Предатели из спецслужб. Глава. 51 Публицистика
Умные люди управляют жизнью, а мудрые - проливают на неё свет и создают новые трудности.
Эмиль Нольде (настоящее имя — Ханс Эмиль Хансен) — немецкий художник-экспрессионист, мастер картин маслом и акварелиэ
В январе 1977 года он через Вену прибыл в Москву, где руководство высказало явное неудовольствие по поводу тайников, заложенных в Чикаго (одну закладку не удалось обнаружить, а вторая оказалась повреждённой), а также по вопросу внедрения в Гудзоновский институт, которое Земенек считал невозможным из - за изъянов в легенде.
Беседа закончились тем, что Земенек отказался возвращаться в США, и руководству пришлось срочно вызывать в Москву его первого оператора, который сумел уговорить Земенека продолжить работу.
В расстроенных чувствах Земенек вернулся в Нью-Йорк, а 02 мая 1977 года он был задержан агентами ФБР по обвинению в шпионаже в пользу СССР.
В результате он был поставлен перед выбором: либо он, его жена Инга и сын Петер подвергаются аресту и предстают перед федеральным прокурором, что со всей неизбежностью влечёт за собой длительное тюремное заключение всех троих, либо он начинает активно сотрудничать с ФБР, становясь, таким образом, агентом - двойником.
По здравом размышлении Земенек выбрал второй вариант и рассказал ФБР всё, что знал. Так же поступили и Инга с Петером, причём Петер сделал это с явным облегчением, так как стал сотрудничать с КГБ не по убеждению, а из уважения к отцу.
Таким образом, все нелегальные операции КГБ, к которым имел отношение Земенек, отныне оказались целиком под контролем ФБР.
В мае 1977 года Инга под контролем ФБР встретилась в Мехико с оператором КГБ и получила от него новое расписание радиосвязи и новые шифры.
Несколько позднее из Центра поступила директива, предписывавшая Петеру летом отправиться в Саудовскую Аравию, и запрос: не собирается ли Инга, по обыкновению, и в этом году посетить Европу.
Ответ Земенека, согласованный с ФБР, гласил, что Петер не может выехать за границу, так как усиленно занимается, а у Инги возникли осложнения с венами на ногах, что, наверное, не позволит ей, как обычно, посетить Европу.
Москва вполне удовлетворилась ответом и продолжала поддерживать связь с Земенеком в соответствии с расписанием. В январе 1978 года из Центра пришло сообщение, в котором говорилось, что ему присвоено очередное звание — полковника.
В марте 1978 года Земенек по требованию Центра приехал в Мехико, где оператор передал ему 15 000 долларов США и уточнил отдельные детали дальнейшей учебы Петера.
Встреча прошла совершенно естественно, и по возвращении в Нью-Йорк Земенеку поручили подыскать шесть тайников для лица, проживавшего в Далгрене, штат Вирджиния.
Это задание крайне обеспокоило ФБР, так как в этом районе располагался совершенно секретный научно-исследовательский институт ВМФ, занимавшийся разработкой принципиально новых видов вооружения.
В ФБР была создана специальная группа, которая вела круглосуточное наблюдение за всеми шестью тайниками.
Эта операция продолжалась с октября 1978 по март 1979 года, а потом была неожиданно свернута. К концу лета 1979 года Земенек и ФБР исчерпали все возможные объяснения Центру, почему Инга и Петер уклоняются от встречи с представителями КГБ за пределами США.
Поэтому было решено прекратить операцию и выполнить данное Земенеку обещание.
Двадцать третьего сентября 1979 года семья Земенек, заручившаяся новыми документами исчезла из Нью-Йорка в неизвестном направлении. Москва же забила тревогу лишь в декабре, послав Земенеку телеграмму: «Возможно, за вами установлено наблюдение.
Примите необходимые меры предосторожности. Ждем вас в Вене, где вы получите новое назначение». Ответа на телеграмму Центр не получил. И только в марте 1980 года ФБР сообщило о переходе на Запад полковника Рудольфа Германа, агента-нелегала КГБ с 17-летним стажем.
В интервью Д. Баррону, автору книги «КГБ сегодня», Земенек сообщил, что ФБР вышло на него в конце 1974 — начале 1975 года, причём, по утверждению допрашивавших его агентов, он сам не допустил ни малейшей ошибки, которая могла бы послужить причиной провала.
Следовательно, провал произошёл в результате ошибки куратора или предательства сотрудника КГБ. Последнее представляется более вероятным.
Известно четверо сотрудников КГБ, работавших в 1974–1975 годах на западные спецслужбы и имевших отношение к проводимым на территории США операциям: А. Кулак с 1962 года, И. Кочнов с 1966 года, О. Гордиевский с 1974 года и Б. Южин с 1975 года.
Однако Кочнов, по всей видимости, был подставой КГБ, А. Кулак, хоть и находился с 1971 по 1977 год в Нью-Йорке, специализировался на легальной научно-технической разведке, Б. Южин находился в Калифорнии и вряд ли мог что-либо знать о нелегалах КГБ.
В то же время О. Гордиевский в 1966–1970 годах работал в управлении «С» в Дании, а в 1973–1978 годах там же по линии ПР. В данном контексте заслуживает внимания сообщение Земенека о том, что, возвращаясь из СССР в США летом 1974 года, они с Петером в Копенгагене пересаживались с теплохода на самолет.
И когда они спускались по трапу теплохода, их начали усиленно фотографировать туристы-англичане. Конечно, Гордиевский не мог знать, кто такой Земенек и куда он следует. Но как заместитель резидента он вполне мог участвовать в операции обеспечения транзита нелегалов и сообщить об этом в СИС.
Косвенное подтверждение этой версии содержится в книге Ю. Дроздова. Что же касается задержания Земенека в мае 1977 года, то это вполне естественно, так как он возвращался из Москвы крайне возбуждённым и расстроенным, и в ФБР правильно рассчитали, что у них есть шанс на его вербовку.
Вообще, судьба Земенека любопытна с точки зрения возможности использовать семейные пары с детьми в качестве нелегалов.
Такое положение значительно облегчает обустройство нелегала и обеспечивает ему определённый душевный комфорт.
Но с другой стороны, в случае провала семья тяжёлым грузом повисает у него на ногах и открывает контрразведке благоприятную возможность для вербовки.
Так, действующие в одиночку В. Фишер (Абель) и К. Молодый (Лонсдейл), после ареста рискующие только собой, отказались от сотрудничества с контрразведкой, а Земенек, ответственный за судьбу жены и двоих сыновей, пошёл на предательство.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №226011901858