Вороненая булавка

Утром в четверг Андрюха неожиданно плохо себя почувствовал. Насморк при тридцатиградусной жаре в июле, общее недомогание и слабость не находили логичного объяснения в его голове. Но симптомы оставили у него всякое желание выходить на улицу — он остался в прохладе кирпичного дома. Работа не «зависела» от его болезненного состояния и никуда не делась, и ему пришлось сесть за стол перед монитором. Он привычно «на автомате» проверял почту, правил тексты поступивших статей и отзывов рецензентов, одновременно слушая в наушниках аудиокниги. Такой стиль работы был для него, ответственного секретаря областного журнала, привычным на протяжении долгого времени.

В три часа после полудня его неожиданно обеспокоила колющая боль на левом плече ближе к вороту футболки. Что-то инородное будто мешало двигать левой рукой и поворачивать голову, при этом царапая кожу. «Может, насекомое какое?» — подумал Андрюха и быстрым движением сбросил с себя футболку, вывернув ее наизнанку.

В следующее мгновение он с удивлением увидел вороненую портновскую булавку, приколотую к внутреннему шву. Несколько секунд он соображал, как она могла там оказаться. Перебрал в голове события прошедших дней, но ничего необычного не нашел.

Сомнений не оставалось — она появилась здесь неслучайно. Он вспомнил, что эти футболки жена купила ему весной, и они чем-то ему сразу не понравились. Одна была какого-то неопределенного цвета: то ли темно-серого, то ли грязно-синего, и на ней красовалась нарисованная белой краской парусная «Бригантина». На другой — вместо рисунка дизайнер неожиданно разместил на груди темно-красный карман, диссонирующий и со стилем, и с цветом футболки.

Решив не обижать жену, Андрюха сразу согласился с ее выбором, а впрочем, ничего другого и не оставалось, поскольку вещи были куплены на распродаже и не подлежали возврату. Осматривая покупки, он хорошо запомнил, что снял и спорол все лейблы, которые его всегда раздражали своим присутствием во время носки. Вот почему обнаружение необычной булавки его так насторожило. «Странно, — подумал Андрюха, — обычно на готовом текстиле бирки подшивают или подвязывают ленточкой к желтой булавке...» Обнаруженная булавка была вороненой. Такое покрытие получают на металле, когда, предварительно раскалив его до малинового цвета, потом окунают в машинное масло, и металл приобретает черно-синий вороненый цвет.

О заговорах он знал не понаслышке. От родственников Андрюхиной жены он не раз слышал разговоры о старушках-целительницах из псковских деревень. Конечно, с каждым десятилетием знахарок становилось все меньше, потому как свое ремесло они никому не передавали из-за отсутствия подходящих преемниц, да и лечебное дело в области и работающие районные клиники стали пользоваться большим доверием у жителей. Но между тем целительницы еще остались на Псковщине. Бабушки промышляли этим, следуя древним традициям магии и, если знали, как целительствовать и лечить от сглаза и порчи, то вполне могли помочь и в привороте, и в отвороте. Знал Андрей и о том, что если символом приворота был красный цвет, разжигающий чувства и желания, то при отвороте использовали синий, который охлаждал положительные эмоции между сужеными. И если был такой спрос, почему было не помочь?

Эмоциональная вспышка гнева в первый момент была у Андрюхи настолько сильной, что он подцепил булавку и бросился к сараю, где схватил топор и, бросив булавку на лобное место, попытался разрубить проволоку пополам. Но топор скользнул рядом, а булавка исчезла в траве.

Андрюха в сердцах размахнулся топором, желая всадить его в старый чурбан, но неожиданно топорище при взмахе руки «потеряло» лезвие, которое, легко слетев с него, перевернулось в воздухе и едва не угодило Андрюхе в голову. Он снова оторопел и еще раз призадумался над произошедшим. Странно? Топорище он ремонтировал неделю назад, поставив новый клин и прочно закрепив его в проушине… Почему же лезвие с топорища слетело? Случайность?

