Араик Маргарян. Глава 1
Жизнь заслуженного тренера России Араика Маргаряна — это наглядное пособие для тех, кто ломается под грузом проблем: житейских, семейных, карьерных. Начав с футбола, еще в молодости Маргарян вынужден был переключиться на совсем другой вид спорта, который можно назвать смежным с очень большой натяжкой. Даже вся история международного хоккея на траве едва ли насчитывает десятерых человек, сменивших футбольных мяч на клюшку для травяного хоккея. Лично мы знаем троих, предполагая, что еще у кого-то упустили подобную деталь биографии. Достигнув заметных успехов в советском травяном хоккее, одном из лучших в Европе, Маргарян был вынужден, с развалом СССР, возвращаться практически к истокам развития своего вида спорта, к азам. И приближаясь к 50-летнему юбилею, он снова начал путь к вершине, но уже на новом месте, в новой команде, в Казани, с местным «Динамо». За 22 года работы с командой он 20 раз выигрывал звание чемпиона страны, что является рекордом в его виде спорта, и наверняка близко к мировому рекорду. Во всяком случае, мы можем вспомнить только Николая Карполя, приводившего свою «Уралочку» к 25 победам в чемпионатах СССР и России. Николай Васильевич — человек, к которому Маргарян относится с огромным уважением, подчеркивая это в беседе о коллегах по тренерскому цеху. Разница в пять побед — это много, но у Маргаряна есть возрастной люфт в 13 лет. Но это деталь, важная только для любителей сравнения и метафор, мы же подчеркнем не разницу, а общее — оба наставника строили свои команды практически с нуля.
Для Татарстана Маргарян, как глава большого семейства, со временем ставшего здесь своим, это связь с Арменией, с которой мы когда-то были одной страной. Едва ли не самая явственная, и когда его подопечные поют «Самый лучший из армян — это тренер Маргарян», желания спорить не возникает, в том числе, из-за отсутствия конкурентной среды. Что важно, за два десятка лет Маргарян стал одним из символом спортивного общества «Динамо РТ», важной составной части российского спортивного общества «Динамо», отмечающего свое столетие в 2023 году. Созданного на первый год, после создания Советского Союза, которому мы уделим большую часть своего повествования, поскольку именно в СССР мы начали развивать травяной хоккей, как в стране, в целом, так и в Казани, в частности. Именно в СССР добились лучших успехов в истории. Но уже в российские времена стали сильнейшими в стране, стали играть на уровне европейских кубков, стали местом строительства Центра хоккея на траве, справедливо признаваемого одним из лучших, если не лучшим, в Европе, стали свидетелями проведения крупнейших турниров, и побед на них, как на турнире международной летней Универсиады 2013 года. Который, кстати, был первым и пока что последним стартом летних хоккеистов в программах Универсиад. Так что Россия здесь уникальна, и как хозяин стартов, и победитель в мужском турнире. Красной нитью по нашему повествованию будут проходить благодарность Араика Маргаряна и своей родине — Советской Армении, и тем людям, которые помогли ему обрести вторую родину — в Татарстане.
«Моя родина — это Армения. Вторая моя родина — Татарстан. Под дулом пистолета, везде скажу: моя родина — Армения. И добавлю: жалею, что такой человек, как Шаймиев или Минниханов, не был президентом моей первой Родины».
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ: РОЖДЕНИЕ ХОККЕЯ НА ТРАВЕ И ДЕТСТВО АРАИКА МАРГАРЯНА
Достойный сын великого народа
Армяне — самый счастливый народ. Они первыми приняли православие. Армяне — самый несчастный народ, поскольку об их православности мало кто знает, а вот про католичество и Католикоса всех армян слышали многие.
Армяне — самые счастливые граждане, поскольку они сами ковали свое счастье в Великую октябрьскую революцию руками Камо Тер-Петросяна, Степана Шаумяна, лидера 26 бакинских комиссаров, куда, среди прочих, входил и Яков Зевин, прадед Дмитрия Пескова, пресс-секретаря Владимира Путина. Армяне — самые несчастные граждане, поскольку Камо родился в Грузии, Шаумян — тоже, и его знают как лидера 26 бакинских комиссаров, погибших там же, хотя семеро комиссаров были этническими армянами.
