Завет любви

     Древние народы не имели божественного откровения, которое было достоянием только одного избранного  Израильского народа. Они поклонялись небесным светилам и силам природы, духам, животным и растениям, обожествляя их. Древние греки и римляне почитали множество богов, которые были похожи на людей, но обладали бессмертием и сверхспособностями. Индийские народы верили в пантеон богов индуизма, при этом постепенно формировались и другие пути духовного развития, основанные на учении Будды. Абсолютно  все мировые  религии были бесконечно далеки от познания истинного Бога.
    Лишь народ Израиля, почитающий Иегову, знал Его как Единого Сущего. Однако и он, воспринимая Творца как Судию и карателя, был также далек от понимания того, что Бог есть любовь. Действительно, Христос является Судьей, но прежде суда Он приходит на землю, чтобы своей любовью примирить Бога с человеком, отпавшим от истины. Приходит не для наказания, а для спасения людей. С рождением Христа мир буквально пронзается этой любовью и становится другим. Ради любви Бог, умаляя Себя, становится Человеком! Ради любви сама Вечность входит в земное время, подобно солнцу освещая светом истины все народы и каждого! Ради любви она несет в мир обновление, рождая людей для новой жизни, для вечности.
     Сама Любовь спустилась на землю! Но мы перестали чувствовать это, потеряли способность питать свою жизнь смыслом, довольствуясь внешними формами, за которыми не замечаем главного. За внешней радостью праздника не видим этой божественной любви, без которой не может быть и самой жизни. Рождество нам кажется таким теплым, добрым, веселым и ласковым праздником, но это не только яркие елочки и сияющие гирлянды, мерцающие лампадки и свечки, красивые вертепы и подарки... Это прежде всего духовное переживание праздника.  Выдающийся русский прозаик, "певец старой Руси"  Иван Шмелев, замечательно описывая уклад жизни дореволюционной Москвы, показывает Рождество как чудесный праздник, наполненный сиянием звезд и морозным воздухом, густым звоном колоколов, ароматом елок и мастики, шумом ярмарок и гуляний, а также глубоким религиозным чувством. В рождественском кондаке поется: "Дева ныне рождает Существующего прежде всего созданного..." Это песнопение подчеркивает, что Христос рождается сейчас, сегодня в яслях человеческого сердца! Он рождается для всех и навсегда, ибо у Бога ничто не уходит в прошлое, но все пребывает вечно.
    В этом рождестве необходимо остановиться на важных смысловых акцентах, которые не позволяют забыть какой ценой совершается наше спасение. В Византийском искусстве  11-12 веков существовали иконы,  иконографические изводы которых представляют собой самые изысканные и богословски  утонченные образцы. Каждое евангельское событие предстает в них как символический образ всей истории спасения. Иконописец не просто изображает евангельский эпизод, но и показывает его как часть вечной небесной литургии.  И это влияние, характеризующее все византийское искусство, наиболее ярко проявляется в синайской иконе 12 века "Рождество Христово", автор которой прямо следует литургическим текстам, поэтически сравнивающих Рождество и Распятие, образующих одно целое.  Мысль о рождестве неизбежно приводит к теме распятия, вызывая большую остроту эмоционального переживания. Центр композиции составляет пещера с образами Богоматери и Младенца. Сразу бросается в глаза скорбный лик Пресвятой Богородицы, которая к тому же изображена  в черных одеждах. Ясли Христа в соответствии с древней традицией уподоблены алтарному престолу. Сам же спеленутый Младенец напоминает о завернутом в плащаницу теле Христа, прообразуя искупительную жертву. Черная пещера вызывает ассоциацию с адом, косвенно указывая на будущее Воскресение. Купель в сцене омовения показана в виде литургической чаши, в которой приносится Евхаристическая жертва.
    Видите, каким глубоким смыслом наполнялся ранее праздник Рождества Христова. К сожалению, мы утратили эту культуру, перестали чувствовать боль в этом событии, по сути являющимся преддверием страданий и смерти Христа. Для нас этот праздник только лишь радостный и миленький, а  для Бога не нашлось места на огромной земле. Но несмотря на наше непонимание и равнодушие, Христос по Своей любви  приходит в мир не как грозный Царь, ожидающий повиновения, а как Младенец и слуга, открывающий  новое время благодати.  Для Него нет такого преступления, которое бы оказалось сильнее Его любви к человеку. Но вот почему-то  мы постоянно  скатываемся в ветхозаветную эпоху, забывая  о том, что  живем в Новом Завете  любви.
     День Рождения Иисуса Христа стал таким величайшим событием, которое изменило всемирную историю, дало миру новый календарь и язык, новую цивилизацию и культуру. Вообще, образовался тот христианский мир, которого доселе не было.
     Существует единая формула святых отцов, которая раскрывает тайну воплощения Сына Божьего: "Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом". И это неслыханное для людей событие не могло не разделить человеческую историю на две эпохи. Конечно, новая христианская эра распространялась в мире постепенно. К примеру, лишь в 525 году Дионисий Малый предложил вести отсчет времени от Рождества Христова, а наши предки вплоть до 1700 года отсчитывали даты от сотворения мира. Так в старых Месяцесловах можно встретить следующее название праздника: "Рождество Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в 5508 году от Сотворения мира, в царствование Кесаря Августа, в Вифлееме Иудейском".  Ну, а дата этого праздника, 25 декабря, была установлена уже в 4 веке.  Этот день зимнего солнцеворота стал символом, выражающим победу Света над тьмой. Наконец-то, во всех уголках вселенной воссияло Солнце Правды и никто не в силах погасить этот Свет Рождества!
    Поразительно, но в настоящее время новая эра, завоевав  землю,  принята во всем мире, что во всяком случае отражено в документах ООН.  Недаром в древности Рождество сравнивали с особенной торжественностью Пасхи. Мало кто знает, что  в старых богослужебных книгах к обычному названию этого праздника присоединялось еще одно: "Пасха. Праздник тридневный"! Потому что с рождения того Младенца, Который  изменил лицо вселенной, в мире запустился процесс воскресения. Само Небо, упав на землю, заглядывает в глаза каждому человеку, напоминая о вечной жизни.


Рецензии