Разведка тайн и поступков, часть 7

 
Приобщение к разгадыванию тайн и поступков или к азам разведки с детства

Жизнь деревенских мальчишек, о которых идет речь в рассказах автора, приходилась на военные и первые послевоенные годы. Это сказывалось на их поведении, так как они почти все росли без отцовской опеки. Поэтому пацаны, с одной стороны, старались заменить своих отцов в труде и в поведении, а с другой, чувствуя себя с детства уже взрослыми, они были очень упрямыми и трудными в поведении. Им почему-то не хотелось полностью подчиняться матерям и бабушкам, наверное, потому, что они мыслили уже мужскими понятиями, а не женскими. Понятно, это не нравилось женщинам. Но им нравилось то, что в них проявляется мужское начало, и это женщин радовало.  Но понятно, одновременно и огорчало. Им хотелось, чтобы дети  были абсолютно послушны им. Но как найти выход из этого противоречия, никто этого  не знал.  Но они видели, что мальчики с удовольствием слушают взрослых мужчин, а в деревне из таких мужчин был только дядя Иван. Поэтому женщины очень надеялись на помощь в воспитании детей со стороны Владимира и Михаила. Ведь не случайно после отъезда на службу и на учебу во Владивосток, парни как-то сразу повзрослели, стали как-то более сговорчивыми и ответственными как в быту, так и в учебе. Женщинам казалось, что все мальчики хотят быть военными  походить на дядю Володю. Теперь может быть и Михаил их чему-нибудь научит, думали они. Но пока он отправился в гости в другую деревню. Где-то дня через три Санька с Танькой начали спрашивать Авдотью (бабушку Павлика):
- Чё-то сын-то твой загостился?
- Не знаю, бабы, он же мне об этом ничего не говорил.  Нагуляется и придет.
- Поскорей бы уж. Ты бы сказала ему, когда уходил, чтобы быстрее возвращался. Мол, все бабы деревни его ждут.
-Ну, чтё от вас толку-то? Ему, поди, баские девки нужны, а не бабы с ребятами.
- Да ладно тебе, Авдотья! Мы чай не хуже девок-то, если разобраться... – пошутили они.

Дядю Мишу с нетерпением ждали  деревенские друзья Павлика. Хотя у них после отъезда Владимира, было чем заниматься.  Надо было пристально следить за учительницей, как ни как, а Витьке Татьяна Васильевна может дальше стать тётей. И теперь всё, что разузнают о ней не только он, но и Алешка  Павлик, и доложат об этом ему, он должен будет сообщить брату через год. Так что задача для ребят Витькой была поставлена реальная, и ее нужно было выполнять. Так  что перед Павликом задача негласного наблюдения   за учителем первого класса была снята. Теперь надо было помогать Витьке  и докладывать ему о поведении Татьяны Васильевны. Но вторая четверть еще только начиналась, обеды с гречкой в школе продолжались, но учительница перестала появляться перед первым классом. Теперь учитель назначал в качестве дежурных девчонок класса, которые и таскали с первого этажа на второй гречневую кашу.
- Неужели Татьяне Васильевне дядя Владимир запретил подавать тарелки с кашей – думал про себя Павлик, ставя себе в заслугу, что сказал об этом ему.   
- Может зря сказал? – сомневался про себя Павлик и тут же заключал: «Возможно, из нее получится хорошая хозяйка. А это ведь так будет важно для дяди Владимира».

