Кейс для художника. По рассказу А. А. Милна

Для чего мы живем? По рассказу А. А. Милна: The case for the artist

   Алан Александр Милн (1882 — 1956, англ. Alan Alexander Milne) — британский
   писатель, поэт и драматург, наиболее известен как автор сказочных повестей о
   «медведе с опилками в голове» — Винни-Пухе.
   И это его рассказ...

Какого художника? Я имею в виду, конечно,  Шекспира, но, может, вам больше нравится Бах, Веласкес или даже Фидий. Вас также можно назвать художником, если вы написали хотя бы  одно стихотворение из нескольких строчек, и при этом оно было  дорого вам, потому что вы вложили в него часть своей души.

Возможно, мы с вами еще не достигли тех высот, на которых стоит Шекспир, но мы — на его пути. Шекспир может быть представителем всех нас, или Веласкес, если вам так больше нравится. Пусть кто-то из них станет президентом Объединенной федерации художников. Но  какое место в общей картине мира может занять наша федерация?

Мы очень скромны  по отношению к себе. Иногда мы спрашиваем: какую пользу мы приносим государству по сравнению «с благородным добытчиком угля, почитаемым мастером сапог и богоподобным фермером пшеницы»?  Вероятно,  эти герои и есть опора общества, а мы — всего лишь случайное украшение. Удивительно, что нам вообще позволяют жить.
Или вот забастовки.  Одна такая забастовка может остановить всю страну, а если бы это сделали мы, все спокойно продолжали бы жить своей жизнью, а девять десятых населения даже не узнали бы, что мы отложили в сторону свои перья и кисти.

И все же не стоит огорчаться, потому что  с нами все в порядке. Что это так, можно понять, если изучить жизнь пчел. Мы знаем, что пчелы собирают летом нектар и пыльцу, а зимой кормятся этим нектаром, перерабатывая его в мед. Пчелы всегда очень заняты, но ведь и мы заняты тоже. Если прочитать книги о пчелах, можно узнать еще много чего интересного о пчелиной жизни, как интимной, так и общественной.

Пчела —  это  трудолюбивое насекомое, член образцового сообщества, которое трудится днем и ночью ради одной цели — благополучия будущего поколения. Пчелы, кроме того, оплодотворяют цветы, но совсем не намеренно.  Если какая-нибудь пчела захотела бы просто улучшать наши дельфиниумы вместо того, чтобы собирать нектар, то другие рабочие пчелы немедленно бы ее отвергли. Ибо в улье ничего не делается без этой единственной утилитарной цели. Даже трутни занимают свое место в общей схеме вещей; и когда следующее поколение обеспечено и они перестают быть полезными, то их  безжалостно изгоняют.

Пчела всю свою жизнь посвящает подготовке к следующему поколению. Но что будет делать следующее поколение? Оно собирается всю свою жизнь готовиться к третьему поколению… и так далее, до бесконечности. Восхитительное сообщество, говорят нам моралисты, какая самоотдача и какое самопожертвование! Но упустить столько радостей жизни; «отказать себе в удовольствии лениво полежать на спине в львином зеве, наблюдая, как маленькие белые облачка проплывают по синему морю; упустить эти вещи только для того, чтобы у следующего поколения тоже была возможность их упустить — разве это достойно восхищения»?
 
Что, по-вашему,  делают пчелы? Они живут жизнью, полной труда и самопожертвования, лишь для того, чтобы следующее поколение могло жить точно такой же жизнью ради воспроизведения потомства. Так они поддерживают «запасы пчел». Но разве это достойный ответ? Вот если бы у следующего поколения вдруг появилась возможность  раскрасить мак в более великолепный алый цвет, придать ему новый аромат или сделать хоть что-то новое и необыкновенное!  Но у пчел в этом мире только одна цель.

Придя к этому выводу о пчеле, вы почувствуете смелость. Потому что именно художник в человеке делает его более достойным, по сравнению с пчелой. Да, хлеб  необходим нам для существования, но какой смысл в существовании, если мы собираемся использовать свою жизнь только для выпечки хлеба? У людей "жизнь пчелы" тоже могла бы повторяться снова и снова, без какой-либо другой цели, кроме самого существования. И если это не так, то только  благодаря нам, художникам, в тот удивительный момент  жизни, когда возникает желание обозначить художественную часть нашей души, не имеющей ничего общего с повторением утилитарного и себе подобного.

Мы можем написать на могиле Шекспира: «Он создал Гамлета» или «Он был не для века, а для всех времён». Но и на могиле современного пекаря мы напишем: «Он обеспечивал хлебом человека, написавшего Гамлета», а про других напишем: «Они были не только для себя, но и для Шекспира». Мир без художников, как мир пчел, был бы тщетным и бессмысленным.
 
А как же исследователи и ученые?  Но все их изобретения существуют для того, чтобы сделать мир более комфортным для художников.  Пусть другие считают, что мы ничто — декоративны и несущественны, что именно они заставляют мир вращаться. Это нас не расстроит. Мы не смогли бы жить без них — это правда. Но у них вообще не было бы смысла жить, если бы не мы...))

  Р. S. Итак, только художественное творчество, а не что другое, отличает нас от
  иных представителей живой природы и проявляет нашу божественную сущность.
  Неожиданная мысль, не правда ли? Вот и мне она показалась такой. Сборник
  рассказов А. Милна попался мне случайно, когда я искала другие материалы о
  Шекспире, но я не жалею об этом. Было очень приятно, что известный писатель
  тоже любит Шекспира. К тому же А. Милн был так великодушен, когда пригласил
  всех нас в Объединенную федерацию художников)

Сборник "Если позволите" 1921 года (If I may) https://archive.org/details/bwb_S0-BGJ-960/page/n7/mode/2up


Рецензии