою жестокость и хотела бы вернуть тот момент. Но тогда ей казалось, что они отомщены за ту боль, которую ей причинили. В тот момент она забыла о Сергее, о своей любви к нему, об их долгой дружбе. Все пошло не так, как было задумано. Не желая говорить Сергею правду, которая казалась ей стыдной и унизительной, она солгала ему, что разлюбила и счастлива с другим. В ответ ей пришло письмо с копейкой, символизирующей цену ее поступка – грош. Людмила жалела об этом всю жизнь, но вернуть прошлое было невозможно.
Родители, Ольга и Владимир, в тот же вечер примчались по указанному адресу. Людмила боялась встречи с ними и спряталась на веранде. Мать ходила, звала ее, уговаривала вернуться домой, но Людмила так и не вышла. Так старшая дочь вышла замуж.
Тем не менее, муж Владимир, после произошедшего скандала, взялся за улучшение жилищных условий. Им выделили двухкомнатную квартиру вместо прежней.
Наконец-то сбылась заветная мечта! Семья из четырех человек переехала в просторное жилье, и радости не было предела. Девочки получили свою отдельную комнату, а у родителей появилась собственная спальня. После долгих лет тесноты все, наконец, обрели долгожданный покой.
Несколько относительно спокойных лет пролетели незаметно. Ольга и Владимир стали дедушкой и бабушкой: старшая дочь Людмила подарила им внука. Все с удовольствием нянчились с малышом, помогая растить племянника, а бабушка с дедушкой – внука.
Пришло время, и средняя дочь, Татьяна, привела знакомиться молодого человека. Она собиралась замуж. Свадьбу сыграли в родном городе, но жить молодожены уехали в другой город, к новоиспеченному мужу, в дом его матери и сестры. Дома осталась лишь младшая дочь, Вера.
Прошло еще два года. Ольга и Владимир снова стали дедушкой и бабушкой: Татьяна родила девочку, вторую внучку. Поздравлять поехали всей семьей, но обстановка в новой семье Татьяны сразу не понравилась родителям.
Татьяна, конечно, была рада видеть сестер и родителей, но что-то недоговаривала. Было очевидно, что живется ей нелегко. Младшая Вера, гостившая у сестры, познакомилась с молодым человеком, который приехал домой в отпуск из армии.
Проведя неделю в гостях, семья купила билеты на поезд домой. Отец, который души не чаял в Татьяне, видел, что в ее семейной жизни что-то не ладится. Но дочь не жаловалась, наоборот, старалась показать, что все замечательно.
Однако материнское сердце обмануть трудно. Мама попросила Татьяну проводить их на вокзал. Все шло хорошо: они разговаривали, смеялись. И вот уже поезд подали на перрон. Когда все стали садиться в вагон, Татьяна вдруг схватила мать за руки и громко, с такой безысходностью заплакала, что все вокруг расступились. Она умоляла мать не уезжать, пожить еще немного, говорила, что скучает, что ей плохо в этом городе.
Поезд вот-вот должен был отойти, а Таню было не успокоить. Потом, видимо, она взяла себя в руки, разом замолчала и вытерла слезы. Отец хотел вернуться и забрать дочь домой после такого откровения. Но Татьяна уже успокоилась и сказала, что просто не хочет, чтобы они уезжали.
Все уехали с тяжелым сердцем, всю дорогу пытаясь понять, как же Таня живет там. Ведь гостям была представлена вполне приличная картина: в семье все есть, отношения между Таней и мужем хорошие, малышка замечательная.
Через три дня после приезда домой Таня позвонила отцу и сказала, что уезжает от мужа на другую квартиру. Она попросила отца привезти ей трельяж, так как при переезде разбила зеркала.
Родители засобирались в обратный путь и днем купили билеты на вечерний поезд. Но в обед принесли телеграмму: Татьяна погибла.
Случилось это так: Ольга, купив билеты на вокзале, зашла на рынок. Там она приобрела коляску для внучки и маленького поросенка, которого положила в мешке в коляску. Едет она с коляской по улице, а поросенок хрюкает, все смеются.
Почти у дома она увидела мужа Владимира на мотоцикле с соседом. Он подал ей телеграмму, где было написано, что Таня умерла. Конечно, материнское сердце такого выдержать не могло. Ольга упала на дороге. Вызвали скорую помощь, еле привели Ольгу в сознание, довели до дома. Там, едва придя в себя, она стала собираться в дорогу.
Ольга отправилась в другой город за телом дочери одна. Словно окаменевшая статуя, за несколько часов она оформила машину, заказала гроб и все необходимое для перевозки. К концу дня, уже в ночи, она оказалась в городе, который теперь вызывал у нее лишь ненависть.
Ехать туда, где оборвалась жизнь ее кровиночки, Танечки, было невыносимо. Но, пересилив себя, Ольга направилась к дому, откуда пришла ужасная весть о смерти дочери. Войдя в дом, словно каменное изваяние, она видела испуг на лицах присутствующих. Но сил на выяснение отношений у нее не было. Все мысли были заняты одним: как это случилось с ее дочерью?