Наконец, Павлик и его друзья дождались возвращения из гостей Михаила. Но он удивил не только их, но и свою мать. Вернулся не один, а вместе с двумя двоюродными сестрами. Бабушка, увидев их, тепло поздоровалась, но оставшись с сыном наедине, упрекнула его:
-Ой, сын, как ты подвел меня! Ведь просила-то тебя пригласить гостей на твои проводы, я бы к тому времени приготовилась к их встрече, напекла бы печева, сделала бы  бражку. А чем теперь их угощать, не приложу ума.
- Да ладно, мам! Что есть, того и поедим. А для выпивки я купил две бутылки красного вина. Были на кладбище в селе Ильинское, где продавали не дорогое вино. Так что к ужину сделай нашу любимую селянку, постав самовар, попьем чаю с медом и конфетами,  а для веселья выпьем вина.
- Ну, ладно. Это сделать не трудно. Ты хоть расскажи, как там поживает моя сестра с мужем? Ни кто из сыновей с войны-то не вернулся?
- Да нет, все пять сыновей  у нее ведь погибли?
- Я знаю, но может хотя бы один еще объявится. У нас ведь случай  в деревне уже был. Степан-то вернулся после получения извещения о пропаже без вести.
- Конешно, всё возможно,  в этой жизни. Но случай со Степаном еще ни о чем не говорит. Война-то ведь уже больше года, как закончилась, но,  к сожалению, никто больше с нее не возвращается.
- А вот Санька и Танька все еще ждут своих мужей. Тоже была не похоронная, а пропажа без вести – подытожила разговор с сыном Авдотья.
Весь этот разговор сына с матерью возле печки подслушивал и Павлик, пока двоюродные сестры за столом щебетали с Галкой. А он решил, что на сегодня его подготовка к завтрашним урокам откладывается. Тем более, отойдя от матери, дядя Миша подошел к девицам и шутками, прибаутками украсил их беседу. Павлик отправился к бабушке помогать готовить ужин. 
Ужин прошел очень весело. Может из-за того, что вся троица гостей вместе с Галкой  угостилась красным вином. А вернее, на взгляд Павлика, этот веселью вечер был обязан только благодаря дяде Мише.
- Вот бы мне так научиться организовывать вечера – думал Павлик. Но где-то через час с лишним ужин был окончен. Девушкам хотелось поплясать. Самая отчаянная из них Нюрка отрыто заявила об этом Мише.
- Павлик, сбегай в дом к Гавриле. Скажи, что дядя Миша просит на вечер дать ему гармонь Николая. Я видел, когда мы там с тобой были, она стояла у них на людном месте. Да попроси прийти к нам Вальку и  Катьку. Мол, дядя Миша очень хочет, чтобы они пришли в гости.
Для Павлика это было чем-то вроде почетного задания. Он быстро сбегал и принес гармошку.
- А почему ты один? – был вопрос дяди Миши.
- Дак я всё им сказал. Они в ответ заявили, что им надо еще собраться.
- Ну ладно, давайте, девчата пока попоем песен под гармонь и спляшем.
- Дак, хоть бы пригласить соседа Аркашку.  А то, что будет всего один мужик на пять девок – предложила Галка.
- Да зачем он тебе? Ему через год, другой в армию идти. Считайте за кавалера, кроме меня еще и Павлика.
Тут же спели под звуки гармошки задорную песню Клавдии Шульженко «Давай закурим по одной». Павлик, слушая красивые и такие запоминающие строки, пытался понять, почему в их роду почти никто не курит, а песня всем нравится. Наверное, решил он, что ему следует изменить сложившуюся ситуацию и начать со временем курить. Ведь, как красиво курил его кумир дядя Володя.  Пока девки пели другие известные всем песни, появились Валька с Катькой. Дядя Миша каждую из них обнял и налил по полстакана вина. И сразу объявил кадриль. Девки сразу возмутились.
- Какая же кадриль без кавалеров?
- Вы разбейтесь на три пары, и айда - под звуки гармони на кадриль! – скомандовал Михаил.
- Да как же, из пяти девок сделать три пары?
- А вы подсоедините еще и Павлика! Как ты не возражаешь и готов ли к кадрили?
- Ага, готов, только в паре с Галкой – был ответ Павлика.
- А на гармошке-то ты случайно не научился еще играть?
- Да как же я на ней научусь, если у нас дома нет ее? – ответил Павлик и встал в пару с Галкой.
Исполнение деревенской кадрили из десяти колен или переходов заняло всего минут пятнадцать. Наиболее бедовая из девчат Нюрка успела спеть три частушки с использованием матерных слов, оправдывая это тем, что исполняла роль разбитного парня. Все посмеялись над ней, а она такая рыжеволосая и от того, еще более красивая, после кадрили пустилась в пляс, увлекая за собой остальных девчат. Вечерка закончилась часов в полночь. Дядя Миша ушел провожать Вальку с Катькой, а гости начали готовиться ко сну. Тетя Галя решила положить своих сестрениц почивать на кровати. Им с дядей Мишей она постелила матрац с теплым одеялом на полу в горнице. Но Павлику не хотелось здесь спать, поскольку он помнил, что тут лежала два года назад мертвая мама. Поэтому он намекнул об этом тете Гале. Та сначала возмутилась этим, но потом поняла свою ошибку и отправила его на печь или на полати. Когда вернулся домой дядя Миша, Павлик не слышал, потому что быстро забрался на печь, где уже спала бабушка, лег с ней рядом и быстро уснул. И даже не слышал пения петуха в курятнике в избе.

