Судьба такая

Давно это было… В советские годы в военных городках, где жили семьи военнослужащих – офицеров, прапорщиков и сверхсрочников, - почти все мальчишки мечтали о том, что когда они вырастут и окончат школу, то непременно поступят в военное училище, чтобы потом стать офицером, чтобы Родину защищать, была такая в те годы в стране популярная профессия.
 В СССР семейные традиции всегда были в почете. Офицерские династии пользовались заслуженным уважением…  И, не смотря на то, что Советский Союз был образован в 1922 году, за сравнительно небольшой промежуток времени в некоторых семьях военнослужащими могли быть дедушка, папа и мальчик-сынок… Ссылаться на далёкое дворянское или офицерское прошлое в советских семьях было не принято… Исключением, пожалуй, были маршалы и генералы, участники Первой и Второй Мировых войн, которые начинали свою воинскую карьеру еще в Русской императорской армии, т.е. до Октябрьского переворота. Кстати, определение «Великая Октябрьская социалистическая революция» закрепилось в советской официальной историографии лишь в конце 30-х годов.
Большевики после организованного ими переворота решили отречься не только от «старого мира», но и «разрушить его до основанья» и лишь потом на обломках разрушенного ими же мира они собирались построить что-то своё и новое. Так, вместо Российской императорской армии – РИА - в РСФСР (СССР) появилась Рабоче-крестьянская Красная армия – РККА.
С учетом того, что Красная армия сразу после своего создания принимала участие в многочисленных, если не сказать бесконечных, войнах и сражениях, то ротация в среде личного состава в РККА была огромной. А если к этому прибавить массовые чистки и репрессии, проходившие в Красной армии в 1936-1939 гг, то семей, в которых можно было проследить какую-то династию было очень мало… в 40-50-х годах 20-го века в советских семьях можно было услышать такие фразы – мой дед, или отец, или брат был участником Гражданской/Финской/Великой Отечественной войны и погиб смертью храбрых там-то и там-то в таком-то году…
Однако к середине 70-х годов в СССР появилось много семей, в которых складывались - зарождались военные династии. В таких семьях дед мог быть участником ВОВ, отец – кадровым офицером, а его сын (внук деда-фронтовика) мог быть курсантом военного училища. Художественный фильм «Офицеры» является ярким свидетельством того, что профессия военного в СССР была не только уважаемой, но и востребованной. Родину защищать от внешних врагов, из года в год возникающих из ничего и ниоткуда, было весьма почётно.
В середине 70-х годов моего отца – тогда еще подполковника Советской армии – направили служить в одну из воинских частей, расположенных в Горьковской (ныне Нижегородской) области. Так мы попали в поселок Мулино. В Мулино находился военный городок, в котором в те годы проживало несколько тысяч человек. Там было всё – и детский сад, и школа, и стадион, и Гарнизонный дом офицеров (ГДО), и сеть магазинов «Военторга» - продовольственный, промтоварный, книжный, мебельный и пр.
В школе количество учащихся могло достигать 500 человек. Директором школы в те годы был Шепелев Ким Степанович, участник войны, кавалер боевых орденов и медалей и просто замечательный человек. Помимо детей из семей военнослужащих, в школу приходили и приезжали учиться дети из близлежащих деревень.
Практически все мальчишки-школьники, живущие в военном городке, свою дальнейшую и взрослую жизнь связывали с армией. Почти все мечтали о том, что после окончания средней школы они отправятся в большие города, где, поступив в военное училище, станут курсантами. И через пять лет учебы в высшем военном учебном заведении, получив лейтенантские погоны, станут офицерами Советской армии. Будущая жизнь для многих из них казалась ясной, понятной, очевидной. Многие девчонки также мечтали в будущем связать свою жизнь с армией – став женой офицера. Все холостые молодые офицеры находились под бдительным контролем и наблюдением со стороны местных незамужних девушек и женщин.
Большая часть мулинских мальчишек после окончания школы грезило поступлением в Коломенское высшее артиллерийское командное училище (КВАКУ)…, что легко объяснялось тем, что в Мулинском гарнизоне среди офицеров исторически преобладали артиллеристы, поскольку именно сюда после окончания Второй мировой войны на территорию Гороховецких лагерей была передислоцирована 12-я артиллерийская дивизия прорыва резерва Верховного Главнокомандования, на базе которой (а если быть более точным, то на базе на базе 41-й артиллерийской бригады) в 195 году была создана 20-я Учебная артиллерийская дивизия в состав которой входили:
922-й учебный артиллерийский полк (подготовка командиров и наводчиков орудийных расчётов ствольной артиллерии и установок РСЗО;
932-й учебный разведывательный артиллерийский полк (подготовка младших специалистов для подразделений метеорологической разведки, звуковой разведки, радиолокационной разведки и топографического обеспечения);
280-й учебный противотанковый артиллерийский полк (подготовка операторов ПТУРС на базе БРДМ-2 и командиров орудийных расчётов ствольной противотанковой артиллерии).
Дивизия готовила сержантов-артиллеристов для всех Вооружённых сил СССР, ежегодно отправляя в войска по 8 тысяч младших специалистов.
Неслучайно среди офицеров Мулинского гарнизона одной из самых популярных песен был «Марш артиллеристов», в котором был такой припев:
«Артиллеристы, Точный дан приказ,
Артиллеристы, Зовёт Отчизна нас!
Из многих тысяч батарей
За слёзы наших матерей
За нашу Родину - Огонь, огонь!»
Марш артиллеристов — посвящённая артиллеристам песня времён Второй мировой войны в ритме марша, был создан поэтом В. Гусевым, музыку к маршу написал известный советский композитор Т. Хренников. Впервые эта песня была исполнена Краснознамённым ансамблем красноармейской песни и пляски СССР в 1943 году.  Первоначально в оригинальном тексте песни слова припева были иными, в частности, там упоминалось имя И. Сталина, который в годы войны являлся Верховным Главнокомандующим ВС СССР. И Припев в оригинальном виде звучал так: «Артиллеристы, Сталин дал приказ!»… В конце 50-х годов после развенчания культа личности советского правителя, текст припева этого марша был изменен. Но, несмотря на это, многие офицеры-артиллеристы в 70-х годах почему-то считали для себя особым шиком произносить слова Марша  упоминая имя тирана… Видимо, они любили Сталина, не вдумываясь особо, в то, сколько бед этот человек принёс собственной стране и собственному народу, ну вот такие они, Иваны, родства не помнящие….