А еще армяне — это политический деятель Анастас Микоян с его тремя сыновьями, воевавшими в Великую Отечественную, Маршалы Иван Христофорович (Ованес Хачатурович) Баграмян, Сергей Александрович Худяков (Арменак Артемович Ханферянц), не каждого легендарного армянина можно узнать по имени и фамилии в советские времена...
Армяне — самые счастливые люди, поскольку они вырастили легенд футбола Артема Фальяна, Мкртыча Симоняна, чемпионов мира по шахматам Тиграна Петросяна и Гарри Каспарова, балерину Гаянэ Ананову. Армяне — самые несчастные люди, поскольку первые двое стали легендами московского «Спартака», Ананова ушла из балета, став супругой шахматного чемпиона мира Михаила Ботвинника, а Каспаров превратился в такого человека, что сейчас его иначе, как Вайнштейном, и называть не хочется.
А еще армяне — это национальные поэты Ованес Туманян и Егише Чаренц, художники Иван Айваовский (Ованнес Айвазян) и Мартирос Сарьян, актеры Армен Джигарханян и Фрунзик Мкртчан, кинорежиссеры Эдмонд Кеосаян и Карен Шахназаров, деятели культуры Леонид Енгибаров и Андраник Джанибекян, композиторы Вячеслав Галустович Добрынин (Вячеслав Антонов) и Арам Хачатурян, деятели спорта Сергей Галицкий (Арутюнян) Егения Медведева (Бабасян) Шаварш Карапетян и Аделия Петросян.
Армяне — самый счастливый этнос, который вырастил Арама Габриеляна, Сергея Кургиняна, Андраника Миграняна, Маргариту Симоньян. Армяне — самый несчастный этнос, потому что вышеперечисленные лидеры общественного мнения насыщают новыми фактами «Рашу Тудей» и «Жизнь», а не Mamul.am.
Армяне — самая счастливая нация, поскольку у них родились лучшие комики Гарик Мартиросян, Миша Галустян и Наталья Еприкян, и чемпионы КВН «ЕрМИ» и «Новые армяне». Армяне самая несчастная нация, поскольку для того, чтобы понять их шутки, армянский язык не подходит. А КВНщик Айк Марутян из команды «Армянский проект», поняв, что не сможет рассмешить сограждан, стал мэром Еревана.
В советское время на все вопросы отвечало Армянское радио, которое никто не слышал, интриговал Катанян, которого никто не видел, зато упоминали во всех комедиях Эльдара Рязанова, и развлекали армянские мультфильмы: «Ишь ты, масленица!», «Ух ты, говорящая рыба!», «Иди, ты, «Раздан» стал бронзовым призером чемпионата СССР!» (подсказка одно из этих произведений искусства так и не было снято).
Армения — самая счастливая страна, поскольку там родился Араик Маргарян, рекордсмен по количеству чемпионских званий. Армения — самая несчастливая страна, поскольку он выигрывал эти звания в другом государстве, для другого народа, находясь, как и священная для армян гора Арарат, в другой стране.
Так воспримем же эти слова, как тост, нальем и выпьем чай-кофе, айран либо джермук, чтобы прочесть книгу об Араике сыне Арташа из рода Маргарянов. Который характеризует свою принадлежность к двум странам и народам словами:
«Моя родина — это Армения. Вторая моя родина — Татарстан. Под дулом пистолета, везде скажу: моя родина — Армения. Жалею, что такой человек, как Минтимер Шаймиев или Рустам Минниханов, не был президентом нашей страны».