Утром, как полагается, первой проснулась бабушка. Спустилась с печки и зажгла коптилку, быстро умылась и занялась растопкой огня в печи, чтобы испечь блинов для гостей и шанег. Потом, когда к бабушке присоединилась Галка,  и они тихонько начала переговариваться, Павлик слышал их отдельные звуки. Полшестого его разбудили. Он понял, что не выспался, но встал, как положено, умылся сел за стол, где его уже ждали привычные блины, закуски и Галка прямо из печи на сковороднике начала подавать горячие блины. Дальше быстро оделся, взял холщовую сумку, в которой еще с вечера были положены учебники, тетради, ручка и карандаши, посмотрел в окно напротив, увидел вышедшего из дома Витьку, распрощался с бабушкой и Галкой, и вышел навстречу к Витьке. Не успели они подождать других учеников из деревни, как возле них уже оказались Зойка и Алешка, увидели идущую к ним с другого конца Томку.
- Ну, что идем в школу-то или не пойдем нынче? – задал вопрос Витька.
- Почему не идти-то? Конечно, пойдем! – отвечала за всех Зойка.
- Дак, ты, наверно, не заметила волчьих следов-то в деревне? Посмотри под ноги. Вся      
дорога-то в волчьих  следах.
- Дак это же не в первый раз – возразила Зойка и продолжала  «А ось повезет и сегодня».
- Ну, как скажешь? Пойдем – объявил всем Витька и первым вышел на дорогу, ведущую к школе через лес и поле.

Шли в темноте тихо, больше смотрели в темноте на волчьи следы на дороге, чем вокруг. Поэтому удачно дошли до леса. Там снега по нападало совсем мало, поэтому волчьих следов почти не было видно. Молча прошли километра три лесом. Где-то перед  поворотом  дороги на Вершины следы отвернули от дороги на Ивакинцы и пошли в сторону Вершин.  Это ребят очень обрадовало.  Впереди показалось поле, длиной больше километра.  Перед полем остановились, перевели дух, минут пять постояли и двинулись вперед к деревне и дальше к школе. Дойдя до деревни, разделились на две колонны, потому что школа находилась в двух двухэтажных домах, в разных концах деревни. Здесь уже все оживились и радовались после удачной дороги без волков.
- Знаешь, Алешка, я сегодня могу получить двойку. Вчера в связи с приходом дяди Миши не успел подготовить ни одного задания учителя.
- Ну, ты даешь Павлик! - только  и успела сказать Томка.

- Да, как и ты,  я вчера что-то не выучил стихотворение – с грустью ответил Павлику Алешка.
- Да ничего сегодня же суббота. Может, пронесет – выговорил Павлик.
 
Первый урок прошел удачно. Учитель объяснял, как надо вести счёт и делать записи чисел на сложение и вычитание.  Павлик с Томкой в первый  перерыв поели блинов с маслом, которых бабушка внуку положила  с расчетом и на свою внучку Тамару. На втором уроке учитель проверял умение школьников на сложение и вычитание. Это не составляло никакой трудности  для обеих. А после двух уроков был большой перерыв на обед. Им дежурные принесли  о тарелке каши. Поэтому с гречкой справились с трудом.  Правда, Павлик спросил Томку:
- Ты же сегодня дежурная и может, видела там на первом этаже школы Татьяну Васильевну?
- Нет, ее там не было. А чё она так тебе нужна?
- Да знаешь, я дяде Володе про нее такое наговорил, что она нам носит тарелки с кашей  в класс.
- Ну и чё? Ведь правда носила.
- Ну, теперь-то не носит? Боюсь, если он узнает, что наговорил её кавалеру о ней я, то в третьем классе она меня возненавидит.
- Дак до третьего-то класса, она и тебя-то забудет, а не то, чё ты о ней говорил.
Четвертый урок был на улице перед школой. Это была физкультура. Перед школой стояли Турник для подтягивания, поднятое Бревно для хождения и поддержания равновесия школьников, Канат (шест) для подъема вверх с помощью рук и ног, Яма с песком для прыжков в длину. Но сначала была зарядка по голосу учителя. Затем попрыгали в длину. Здесь первым оказался Помелов Игорь и только третьим Павлик. Девчонки класса пробовали держать равновесие на бревне. После прыжков мальчики перешли к подъему вверх на канате. Лучше других здесь был Черменин Мишка. По окончании урока школьники возвратились в класс, взяли свои сумки и отправились  к проулку, где собирались все вместе для того, чтобы  идти домой в деревню.