Но вернемся к мулинским мальчишкам, мечтавших о воинской карьере и службе в армии. В 1976 году один из таких вчерашних школьников, назову его Виталиком, после успешной сдачи выпускных экзаменов и получения аттестата об окончании средней мулинской школы № 59, отправился в Коломну, где намеревался, сдав вступительные экзамены, стать курсантом КВАКУ.
В военные училища (ВУ) экзамены сдавали на месяц раньше, чем в гражданские ВУЗы, - т.е. в июле. Это было сделано для того, что если абитуриент провалится на экзамене при поступлении в ВУ, то у него будет возможность забрать документы и попробовать поступить еще раз – в августе – но уже в гражданский ВУЗ.
И вот наш Виталик – красивый, спортивного телосложения юноша – в середине июля возвратился в Мулино. Все понимали, что произошло что-то экстранеординарное, т.к. в эти дни вовсю проходили вступительные экзамены в училище, и отстранение абитуриента от сдачи вступительных экзаменов могло произойти исключительно по какой-то очень серьезной причине.
По возвращении в городок Виталик не проявлял особого желания общаться с кем-либо вообще. Утром он выходил из дома, в гастрономе покупал бутылку сухого вина, пачку сигарет, после чего отправлялся на стадион, где ложился на траву, доставал из сумки какую-нибудь книгу, неспешно ее читал, пил вино, курил, но по большей части лежа на траве смотрел в небо. Если видел, что кто-то пытается завязать с ним разговор, собирал свои вещи и уходил прочь. Кстати, и количество ребят, готовых к общению было незначительным, его ровесники в это время находились далеко от Мулино, все пытались куда-нибудь поступить. Не поступивших в учебные заведения ребят ждал призыв на службу в армию.
Иногда Виталик ходил в госпиталь, где задерживался на 30-40 минут, и люди стали поговаривать, что он чем-то заболел в Коломне и теперь проходит курс лечения от какой-то страшной болезни. Но спустя некоторое время, Виталик перестал сторониться людей и вскоре рассказал товарищам о том, что с ним произошло на самом деле.
По его словам, в один из дней, когда он сдавал вступительные экзамены в военном училище в Коломне, во время очередного перекура, он как-то неудачно чиркнул спичкой об коробок не «от себя», а «к себе». При возгорании спички кусок горящей серы отлетел Виталику прямо в глаз, нанеся ему травму в виде ожога роговицы то ли второй, то ли третьей степени… Какую-то помощь ему сразу оказали в медпункте училища… Потом назначили лечение… А Виталику предложили собрать свою сумку и вернуться с вещами к себе домой к родителям – в Мулино. Мол, лечись, приводи свое здоровье в норму, и потом приезжай в Коломну еще раз… Чтобы вновь попробовать сдать вступительные экзамены и воплотить свою заветную мечту – как и его отец  - стать офицером…
Однако после того, как Виталик оказался в Мулино, и проведенного в госпитале обследования, после которого врач-офтальмолог высказал предположение, что в будущем Виталику, возможно, грозит потеря (ухудшение) зрения в поврежденном глазу до 30-50 процентов.
Услышав такую историю, собравшиеся ребята (младшие по возрасту) выразили сомнение, мол, быть такого не может… Мол, как это надо было чиркать спичкой об коробок, чтобы кусок горящей серы смог отлететь человеку прямо в глаз. При этом все дружно достали из своих карманов спичечные коробки и начали с остервенением поджигать одну спичку за другой, в стремлении понять, КАК такое вообще могло произойти. Виталик, столкнувшись с возникшим недоверием со стороны мальчишек, разозлился и перевернувшись на живот, со словами «Как, как?! А вот так!!!», резко чиркнул «к себе» спичкой об коробок. Вылетевший из-под спички кусочек серы отлетел ему прямо в глаз… на сей раз во второй – здоровый, не поврежденный.  Виталик, схватившись за повреждённый глаз руками, взвыл от боли, от обиды, от горечи, от какой-то дикой безысходности… Как же так??? Он несколько минут кричал, плакал и стонал, и при этом не мог поверить в то, что с ним здесь и сейчас произошло: ровно тоже самое, что случилось всего какие-то две-три недели назад в Коломне.
Окружившие Виталика мальчишки помогли ему собраться и проводили в госпиталь к врачу, где ему была оказана медицинская помощь. В госпиталь он теперь стал ходить почти через день, где проходил курс назначенного врачом лечения. О мечте поступить в военное училище Виталику пришлось забыть навсегда…
«Вот такая него судьба», - говорили про него мулинские ребята.
…А в декабре 1979 года началась Афганская война, на которую каждый год отправляли молодых офицеров – в том числе и выпускников КВАКУ – где они принимали участие в боевых действиях Ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА). Или как тогда было принято говорить - исполняли там «интернациональный долг». В «похоронках» матери или жены погибших советских  военнослужащих  было указано, что ваш сын (муж), выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив стойкость и мужество, погиб в бою… Иногда погибших награждали орденами (посмертно). Среди погибших «воинов-интернационалистов» были и мулинские ребята.
Виталик офицером так и не стал. И в армию служить его не призвали, родители оформили ему «белый» военный билет. Так в этой семье была прервана семейная офицерская династия. «Судьба у него такая», - продолжали говорить о нем товарищи, когда вспоминали этот случай…
…А на следующий год Виталик поступил в технический гражданский ВУЗ, после окончания которого стал инженером… Но это уже, как говорится, другая история.Хотя  кое-кто до сих пор считает, что сама судьба увела Виталика от военной профессии...
Фото взято в интернете, из свободного источника, автор неизвестен. Стела при въезде в Мулино после февраля 2022 года выглядела вот так (фото слева). А в 2023 году местные жители решили обновить конструкцию. Они покрасили столб и сверху повесили баннеры с названием населенного пункта и фразой «Учись любить и защищать отечество» (фото справа). И как тут при этом не вспомнить те самые слова, от которых страна и люди открещивались долгие годы, но которые в сознании многих россиян оказались живучими… «Артиллеристы, Сталин Дал приказ!»…