Спать Ольга, конечно, не могла. Она требовала рассказать, что произошло. Сватья, мать мужа дочери, растерянная и испуганная, наконец, раскрыла все. Татьяна узнала об измене мужа, не смогла простить и решила съехать на квартиру. Муж узнал об этом, лишь вернувшись с работы. Он упрашивал, умолял жену остаться, но она была непреклонна.
Не в силах вынести этот разговор, Ольга ночью вышла на улицу. Во дворе сидела соседка, словно ожидая ее. Начав издалека, с расспросов о здоровье и дороге, она постепенно перешла к главному. И тут Ольга услышала такие секреты... Оказывается, в тот день, когда все разъехались, Татьяна пришла и заявила, что больше здесь жить не будет.
Несмотря на то, что Татьяна была кормящей матерью, слабой после родов, на нее набросились и избили. Соседи слышали крики и раньше, но в этот раз Татьяна кричала так отчаянно, что вырвалась и упала на улице. Соседи вызвали скорую. Родные мужа объяснили произошедшее просто: "Не будет взбрыкивать, надо терпеть".
Таня домой больше одна не пошла. Утром она нашла квартиру и, пока дома никого не было, забрала часть вещей. Дочь осталась у соседей. Муж приехал на мотоцикле к ее новой квартире. Он снова просил прощения, а затем предложил довезти ее за дочерью.
Таня согласилась и села с ним на мотоцикл. Что произошло дальше, никто точно не знает. По словам мужа, он увидел машину, резко затормозил, не заметив, что Танечку волочет по дороге на скорости. Он протащил ее семьсот метров. Всю переломанную, грязную, ее привезли в приемный покой. Медики отказывались раздевать ее из-за сильного загрязнения.
Операция длилась восемь часов. Было жаль ее молодости и ребенка, но все оказалось напрасно. Не приходя в сознание, Танечка скончалась. Муж, притворившись пострадавшим, тоже лег в больницу, ссылаясь на проблемы с позвоночником. На следующий день его выписали.
Выслушав этот рассказ от соседки, Ольга больше к ним не пошла. Не могла себя пересилить и разговаривать с ними, как ни в чём не бывало. Мать ждала утро, августовское утро смерти её Доченьки, самой красивой, самой любимой. Мать вспоминала, сколько Танечка болела, как она сделала первый шажок, как сказала первый раз: «Мама». Танечка росла слабенькой, кудрявой девочкой, кудри у неё были, как у отца, крупные, красивые.
Танечка была спокойной, ее любили в садике и в школе. Она не была отличницей, но училась ровно, была хорошисткой. Дома она окончила курсы и работала бухгалтером, где ее тоже хвалили. И вот ее девочки больше нет. Мысли текли чередой, воспоминания нахлынули, и вдруг Ольге пришла мысль: виноват в смерти дочери ее муж, Владимир.
"Он разрушил её семью. Из-за него старшая дочь вышла замуж без любви, а средняя поторопилась. Он принёс в дом холод, но она, Ольга, старалась согревать своих девочек. Теперь время было упущено , ничего не вернуть
Наступило долгожданное утро, но Ольга не могла поверить. Ни телеграммы, ни слова не могли поколебать материнское сердце, отказывающееся верить в смерть дочери. Ещё до открытия морга она была там, стояла у двери, надеясь, что всё это ложь, что её девочка вот-вот выйдет к ней. В памяти всплыл крик Танечки на вокзале, её мольба не уезжать.
"Зачем я уехала? Почему не осталась?" – корила себя Ольга. Вспомнился сон, приснившийся накануне: телега с цыганом, а на ней – её доченька, накрытая красной вязаной кофтой. Тогда, во сне, она поняла – всё кончено. Её доченьки больше нет. Она бежала к телеге, падала и поднималась, кричала на всю улицу.
Теперь же внутри всё застыло, словно кровь превратилась в лёд. Слёз не было, сил кричать тоже. Ольга стояла, боясь открыть дверь, боясь, что за ней окажется кто-то другой. Напряжение нарастало, сердце готово было разорваться.
Её состояние заметила одна из медицинских работниц. С заботой, но настойчиво, она выяснила всё, сделала укол, напоила чаем, готовя Ольгу к самому страшному. Напряжение медленно отступало. Ольга вышла, увидела подъехавшую машину. Водитель с сочувствием ждал, готовый помочь с оформлением.
Подошли родные мужа, вышел и он сам, с опаской. В стороне стояли. Принесли вещи – красивое свадебное платье, оказалось, сестры мужа. Она собиралась замуж, но жених передумал. Ольга думала лишь о том, как скорее забрать свою девочку и никогда больше не видеть этих людей.
В эти часы она не думала о ребёнке Татьяны , о внучке. Горе было настолько всепоглощающим, что сознание отключилось от реальности. Мысли были только о дочери, о безмерном горе, которое заслонило всё. Она не помнила, как получила тело своей любимой, дорогой доченьки. Та лежала в гробу, словно живая, даже лёгкая испарина над верхней губой не давала поверить в её смерть.
Гроб поместили в крытую машину. Ольга села рядом с дочерью. Ей говорили о неудобстве долгой дороги, но она была непреклонна. В тот час она видела и слышала только своего ребёнка в гробу."
Продолжение следует...
"
Свидетельство о публикации №226011600165
Декоратор2 23.01.2026 12:02 Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и оценку
Елена Яковлева 6 24.01.2026 05:14 Заявить о нарушении