«Случайность — это закономерность более высокого порядка», — залетело откуда-то изречение одного знаменитого биоэнергетика.

Первый вопрос, который Андрюха задал самому себе, завершив поиски магнитом улетевшей булавки: «Кто это мог сделать?» Злости, страха или отчаяния он не испытывал — «Б.г судья», — подумал он. Но к какому-то заключению и выводам нужно было прийти. Кому-то стала нужна его жизнь и здоровье? Но кому он мог так насолить, чтобы им решили заняться, не опасаясь разоблачения?

«Нужно все хорошенько обмозговать и осмыслить свои взаимоотношения с родственниками», — решил Андрюха. Войдя в дом, он встретился глазами с тещей, которая возвращалась из кухни в свою комнату. Он заметил в ней какую-то перемену. «Куда подевалась ее обычная бравада, уступившая место какой-то покорности?» — подумал он. Всего два часа назад теща покровительственно и как-то с ехидцей заглянула ему в глаза после обеда, услышав, как Андрюха громко уронил тарелку, и спросила: «Что это с тобой?»
«Нет, она не могла», — подумал Андрюха. Перебирая последнюю ругань с женой, он тоже не нашел подтверждения своим подозрениям. Андрюха мог допустить, что кто-то серьезно позавидовал его жене, удачно вышедшей замуж, но при чем здесь он? «Все эти деревенские отношения не вписываются ни в какую логику», — заключил он с досадой и отложил свои размышления до лучших времен…

В первую ночь после происшествия, которое, впрочем, осталось никем не замеченным, Андрюха спал очень плохо. Его преследовали какие-то непонятные сны без сюжета с неразличимыми лицами участников сновидений. Он часто просыпался, ходил пить воду на кухню и снова ложился. Но причин своего беспокойства так и не находил — он всегда верил в доброту людей, а тем более родных, и ни в чем не мог их подозревать.

На следующее утро его состояние улучшилось, температура снизилась до нормальной. Беспокоила только поясница, что он счел следствием избыточной сидячей работы. Но память никуда не «ушла» — она цепко сохраняла события того дня, когда он нашел вороненую булавку и топорище «потеряло» лезвие…

Через неделю Андрюха, не находя себе места от неприятных воспоминаний и предчувствий, поехал в Псков к знакомому мануальному терапевту. Подробно рассказав врачу о своей хворобе и доверительно сообщив о «топоре», он по указанию доктора разделся и лег на массажный стол. Врач внимательно осмотрел его тело, а потом провел длинный сеанс мануальной терапии, завершившийся иглоукалыванием под звук тибетских мантр. В кабинете Андрюха незаметно для себя задремал, а когда был разбужен, почувствовал, что от его болезни не осталось и следа. Врач попросил его одеться и пройти в соседнюю комнату. Андрюха послушно повиновался и присел в кресло у стола. Следом за ним вошел целитель:
— Видишь ли, Андрюша, — ласково начал он разговор, — нас нередко губит собственная мнительность, когда что-то случается с нами неожиданное в жизни, чего раньше никогда не было. И тут мы начинаем строить догадки о причинах этих событий, строим догадки всякие, что еще может произойти с нами? А может они, события эти, и вовсе не должны были произойти, а мы их к себе притянули… Так и вгоняем себя в депрессию, а там недалеко и рассудком повредиться, когда за каждым углом черт будет казаться.
Врач внимательно смотрел Андрюхе в глаза во время всего монолога и продолжил:
— С телом-то твоим все в порядке — здоров ты, как бык. Так что забудь про свою булавку, и все будет хорошо!