Рождение нашего героя
Родился Араик 8 мая 1951 года. Сама дата рождения, которую иногда называют неофициальным Днем Победы, напоминает о том, что даже, если бы мы хотели тему войны в этой книге, то сделать этого не удастся. Ту войну, которую выиграл советский народ. Не русский, татарский, украинский, и прочее, а советский, созданный Лениным и Сталиным, и проживший только этот конкретный исторический период, после чего снова разбежавшийся по «национальным квартирам». Ни один другой народ не выиграл бы у Гитлера, ни во главе с Николаем Вторым, ни с Временным правительством, ни с Учредительным собранием, ни с европейскими лидерами и их «ценностями». После войны, генеральный секретарь ЦК КПСС Иосиф Сталин, будучи выходцем с Южного Кавказа, прекрасно понимал страшную трагедию армянского народа, который был одним из наиболее разобщенных на земле. Вопрос о возвращении зарубежных армян в Армянскую ССР встал еще в 1944 году, а уже в апреле 1945-го, за месяц до фактического окончания Великой Отечественной, были открыты дипломатические представительства Советской Армении на ближнем Востоке — Иране, Ливане, Сирии, началась работа представительств Совета народных комиссаров при советских посольствах в африканском Египте, европейской Франции, Соединенных Штатах Америки.
— В футбол я сам себе закрыл дорогу, — вспоминает Араик Маргарян. — После первого перелома, когда встал выбор – хирургическим путем лечить или через отдых, я решил – через отдых. И после этого я еще ломал ногу два раза и в третий раз вообще ужасно ее сломал. В матче с иранскими армянами. Тогда из Ирана приехало шесть армян-футболистов, на этой основе была создана команда и она выступала против сборной Раздана. И я увидел, как они играют хорошим черно-белым мячом, тоже попросился поиграть и Баграм меня коленом сломал...»
Как бы странно не звучали сейчас слова Маргаряна о шестерых армянах-футболистах, вернувшихся на родину предков из Ирана, но это истинная правда. Только касаемо спорта в Советскую Армению вернулись футболисты Заназаняны (отец и два брата), Арутюн Кегеян, Акоп Чаликян, все из Греции. Жак Суприкян из Ливана, Роберт Анторян и Саркис Овивян вернулись из Турции в советскую Грузию, и со временем Овивян, транзитом через команду в Кутаиси, оказался на родине предков, поиграв за «Арарат». Также из Турции вернулись Овсеп Асатрян из Искендеруна, Арутюн Караджян из Трабзона, предки хоккеиста Андрея Алтыбармакяна. Более того, оттуда у Алтыбармакяна его странная фамилия, которая с турецкого, как, кстати, и с татарского языков переводится, как шесть (алты) пальцев (бармак). После Великой Отечественной войны в Советскую Армению переехал тренер турецкой сборной Рупен Семерчян, тренировавший ее на Олимпиаде в Берлине.
— Следить за собой по-взрослому, я стал, когда мне было четыре-пять лет, — размышляет Маргарян. — Принимать все близко к сердцу – вот такую особенность своего характера помню. Можно назвать это комплексом, но на мой взгляд это нормальное качество для становления маленького человека. Помню, мы играли с двоюродными братьями во дворе, и к ним домой зашли, чтобы воды попить, их мама мне сделала замечание, я так его принял близко к сердцу, что после этого они все были удивлены... Наверное, повышенное чувство стыда, но комплекс ли это, как сейчас говорят – не уверен. Я считал это в порядке вещей. Вот приходили к нам взрослые и мы стоим – человек пять-шесть, и я всегда становился сзади. Когда меня хвалили, я краснел. Еще помню, когда учился в первом классе, мама ушла на работу, я стал выполнять работу по дому. Дядя Вагран увидел, как я оттираю от грязи входную дверь не только с внутренней, но и с внешней стороны, то удивился и стал хвалить, а я сразу покраснел и убежал».
Молодые годы в футболе
— Мой папа Арташ из Раздана, работал там шофером, затем вырос до старшего автомеханика, наконец, начальника гаража, — рассказывает Араик Маргарян. — Он мне запомнился, как очень добрый, интеллектуальный человек, несмотря на отсутствие высшего образования. Это обычная история для тех лет, поскольку «свои университеты» люди того поколения проходили на войне, мой отец фронтовик, дважды был ранен. В первый раз в Геленджике, Краснодарского края, они там обороняли местную школу, и отец всю жизнь просил меня побывать там, посмотреть — как она? После второго ранения в августе 1943-го его демобилизовали.