Рецензии
«Лютое пике» или как украинский дрон среди бела дня атаковал полигон в Мулино.
Где-то в отечественной ПВО произошел загадочный сбой – украинский беспилотник АН-196 «Лютый» ДНЕМ пролетел больше 800 километров над нашей территорией!!! Ни выстрелов зениток, ни пуска ракет по цели, ни хотя бы испуганного взгляда дежурных – НИЧЕГО. А затем, прямо на глазах у солдат, с чувством выполненного долга, вражеский БПЛА красиво ушел в пике и врезался в цель на военном полигоне в Нижегородской области.
Военный полигон в Мулино — это объект, о котором с гордостью заявляют: «уникальный» и «не имеющий аналогов в мире». В досанкционные времена немецкие специалисты помогли построить здесь современный тренировочный комплекс с 3D-имитацией боя, макетами городов и сел, танкодромами и вододромами. Казалось бы, безопасность должна быть на высоте. Но, видимо, единственный реальный 3D-эффект здесь – это беспилотник ВСУ, который без проблем долетел до центра подготовки. Ирония в том, что на этом полигоне как раз и готовят специалистов, которые должны управлять дальнобойным вооружением (ракеты среднего и дальнего радиуса действия и БПЛА типа Герань-2), а также современными системами ПВО. Но если на их глазах украинский дрон спокойно залетает прямо в цель, то что же они могут сделать на реальном поле боя? http://vk.com/wall-59472898_873057

Сергей Олексенко   18.01.2026 08:04     Заявить о нарушении
Мулино в Нижегородской области — одна из точек, куда свозят на учения добровольцев, пожелавших отправиться на войну. По словам местных жителей, сейчас там может находиться несколько тысяч военных, проходящих подготовку перед отправкой в Украину. В посёлке и раньше жили военные, но с появлением новых контрактников многое изменилось. Мулинцы говорят, что они боятся выходить на улицу: военные пьют, дебоширят и пристают к девушкам. «Вёрстка» рассказывает, кого привозят на учения в Мулино и как живёт посёлок после появления военных добровольцев.
Мулино — военный посёлок в часе езды от Нижнего Новгорода. Исторически он делится на две части: «старый городок» и «новый городок». Первый район был построен ещё в 40–50‑е годы, а второй — в 90‑е.

Всего в посёлке живёт 14,5 тысяч человек. В основном это военные, их семьи и родственники. Там же базируются несколько войсковых частей, которые включают в себя два центра боевой подготовки, базу хранения и ремонта военной техники, танковый полк и дисциплинарный батальон, где отбывают наказание заключённые военнослужащие. http://web.archive.org/web/20221001151749/http://verstka.media/mulino-kontraktniki/

Сергей Олексенко   18.01.2026 22:39   Заявить о нарушении