Андрюха возвращался домой с легким сердцем, и по дороге от остановки к деревне неожиданно свернул и пошел лесом. Полуботинки, которые он надел для солидности, одеваясь в город, натерли ему ноги, он скинул их, а носки свернул и сунул в карман. Идти босиком было куда приятней, чем в обуви. Трава мягко проминалась под ногами, щекоча временами пальцы на изгибе. До деревни оставалось совсем недалеко. Он задрал голову и смотрел на вершины крупных елей, и еще светлое небо между верхушек…

Вдруг неожиданная боль пронзила его ногу через мгновение после того, как он почувствовал, как что-то скользкое проползло по внешней стороне правой стопы…
«Шнурки! — с усмешкой выкрикнул Андрюха, — вот она, черная булавка!» Шнурками местные жители называли ужей и гадюк, в обилии водившихся в Святых Горах, особенно после того, как из области ушло активное землепользование и промышленное производство.

Андрюха присел и стал разглядывать две точечные ранки от зубов, оставленные после укуса, еще не зная, на кого он наступил, — змея скрылась так быстро, что он не смог ее толком рассмотреть. Преследовать ее вообще не было смысла. Сейчас нужно было как можно быстрее добраться домой и вызвать врача. Он стал вспоминать статистику смертельных исходов после змеиных укусов в России и не смог найти в памяти кроме одного случая на сто укусов.

Теперь скорость его ходьбы замедлилась, но он, понимая, что дальше будет только хуже, старался идти не останавливаясь, подобрав на тропинке сосновую палку, на которую стал опираться, передвигаясь. Показались первые дома на окраине деревни. Стараясь не напугать жену и тещу, он попытался на дороге одеть полуботинки, но правая нога так опухла, что ему не удалось этого сделать. Миновав калитку, он вошел в дом через веранду и сел на диван, выставив ногу вперед. Он ощущал сильное головокружение и озноб, а по всему телу растекался жар, но совсем не такой, как тогда утром, когда он обнаружил черную булавку… Андрюха откинулся на спинку дивана и прикрыл глаза. В комнату стремительно вошла его жена, крикнув:
— Ну, что там у тебя? Ноги вытянул. Помираешь, что ли? Ой, гляди, мам, его уж, похоже, тяпнул, а он того и гляди со страху помрет!

В приоткрытую дверь показалась рыжая голова тещи:
— Зина, так что, может, врача вызвать? Смотри, ему и правда плохо. Отек видишь какой на ноге, и краснота вверх поднимается.
— Не надо пока никуда звонить, — распорядилась Андрюхина жена, — я ему сейчас рану обработаю, а там видно будет. У нас в деревне от этого еще никто не умирал, а укушенных много иной раз летом бывает.
И она вышла в соседнюю комнату за ватой и раствором.

После медицинской обработки облегчения Андрей не почувствовал. Краснота и отек от раны продолжали подниматься вверх по ноге. Появился жар, и он попросил жену вызвать врача из местной поликлиники. Скорая помощь приехала через полчаса. Первое, что спросил врач скорой, осматривавший Андрюху:
— Сколько прошло времени с момента укуса?
Никто из родных не мог точно назвать время, когда это произошло, а Андрей уже лежал без сознания. Противоядия у врача не оказалось, и он по телефону запросил срочную госпитализацию в областной центр. Андрюху положили на носилки и увезли. В больнице у Андрея развился анафилактический шок от попавшего в кровь яда и острая почечная недостаточность. Несмотря на принятые врачами меры, спасти его не удалось.

На третьи сутки после происшествия в областной газете появился краткий некролог о смерти ответственного секретаря областного журнала, на который большинство читателей даже не обратили внимания.

Прошел год. Овдовевшая Зинка неожиданно для многих в деревне вышла замуж за своего одноклассника, согласившегося усыновить детей Андрея. Новый избранник был успешным предпринимателем и к тому же любил свою молодую жену со школьной поры…

Вот и думайте сами: кому была нужна эта вороненая булавка, заколотая внутри Андрюхиной футболки, когда она сохла на огороде?


13.07.2023 ;;22:32 — 17.01.2026 20:07


Рецензии