Как я начинал...

               
      Конечно, идея написать книгу  воспоминаний о моём военном и блокадном детстве возникла у меня не случайно.  Она "зрела" многие годы.
 Она бы и осталась только идеей, если бы не  настойчивость моих  родных и некоторые внешние обстоятельства.
    Но нужны были годы, чтобы сначала абстрагироваться от тех трагических событий, коснувшихся всех  членов нашей семьи, а затем снова погрузиться в страшную правду войны и Ленинградской Блокады, не исказив  её  исторической достоверности .
     Как говориться, я должен был    сам  для этого ещё  «морально созреть».

  И на этом пути мне предстояло преодолеть две трудные преграды- "техническую" и "психологическую".
 " Техническая" преграда состояла в том, что до этой книге воспоминаний я последний раз писал сочинение только в школе, и ,вполне естественно, не обладал навыками, знаниями и правилами изложения  сложного исторического материала в литературной форме.
  Этому учат в литературных  институтах, и то не все выпускники этих ВУЗов становятся писателями и журналистами.

  Следующим препятствием для меня было то, что в жизни мне не приходилось иметь дело с печатанием текста - ни на пишущей машинке, ни на клавиатуре ПК.
    А поскольку я хотел свой труд оформить в виде книги, в  книжное издательство нужно было представить рукопись не в рукописном виде ( звучит  нелепо!), а в машинописном.
     А так же было нужно сделать  :
- корректуру текста и вёрстку страниц,
- выбор и оформление вида обложки,
-  подбор и вставку фотографий в текст, и ещё много «по мелочи». 
Конечно, можно было эту  техническую работу поручить работникам издательства, но…

    Но в силу своего «не простого характера», я привык  и люблю  делать любую работу сам от начала и до конца.  И без помощников.

 Поэтому пришлось мне  самому осваивать и эти не простые навыки, о чем я совсем не жалею. 
 И могу даже с гордостью сказать , что это "моя" книжка - вся сделанная самим и  моими руками.
 И  немного головой, конечно!

И, наконец, был  ещё один важный нюанс- фактор времени.
    Как всякое творчество, а изложение своих мыслей на любой носитель таковым  как бы и является, требует свободного времени. "Свободного" в том смысле, чтобы голова не была  занята  текущими и срочными  работами,   житейскими проблемами.
   Такое "золотое" время стало  возможно только  после выхода на пенсию.

     Более сложной  для меня оказалась «психологическая» проблема, внутренний эмоциональный настрой, необходимый для любого творческого  дела.

       Тема войны, Блокады, гибели от голода половины многочисленной и дружной семьи, моих самых близких родственников ( дед, две бабушки, две тёти  и три младшие двоюродные сёстры), долгие годы  была в нашей семье имела гриф  "табу".
   По крайней мере , при моём присутствии.

     Видимо ,  взрослые берегли мою  ещё не окрепшую детскую психику от лишних  негативных  эмоций. Да и сами, наверно, не хотели вспоминать то тяжёлое для всех время.
  Я, конечно, много сам помнил, видел  и знал о том страшном времени, но  сам  тоже никогда не спрашивал о нём родителей, поддерживая это семейное "табу".
    Если что-то и осталось в моей памяти от семейных разговоров о войне, то это были случайные эпизоды в исторические Дни Памяти и Победы ВОВ (  в сентябре, январе, мае).
  Я понимал, что смысл моих трудов   и  «ценность» моих воспоминаний  может быть  только в  их  исторической достоверности, правдивости и документальности  изложенных событий и фактов.
 
  Мне  был не нужен «творческий полёт фантазии», а был нужен « нырок в прошлое», в исторические глубины своей памяти.

  Не сразу, но мне удавалось это сделать , но почему-то только  в ночное время.
     Видимо, в это время, подчиняясь  природным биоритмам,  отдыхает  наша  «рабочая» оперативная память и лучше работает её «историческая  сестра».

Следующим  моим «психологическим препятствием» была  неуверенность   в моих , так называемых, «творческих возможностях».

    Сумею ли я своими словами достоверно описать то трагическое и ,одновременно, героическое время, события, дела и судьбы  людей, с которыми меня свела  много лет назад горькая военная судьба.

   И , наверно,  самым трудным для меня была необходимость погрузиться в мир  пяти- восьмилетнего ребёнка, увидеть события его глазами,  ещё раз эмоционально пережить всё увиденное и сохранённое памятью.

  Признаюсь, что моменты написания отдельных эпизодов были для меня весьма и весьма  волнительны,- так ярко и эмоционально они сохранились в моей  памяти, несмотря на прошедшие годы.    
   Отмечу ещё одну  интересную особенность человеческой  памяти,  которая помогла мне решить поставленную задачу.
    Многие события, невольным свидетелем которых я был, как оказалось, запечатлелись в  моей памяти в виде  неосознанных картинок, «закрытых файлов», как  сказал  бы современный ИИ.
  Видимо, детская психика , и так перегруженная  в то время стрессами и ненужной ей информацией,  просто пропускала некоторые события мимо себя, не вдаваясь в их суть.
И вот теперь, по прошествии нескольких десятков лет, память позволила мне рассмотреть эти картинки- файлы , понять их скрытое содержание, увидеть детали события.
  Нужно  было всего лишь   мысленно настроиться на «соответствующую тематическую волну» и прикрыть глаза.
 
О том,  удалось ли мне удачно преодолеть вышеперечисленные проблемы и решить главную задачу, судить Вам, мои немногочисленные, а поэтому особенно дорогие  мне читатели этой книги.

    Да она и не была рассчитана на широкий круг читателей, поскольку писалась для моих внуков, знакомых и родственников в ограниченном колличестве экземпляров.
     Некоторый  практический интерес к ней проявили,  правда,  работники военных  музеев Спб и ЛО, что было, конечно, мне  очень приятно.

 Её название: « Я знаю то время,…». 
Она доступна  на моей странице  в «Проза.ру».

P.S. Если  при чтении моих воспоминаний  у Вас, уважаемый читатель, возникнут вопросы, предложения  или пожелания, пишите мне  в комментариях.
Буду рад взаимному  общению.
                О.К.


Рецензии