Фёдор Решетников Групповой портрет героев СССР

В 1932 году художник Фёдор Решетников побывал в экспедиции на ледокольном пароходе «А. Сибиряков», который успешно преодолел весь Северный морской путь в одну навигацию. Увиденное во время путешествия поразило его, а суровая арктическая природа пленила навсегда.

«Арктика произвела на меня неотразимое впечатление. Суровая природа, чистые, прозрачные тона её красок покорили меня как художника. А как захватывает борьба со льдами!», писал он позже. И в следующем году он снова отправился в путешествие по Северу.

Теперь уже на пароходе «Челюскин», построенном в Дании на верфях фирмы Burmeister & Wain (B&W, Copenhagen) по заказу Наркомвода СССР. Изначально пароход предназначался для хождения между устьем Лены (отсюда и первое его название «Лена», – авт. ) и Владивостоком, то есть для Восточных Ленских экспедиций.

На борту находилось 53 члена экипажа, 29 участников экспедиции, 18 человек, направлявшихся на зимовку на острове Врангеля и 12 строителей. В багажные отсеки загрузили 2995 т угля, 500 т воды, 26 коров и 4 поросёнка. Продукты были взяты с расчётом на полтора года зимовки.

Условие Отто Шмида
Вместе с основными задачами подразумевались и пропагандистские цели. В состав экспедиции «Челюскина» входили художник Фёдор Решетников, писатель Сергей Семёнов, корреспондент «Известий» Борис Громов, корреспондент «Комсомольской правды» и личный секретарь Шмидта Леонид Муханов, поэт и специальный корреспондент «Правды» Илья Сельвинский, фотограф Пётр Новицкий, операторы Марк Трояновский и Аркадий Шафран.

Принимая на борт деятелей культуры, руководитель экспедиции Отто Шмидт поставил условие: они должны участвовать во всех авралах и других мероприятиях при необходимости.

На пароходе Решетников рисовал для судовой стенгазеты «Северный морской путь» и выпускал номера «Ледового крокодила» с карикатурами и дружескими шаржами.

Интересно, что помимо опытных полярников и деятелей культуры, среди участников экспедиции были новички, женщины и дети. Более того, во время плавания у геодезиста Василия Васильева, который отправился в поход с женой, родилась дочь. Её назвали Кариной.

Гибель «Челюскина»
Первые льды встретили корабль в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. С помощью ледокола «Челюскин» преодолел их и продолжил движение самостоятельно. 1 сентября он достиг мыса Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами, и 23 сентября оказался полностью заблокирован в районе места прошлогодней аварии парохода «Александр Сибиряков».

К счастью, опасаясь подобного исхода, экипаж заранее подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. Последними с «Челюскина» сходили руководитель экспедиции Отто Юльевич Шмидт, капитан Владимир Иванович Воронин и завхоз экспедиции Борис Григорьевич Могилевич. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых затем построили бараки.

Послав радиограмму в Москву, зимовщики разбили лагерь и стали обустраивать быт. Потом художник рассказывал, как в последний момент забежал в свою каюту, схватил папку, этюдник и выбросил их прямо на лёд. После чего, как настоящий репортёр, сделал наброски, ставшие документами произошедшего события.

Он даже сумел запечатлеть момент эвакуации с борта корабля и митинг на льдине. Потом по его рисункам все могли представить, как спасали экспедиционное оборудование и продукты, эвакуировали людей.

Фёдор Решетников вспоминал, что жить на льдине было трудно. «Обстановка была такая, что нельзя было даже карандаш держать в руках», писал он. Но художник преодолел себя и приступил к оформлению стенгазеты «Не сдадимся!». Путешественники смогли наладить жизнь, организовать физзарядку и даже «эстрадные выступления».

 «Групповой портрет героев СССР»
Два месяца люди провели на льдине в ожидании спасательной операции. Ведущую роль в освобождении экипажа сыграла авиация. Первым на место крушения прибыл самолёт Анатолия Ляпидевского, забравший из лагеря всех женщин и детей. 11 апреля 1934 года эвакуировали больного, с температурой под сорок начальника экспедиции Отто Шмидта. 12 апреля на Большую землю отправили Фёдора Решетникова. За эту экспедицию, кстати, его наградили боевым орденом Красной Звезды.

Остальных постепенно эвакуировали летчики Сигизмунд Леваневский, Василий Молоков, Николай Каманин, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. Капитан парохода «Челюскин» Владимир Воронин последним покинул лагерь на льдине 13 апреля 1934-го. Семь лётчиков, участвовавших в спасении челюскинцев, стали первыми Героями Советского Союза.

Спасённая лётчиками команда с триумфом вернулась в столицу. А привезённые зарисовки на фоне «челюскинской эпопеи» стали предметом славы молодого Фёдора Решетникова.

В память о пережитых событиях и невероятном подвиге лётчиков в 1976 году Решетников создал масштабное полотно  «Групповой портрет героев СССР». Спустя десятилетия он запечатлел лица героев. Эту работу сейчас можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.


Рецензии