Отчёт сомелье о дегустировании красного вина
Объект исследования: красное вино, регион Кампания, красное, судя по этикетке Taurasi, судя по характеру - жидкое упрямство, по консистенции - «кровь Везувия», по статусу - опасно харизматичное.
Цель дегустации: понять вино и не обидеть его. Если повезёт – то и выжить.
Условия дегустации: бокал чистый, форма сомелье плюс-минус тоже.
Локация: Исторический центр, Неаполь. Шумно, пахнет пиццей и экзистенциальным кризисом.
Для исследования необходимо настроиться на жизненную философию, а потом переходить к моему меню с пастой и стейками, чтобы не улететь на Луну после первого бокала. Рекомендуется пить исключительно под аккомпанемент оперы, жирной пасты и в компании людей, которые не боятся, что их зубы станут цвета спелой сливы.
Идеально подходит как для шумной неаполитанской свадьбы, где бьют посуду и обнимаются, так и для ужина в дорогом ресторане, где все очень стараются соответствовать этикету, но вино всё равно потихоньку развязывает галстуки. Его ценят и экспрессивный южанин с активной жестикуляцией, и ироничный эстет с бокалом у камина.
Визуальный анализ
Очень важен первичный визуальный анализ, когда дегустатор пристально вглядывается в вино, а оно в него. Ножки на бокале такие стройные и изящные, что им можно предлагать работу моделью. Вино выглядит солидно, и сразу понятно, что шутки про «лёгкое розовое» здесь категорически неуместны.
Цвет вина густой, тёмно-рубиновый, как галстук мафиози на похоронах убитого по его же заказу конкурента. Свет не отражает, а поглощает. Бокал выглядит так, будто вино изучает сомелье, а не наоборот. Если закрыть глаза, слышно, как где-то спорят итальянцы. Отчётливо проявляется оттенок «я видел закат над Везувием и выжил», переходящий в «черноту неаполитанской ночи, когда отключили уличное освещение». Вино уверенно держится на стенках бокала, демонстрируя так называемые «слёзы», которые говорят либо о высоком содержании алкоголя, либо о том, что вино тоже растрогано встречей.
Обонятельное взаимодействие
Аромат выходит из бокала без разрешения. Первый вдох мгновенно перемещает дегустатора на склоны Везувия. Аромат настолько мощный, что если бы его можно было конвертировать в энергию, то полученного заряда хватило бы для освещения пары городских кварталов.
Сначала чувствуется чёрная вишня, слива и что-то подозрительно похожее на камень, который пролежал тысячу лет рядом с лавой. Затем проявляется нотки старой кожаной куртки дедушки и явный тон «пепла надежд», контрабандного табака и лёгкий намёк на «я пережил извержение и теперь мне всё можно». Приходит ощущение, что где-то рядом жарят баклажаны и артишоки. Если очень постараться, можно уловить некую минеральность, что бы это слово не означало на самом деле. Невольно вспоминается дедушкин подвал, где ничего не взрывалось, но могло, ведь у вин Кампании действительно «взрывной» потенциал, когда кажется, что пробка вылетит вместе с куском вулканической лавы.
Вкусовые характеристики
Первый глоток это не знакомство, а проверка на прочность. Сразу становится ясно, что это не просто вино, но настоящий боксёрский поединок.
Танины сразу дают понять, кто здесь главный и нападают без предупреждения, как мотоциклист на туриста в Неаполе на пешеходном переходе, и ведут себя так, будто дегустатор им должен кучу денег. Рот мгновенно превращается в пустыню Сахару, но очень элитную.
Тело вина плотное, уверенно занимает весь рот и отказывается съезжать. Такое ощущение, что вы жуёте бархатную штору в оперном театре Сан-Карло.
Кислотность бодрящая, как ледяной душ после бурной ночи, с южным темпераментом. Заставляет вспомнить все свои грехи и немедленно заказать к этому вину стейк размером с небольшой портфель.
Послевкусие длинное, как ночь южной Италии. В финале проявляется отчётливый привкус железа и вулканической серы. Кажется, если выпить ещё бокал, то можно предсказывать извержения или хотя бы жестикулировать так активно, чтобы сбить люстру. Вкус не уходит, а остаётся, садится рядом и молча смотрит, пока ты переосмысливаешь свои приоритеты. Через десять минут становится ясно: это Кампания, и она тебя запомнила.
Баланс соблюдён, хотя само вино уверено, что баланс создан для слабых. Послевкусие долгое, философское, с вопросами: «а не открыть ли ещё одну бутылку?» и главное «почему в Италии так вкусно жить?»
Правильные закуски
Вино из Кампании по силе удара сравнимо с извержением Везувия, и закуски к нему должны быть такими, чтобы они не просто «сочетались», а могли дать вину достойный отпор. Рекомендуется к блюдам из мяса, сырам с характером и разговорам, которые начинаются с фразы «а вообще-то я не пью». Создаётся ощущение, что вино не сопровождает еду, а требует жертвоприношения в виде мяса. Желательно в виде антрекота из говядины, посыпанного розмарином и черным перцем.
Главное правило: никаких легких салатиков! Огурец в компании с мощным вином из Кампании почувствует себя очень неловко, как первоклассник на нудистском пляже.
Если после пасты вы еще стоите на ногах, мясо на гриле облагородит структуру вина. Белок мяса моментально связывает танины, и - о чудо! - вино внезапно становится мягким, как котенок, и раскрывает ноты фиалки и нюансы ежевики. Вам нужен жир и соль. Жир обволакивает рецепторы, создавая защитный слой, чтобы танины не содрали с вас кожу, а соль заставляет вино казаться почти фруктовым компотом.
Совершенно незаменимы выдержанные сыры, нарезанные крупными кусками. Мясо и сыр будут биться с вином, как гладиаторы, а вы будете просто наслаждаться зрелищем и неповторимым вкусом.
Общее впечатление
Вино из Кампании не для всех, не старается нравиться и быть всем удобным, достойное, выразительное и слегка драматичное. Как хороший итальянский фильм: сначала сложно, потом интересно, а в конце хочется аплодировать и налить ещё. Оно проявляет характер, южный темперамент, вулканическое прошлое и полное отсутствие желания быть простым. Оно как «типичный житель Кампании»: сначала кажется резким и опасным, но через полчаса вы уже лучшие друзья с ним, поёте песни и планируете вместе ограбить холодильник. Рекомендуется людям с характером, к блюдам с жиром и суровой судьбой, под разговоры, которые начинаются с «а вообще-то…».
Заключительным аккордом дегустации станет горький шоколад с минимум 85% какао и с кристаллами морской соли. Сладость убьет это вино, сделав его горьким лекарством, а вот горький шоколад подчеркнет «дымные» и «землистые» нотки.
После такой дегустации есть риск проснуться с сильным желанием купить оливковую рощу под Салерно и начать общаться жестикуляцией даже по телефону.
Свидетельство о публикации №226011800983