Азаргошасб - великий храм огня

Профессор Ибрахим Пурдавуд

Это английский конспект лекции профессора Пурдавуда на персидском языке, прочитанной им  20 мая в рамках программы Недели Древнего Ирана (17-23 мая 1968 года).

Многие из древних мест Ирана были приписаны простым народом царю Соломону. Гробница Кира Великого в Моргхабе известна как гробница матери Соломона (Кабр Мадар Солейман). Храм огня в Хузестане называется мечетью Соломона (Масджид-е-Солейман, нынешнее нефтяное месторождение названо соответственно). Рядом с озером Урмия у нас есть древние руины, известные как Зендан-е-Солейман (тюрьма Соломона). И в трех километрах к востоку находится Тахт-е-Солейман (трон Соломона), тема нашего сегодняшнего разговора.

В древние времена великий храм огня венчал собой гребень 6000-футовой горы с видом на озеро и был целью паломничества для тысяч иранцев, особенно  военного класса, включая царя царей, который совершал паломничество туда сразу после своей коронации или перед отправлением в военный поход.

Сэр Роберт Кер Портер был первым европейцем, который обнаружил руины в 1819 году. За ним последовал Генри Роулинсон (позже посвящённый в рыцари) в 1838 году. Сэр Генри оставил нам самое яркое описание этого места. В 1937 году Эрик Шмидт сделал аэрофотосъемку участка. А. В. Поп и Д. М. Уилбер обследовали его в том же году. А в начале 1959 года Ганс Хеннинг фон дер Остен возглавил совместную германо-шведскую экспедицию, но сдался перед лицом суровой зимы, последовавшей за прекрасным летом. Немецкая археологическая миссия в Иране продолжает работу по сей день.

Нет никаких сомнений в том, что руины Тахт-э-Солеймана покрывают курганы, которые, должно быть, были одними из самых ранних жилищ человека в Иране. Недавние американские раскопки отодвинули историю этой области за пределы 3000 лет до нашей эры. На самом деле, исторические данные показывают, что ахемениды, парфяне, сасаниды и даже племена более поздних веков, такие как моголы XIII века, поочередно оккупировали эту область.

Хотя ученые по сей день расходятся во мнениях, нет недостатка в доказательствах того, что этот участок принадлежал Азаргошасбу - священному огню класса воинов. У класса священников был свой огонь - Азар Фаранбах, в Каряне в Фарсе, а класс крестьян стекался в Хорасан на востоке, они совершали свое паломничество и просили защиты у своего огня - покровителя - Азара Борзина Мехра. Огонь Азаргошасба, будучи местом, которому покровительствовала царская власть, был самым великолепным из всех трёх огней и мог похвалиться весьма богатой казной.
Именно этот знаменитый храм огня византийский император Ираклий разграбил в 524 году в отместку персам, штурмовавшим Иерусалим и пятью годами ранее забравшим святой крест, на котором был распят Иисус. Хотя Хосров II забрал благодатный огонь и увез с собой большую часть казны, римляне нашли достаточно для грабежа. Здесь можно отметить, что не персы, а европейцы (римляне) разграбили святой город Иерусалим, иранцы же сохранили святой крест и после своего поражения вернули его в 626 году. Крест доставили обратно в Иерусалим с помпезной церемонией.

Римляне пишут о разрушении стен города-крепости, называя его то Газой, то Газаком и Газанком. По сути, это все производные от Гянджака, что в переводе с персидского означает "сокровищница", одно из имен, под которым был известен Тахт-е-Солейман. Абу Саид Абдул Малик ибн Карлб Асмаи (900 год н.э.) говорит о великом храме огня в Шизе, где Хосров II молился перед битвой со своим братом Бахрамом Охобином.

Гянджак и Шиз - лишь две части одного составного слова. У нас есть Денкард на пехлеви, состоящий из двадцати  одного наска, включающий все писания Авесты. Известно, что он был записан в двух экземплярах, и что один экземпляр хранился в Деже Нипиште или Персеполисе и был сожжен Александром Македонским, а другой хранился в Гяндже Шипигане и был уничтожен римлянами (такими же европейцами, как македонцы и греки). Название Шипиган, записанное на пехлеви, может также читаться как Шичиган или Шизиган.

Другие древние книги на пехлеви и персидском языке  говорят нам, что один экземпляр хранился в Персеполисе, а другой в храме Азаргошасб - факт, который подтверждает мнение, что Шиз, Азаргошасб и Тахт-е-Солейман одно и то же место. Более того, мусульманские писатели и географы, такие как Табари, Абу Дулаф, Ибн Хордадбех и Якут аль-Хамави, все как один писали, что Азаргошасб был в Шизе в Азербайджане.

Абу Дулаф (X век) подробно описывает великий город,  обнесенный высокой стеной с <безымянным> озером в центре, ручьями, вытекающими из озера, каждый из которых достаточно силен, чтобы вращать мельницу. Он также говорит о великом храме и вечном огне, горящем внутри него. И о том, что этот храм огня был наиболее высоко почитаем зороастрийцами. Четыре столетия спустя Мостуфи также описывает это место. Уровень воды в озере к тому времени уменьшился, из него вытекали только два ручья, каждый из которых был способен вращать мельницу.

Руины Тахт-е-Солеймана сегодня имеют явные следы существования здесь форта с высокими стенами и озера размером 80 на 120 метров, из которого вытекают два ручья. Вода течет так же, как в древние времена, но огонь физически потушен, он укрылся лишь в сердцах народа Ирана. А гора, когда-то желанная цель паломничества многих преданных и отважных воинов, ныне терзается лишь киркой и лопатой археологов. Так проходит мирская слава!

Перевод с английского,
Журнал Anjoman Farhang Iran Bastan,
Том 1, №2, декабрь 1963 г.


Рецензии