Краткое содержание глав 1-8
2. До 1820 года имение Стайки принадлежало Полоцкой коллегии иезуитов. Село Стайки и входящие в имение деревни обозначены на карте в Атласе Полоцкого наместничества 1786 года. В "Экономических примечаниях" к Атласу перечислены входящие в имение деревни с указанием числа дворов, числа душ и размера земельных угодий, а также дано краткое описание местности; эти сведения и приводятся в данной главе.
3. В 1820 году было принято решение о высылке иезуитов из России, при этом недвижимые имения иезуитов предавались в казенное управление. В связи с этим были составлены инвентари иезуитских имений, содержащие описание их имущества, а также посемейные списки крестьян. В п.3.2-3.5 приводится инвентарь Стаек 1820 года с комментариями.
4. Первоначально предполагалось, что принятые от иезуитов имения будут переданы римско-католическим монастырям, а доходы с них пойдут на организацию в Белоруссии учебных заведений. Но в начале 1822 года было принято решение об оставлении этих имений навсегда в казенном ведомстве и сдаче их в аренду с 1823 года. Имения получили название вторых поиезуитских (вторых - потому что первыми поиезуитскими были имения, перешедшие в собственность польского государства после запрета в Европе ордена иезуитов и оказавшиеся в России в результате последующих разделов Польши).
5. После того, как было принято решение об оставлении вторых поиезуитских имений навсегда в государственной собственности, Министерство Финансов (ведающее государственными имуществами) направило в них чиновников-ревизоров для оценки состояния имений и проверки отчетности управляющих ими администраторов. Однако в связи с неурожаями в Витебской губернии 1821-1822 годов этим чиновникам приходилось заниматься также организацией продовольственной помощи населению. В своих докладах Министерству Финансов чиновники высказывали свое мнение о положении крестьян Витебской губернии вообще и вторых поиезуитских имений в частности. В данной главе приводятся выдержки из этих докладов, а также (п.5.2) прошение, которое стаецкие крестьяне подали одному из чиновников.
6. В данной главе описываются события 1821-1823 годов, когда Стайки находились в административном управлении, то есть управлял имением назначенный государством администратор. Этим администратором был Илья Осипович Лоссовский, который, как свидетельствуют документы, не слишком добросовестно относился к своим обязанностям. В приложении к п.6.3. приводится жалоба стаецких крестьян на Лоссовского в связи с несправедливой раздачей хлеба. Необходимость в раздаче хлеба (то есть в выдаче хлебных ссуд) была вызвана неурожаем 1821-1822 годов в Витебской губернии. В п.6.1 и 6.2 приводятся сведения о том, какие решения принимались по оказанию продовольственной помощи стаецким крестьянам. В п.6.4 описываются трудности, с которыми пришлось столкнуться ревизорам Министерства Финансов при проверке отчетности администраторов имений.
7. Весной 1823 года вторые поиезуитские имения были выставлены на торги для сдачи в аренду. В п.7.1. описывается, какую работу провела Витебская Казенная Палата (местный орган, ведающий государственными имуществами) по подготовке имений к сдаче в аренду, а в п.7.2. рассказывается, какие изменения были внесены в проект арендного контракта по замечаниям помещиков, желавших взять имения в аренду.
8. В данной главе описываются события, относящиеся к первому арендному сроку имения Стайки (1823-1835). Стайки не были сданы в аренду с торгов по причине отсутствия желающих, но затем в результате довольно драматичной истории арендатор все-таки появился (п.8.1). Первым арендатором Стаек стал Викентий Осипович Деренговский, но в 1826 году он переуступил права аренды своему брату Егору Осиповичу Деренговскому (п.8.2) Имение Стайки оказалось хронически убыточным, и на Егоре Деренговском накопилась значительная сумма недоимок (не внесенных арендных платежей), в результате чего имение вновь было передано в административное управление. После смерти Егора Деренговского в 1834 году Витебская Казенная Палата попыталась взыскать арендные недоимки путем продажи предоставленного Егором Деренговским в залог за Стайки имения Кудепи. Наследники Деренговского (о них - в п.8.3), пытаясь сохранить Кудепи, обращались с просьбами о списании части недоимок, обосновывая их появление "объективными причинами", и часть недоимок действительно была списана (об этом - в п.8.4). К 1840 году недоимки еще не были полностью погашены, а были ли они погашены позже - мне неизвестно.
Продолжение последует, но позже.
Может быть, на следующих каникулах.
Свидетельство о публикации №226011600445