Уже потом, по мере взросления, я анализировал его образ поведения и понимал, что отец даже молча мог «говорить», что необходимо сделать. В этом плане я немного не в него пошел, потому что быстро «закипаю».
После окончания фармакологического института ереванского медицинского института (ЕРМИ, которое затем прославила первая чемпионская команда Армении по КВН), маму по распределению отправили в Раздан, куда она переехала. У меня было два старших брата — Асканаз, который родился в 1944 году в Ереване, и Гамлет, появившийся на свет в 1946-м, это отец Жака Маргаряна, многолетнего сотрудника административного штаба «Динамо-Ак Барс».
Родина Араика Маргаряна – город Раздан. Любители спорта должны помнить, что так назывался центральный стадион в Армении, фанаты хоккея на траве наверняка что-то слышали о мужской команде из этого города. Расположен Раздан в 45 километрах от столицы Еревана, стал городом в 1959-м, поначалу его определили к Котайкскому району, который через два года был переименовал в Абовянский. Для любителей футбола должна быть известна команда «Котайк» из Абовяна, игравшая на уровне первой лиги чемпионата Советского Союза с 1985 по 1991 годы. Но о ней мы еще вспомним, соблюдая необходимую последовательность, а пока вернемся к послевоенной Армении.
— В советское время в Раздане проживало 85 тысяч населения – для маленькой Армении это немало. — говорит Араик Маргарян. — Большая доля республиканской промышленной продукции производилась на местных предприятиях. Был футбольный стадиончик, сыгравший большую роль в моей судьбе. Я учился в русской средней школе имени Надежды Константиновны Крупской и для того, чтобы спуститься на стадион, надо было пройти максимум 30 метров.
Араратская долина находится от нас в 65 километрах. У нас ровное место найти очень трудно. И городу, инфраструктуре, соответственно, приходится развиваться в сложных условиях. Вот стадион в Раздане построили – и с одной стороны он впритык примыкает к горе. В 1968 году к олимпийским играм в Мехико, в Цахкадзоре построили спортивную базу для подготовки сборных команд Советского Союза. Цахкадзор – это 1700 метров над уровнем моря и точно такой же климат в Мексике. Я читал «Физкультурник Армении», что советские спортсмены у нас готовились к Олимпиаде (Маргаряну тогда исполнилось 17 лет) точно в таких же климатических условиях. Вот это тоже на памяти. Уже потом старший брат приучил меня и к «Литературной газете», в которой часто печатался известный советский журналист Юрий Рост.
Я занимался футболом, ездил за 45 километров в Ереван. Когда уставший возвращался, прислонялся к маме Марьям и засыпал сидя. А дома старался выполнять любую работу, чтобы маме легче было (она была сердечницей). Она сыграла очень большую роль в моей жизни, в плане воспитания. А когда я уже осознал, что такое семья, то стал преклоняться перед отцом, перед которым до сих пор в долгу».
Спортивная Армения 60-х в игровых видах спорт это, как ни странно, прозвучало бы сейчас, прежде всего, баскетбол. Первым тренером сборной СССР был Степан Спандарян, сын большевика Сурена Спандаряна, а самым известным игроком был уроженец Египта Арменак Алачачян, первым призером чемпионата Европы стал Виталий Застухов, игрок тогдашнего «Спартака» из Еревана.
— Я был подвижным ребенком, во мне было столько энергии… Но определенного спортивного уклона до какого-то времени не было — считает Маргарян. — Рост у меня был маленьким и во втором классе посоветовала заняться баскетболом. Тогда считалось, что эта игра способствует увеличению роста. Рядом с нами была первая армянская школа. И меня туда пригласили. А за день до того мама положила меня в больницу с гландами. Второго апреля мне должны были их вырезать, но, проснувшись, я начал протестовать, уговаривая врачей отпустить меня на первую тренировку.
Играл я неплохо. Любил возиться с мячом, как Сергей Базаревич, всех обыгрывать, не любил отдавать пасы. Помню, когда бросал штрафные, если игра проходила вечером при электрическом свете, мне лампочки мешали и я, как капитан команды, просил нашего тренера, чтобы он наши игры ставил на дневное время».
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Свидетельство о публикации №226011800125