Начальник отдела провокации. Финикийские войны

16 апреля 30 года от Рождества Христова

Ершалаим, провинция Иудея, Римская империя

Элина-Лилит неожиданно осведомилась: «Что тебе известно о так называемых Пунических войнах и вообще о Карфагене?»

Луций Корнелий Пулл пожал плечами: «Я не особо силён в истории… знаю, что войн было три; что продолжались они в течение ста лет…»

«Ста восемнадцати» - поправила его Лилит. «Первая война началась почти триста лет назад и за 118 лет имели место три войны…»
Легат кивнул и продолжил:
«Насколько мне известно, инициатором всех войн так или иначе был Рим; его стратегической целью была ликвидация конкурента, контролировавшего Западной Средиземноморье и обладавшего более сильным флотом, что позволяло иметь немалое влияние во всём Средиземноморье…»

Лилит никак на это не отреагировала. Луций продолжил: «Первая война длилась…». Он вопросительно посмотрел на Элину.

«Двадцать три года» - уверенно ответила она. Легат продолжил:

«Римская республика потерпела несколько тяжёлых поражений… но, в конечном итоге, войну всё-таки выиграла. Карфаген был вынужден подписать мир, по которому римляне приобрели всю карфагенскую Сицилию и острова, лежащие между Италией и Сицилией. Сицилия стала римской провинцией. Кроме того, Карфаген обязался выплатить в течение десяти лет контрибуцию в 3200 финикийских талантов серебра… это огромная сумма…»

Элина кивнула: «Колоссальная. Это более тридцати двух миллионов денариев…»

Сезонному рабочему на уборке винограда платили один денарий в день – столько же получал рядовой солдат римской армии. Центурион получал десять.

Луций продолжил: «Вторая Пуническая война…». Он снова посмотрел на Лилит.

Она вздохнула: «Началась через двадцать три года после окончания первой и длилась семнадцать лет…»

Легат кивнул и продолжил:

«Вторая война шла в основном на территории в Италии и Испании; Рим потерпел ряд ещё более разгромных поражений… однако, в конечном итоге, и эту войну Римская республика выиграла…»

Элина пожала плечами:

«Римляне очень грамотно навязали Карфагену длительную войну на истощение, в которой у финикийцев не было шансов. Ибо разница в ресурсах колоссальная… совершенно несопоставимая…»

Луций снова кивнул – и продолжил:

«После того, как армия Карфагена была наголову разгромлена в битве при Заме, финикийцы были вынуждены подписать мир на ещё более жёстких условиях, чем после первой войны…»

Сделал небольшую паузу – и продолжил:

«Карфаген сжёг свои военные корабли, отказался от Испании и островов Средиземного моря, обязался не вести войн вне Африки, а в Африке не воевать без дозволения Рима. Карфагеняне должны были пятьдесят лет выплачивать ежегодную контрибуцию в двести талантов… втрое большую, чем по договору после первой войны…»

Глубоко вздохнул - и продолжил:

«Третья война началась… спустя полвека после окончания второй и длилась около трёх лет?». Лилит кивнула: «Да и да».

Луций пожал плечами: «Эта война мне совершенно непонятна – в отличие от первых двух» И перечислил:

«Почему великий полководец, писатель и государственный деятель Марк Порций Катон Старший заканчивал все свои речи - вне зависимости от их тематики - в сенате фразой: Карфаген должен быть разрушен?»

«Почему консул Луций Марций Цензорин потребовал от карфагенян сдать всё вооружение, выдать Риму триста знатнейших граждан в качестве заложников, после чего Карфаген должен быть уничтожен; все его жители должны выселиться, а новое поселение основано в любом другом месте, но на расстоянии не менее чем двенадцать римских миль от морского побережья?»

«Почему римляне загнали всех карфагенских жрецов и всю элиту города в храм Эшмуна и заживо сожгли? Почему Сципион приказал сжечь город дотла, полностью разрушить руины, перепахать территорию Карфагена плугом, предать проклятию и засыпать солью… целым кораблём соли – что обошлось в просто грандиозную сумму…»

Лилит улыбнулась: «Потому, что я их убедила…»

Луций изумлённо посмотрел на неё. Она объяснила.


Рецензии