По дороге Витька всех расспросил, что нового они услышали от учителей, что может быть, ученики из других деревень рассказывали о каких-либо случаях, может, о волках или о лосях, о других животных.
- Да зачем нам слушать-то о лосях-то, когда они не опасны для нас – заявил Алешка. – К тому же я получил двойку.
- С чем тебя и поздравляю! Это тебе урок на будущее. А что касается лосей, то осенью-то, говорят, и они опасны, потому что  ищут лосих и дерутся между собой  - ответил Витька.
Погода в этот день разгулялась, светило солнце, мороз был, но очень умеренный. Валенки не скользили. Поэтому дошли хорошо. Новых волчьих следов по дороге не было почти не видно. Витька еще раз напомнил Павлику, чтобы тот обязательно всё выведал  у дяди Миши об истории образования деревни.
- Да у него нет времени-то для рассказа. Его, по-моему, больше интересуют девки, чем мы – ребята. Но я обещаю, что буду ему напоминать об этом.
За разговорами дошли до деревни быстро. Павлик уже был настроен Витькой на разговор с дядей Мишей. Но войдя в дом, он понял, что дяди в избе почему-то не было.
Спросил бабушку, куда делся дядька?
 - Да он, вместе с сестрицами ушел на вечерку к Черменятам.
- А почему они не попались нам навстречу?
- Да они-то ведь ушли напрямую. Дорога-то на Черменята пока еще хорошая. Снегу нападало пока мало.
- И что с ними и Галка ушла?
- Миша звал и её. Но она отказалась. Её председатель заставила срочно составить отчет о количестве заработанных трудодней колхозниками в сентябре и октябре месяце. Поэтому пообедала и ушла в дом председательницы.
Павлик не особенно расстроился из-за отсутствия дяди. Решил, что это даже и хорошо. У него будет свободное время для подготовки к занятиям. А задание на разведку об истории деревни подождет.

 


Рецензии
Доброго вечера, Анатолий!
Всё интересно из прошлой жизни. Невольно сравниваю со своей. Я родился в 35-м году. К началу войны мне не было и шести, а к концу - почти десять. Тебе, видимо, близко к этому. Начиная с 43-го года мы каждую зиму голодали. В школу тоже ходили за пять километров, но по степи. И собой никакой пищи не давали - нечего было дать. Много ли получали пшеницы, где мололи? У нас к Новому году мука заканчивалась, дальше выручала картошка и соленые капуста и огурцы. Был год, когда и картошки не хватило, семена резали на дольки и съедали. Впрочем, всё это есть в моих рассказах, но они по темам и не такие подробные.
Всех благ!
Василий.

Василий Храмцов   19.01.2026 17:13     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий за такой рассказ о себе и своей юности! Что касается питания, то и у нас голодными годами, но всегда ближе к весне были годы вплоть до 49-50. О пшенице мы не могли и думать. У нас она давала очень малый урожай. Основным зерном у нас был ячмень. В каждом огороде сеяли ячмень и сажали картошку. И не много получали ржи на трудодни. Когда уже совсем хлеба не было, то тут в августе поспевала рожь и чтобы остаться живыми и еще работать председатель как-то договаривался с уполномоченными райисполкома и понемногу давал на трудодни по несколько килограмм ржи. Её хватало до вызревания ячменя на личном подсобном хозяйстве. И дальше нужно было сельчанам печь больше, чем на половину с картошкой. Моя бабушка была очень экономной и как-то рассчитывала, чтобы подольше хватило муки до получения ржи. Но и она часто ошибалась. В результате пекли лепешки с красным клевером и лебедой. Помню, я никак не мог глотать их без молока. Ладно еще коровы здорово выручали. Плюс ко всему у нас было два улья пчел, десяток кур, овцы и теленок. Дальше ждали ягоды землянику, потом малину и чернику. И плюс собирали в апреле, когда сходил снег, пестики полевого хвоща. Ои буквально нас спасали от голода.

Анатолий Нестеров-Пантыльский   19.01.2026 19:06   Заявить о нарушении