О чудесной силе шаманов

Исторически первоначальными в культурном отношении являются представления о том, что человек творит чудеса силой духов, с которыми он связан особой, интимной связью. Духи при этом понимаются как нематериальные сущности, наделенные рассудком и волей, обычно закрытые для человеческого восприятия (иногда они открываются обычному человеку). Сами духи обладают разными сверхъестественными способностями и в определенных условиях могут наделять ими человека.

Классический пример взаимодействия человека с духами составляет шаманизм. По мнению современных исследователей, главные идеи, лежащие в основе шаманизма, в целом таковы: «есть духи, более могущественные, чем люди; их надо ублажать; у отдельных людей это получается лучше, значит, духи предпочитают иметь связь с ними» [Басилов 1984, с. 10] . В силу этого шаман служит духам и, таким образом, оказывается посредником между людьми и духами. Ср.: «Итак, наиболее важная задача шамана – быть ходоком в мифические иные миры. Именно эта приписываемая ему способность отличает шамана от прочих “специалистов” по связи с духами» [Басилов 1984, с. 22].

Принято считать, что сила шамана, позволяющая ему творить чудеса, составляет продолжение силы того духа, который установил с ним связь. Это не совсем так. На самом деле чудотворная сила шамана обусловлена целым рядом моментов, часто сочетающихся парадоксальным образом.

Яркими чудесами прославился бурятский шаман Махунай (вторая пол. XIX в.). По свидетельству современников, он садился в сани и ехал в них без лошадей. Согласно преданию, некий «иркутский начальник» захотел убедиться в его силе. Привезли семьдесят возов соломы, завалили ею Махуная и подожгли. Когда огонь угас, он встал невредимым – только стряхнул с себя пепел. Чудо иного рода продемонстрировал некий шаман хантов. Его будто бы спустили в прорубь, завернув в сети и рассудив так: если он «сильный» – освободится. Когда участники этой «проверки» возвратились домой, они нашли шамана сидящим за самоваром [Басилов 1984, с. 29]. Алтайского шамана Бади, согласно легендам, враги убивали три раза, и каждый раз он оживал. 

Шаманы творят и прочие чудеса, отмечаемые в различных религиозных системах – ср.: «Сибирские, эскимосские и североамериканские шаманы летают. Во всем мире колдунам и знахарям приписывается эта магическая способность» [Элиаде 1998, с. 353]. Но их не волнует, как эти чудесные явления эмоционально воспринимаются окружающими.

Неоднозначен вопрос об источнике шаманской силы. Очевиден тот факт, что она самым непосредственным образом связана с силой духовной сущности, обретающейся в шамане. Во время камлания шаман вмещает в себя духа, после чего приобретает его свойства и силу; и все сказанное шаманом считается исходящим от духа. Так, при вмещении духа огня шаман обнаженными ногами ходит по горящим углям, без последствий для себя манипулируют раскаленными железными предметами, облизывает их – вообще не боится экстремально высоких температур. Точно так же он может преодолевать воздействие экстремально низких температур. Один из исследователей шаманизма рассказывал об этом следующее:

Погода стояла исключительно холодная, градусов до 50, со слабым, но неприятным пронизывающим ветерком. Нужно было удивляться закаленности шамана, на котором был только костюм из тонкой кожи, надетый на голое тело. На голове нисколько не защищающая от мороза открытая медная шапка… Хоровод продолжался двадцать минут. В то время как с шаманом ничего не случилось от мороза, я, делая снимки, успел отморозить себе пальцы [Басилов 1984, с. 156].

Общую установку в понимании источника силы шамана и его способности творить разные чудеса (прежде всего – поиски и сохранение человеческой души в потустороннем мире) сформулировал Л.Я. Штернберг. Он, в частности, писал:

Сверхъестественные силы шамана покоятся не в нем самом, а в тех духах-помощниках, которые находятся в его распоряжении, Это они изгоняют болезни, они сведут шамана в самые отдаленные, недоступные обыкновенному смертному места, чтобы отыскать и выручить душу больного, они помогают приводить душу умершего в загробный мир и они внушают ответы на все вопросы, предъявляемыми шаману его поклонниками и клиентами [Штернберг 2018, с. 141].

Индивидуальный фактор силы шамана определяется процессом его «пересотворения». Это обязательная процедура, превращающая обычного человека в шамана.  Во время этой процедуры духи разрубали будущего шамана на мельчайшие кусочки, затем кусочки складывали и тело принимало прежний вид. Иногда будущего шамана варили в большом котле или бросали части его тела в ледяную воду, закаляя его. При «пересотворении» шаман получал новые органы чувств, дающие ему новые, чудесные способности. Ср.:

Перед тем как отпустить Дюхаде, кузнец вынул у него глаза и вставил другие. Своим железным пальцем он просверлил шаману уши, приговаривая: «Т ы будешь понимать и слышать разговоры растений». Просверлили затылок, сказав: «Ты будешь понимать и слышать разговоры растений, находящихся сзади тебя» [Бесилов 1984, с. 62].

Я и сам не знаю, где находятся эти вставленные глаза, думаю, под кожей. Когда камлаю, я ничего не вижу настоящими своими глазами, вижу теми, вставленными. Когда меня заставляют искать какую-либо потерянную вещь, завязывают мои настоящие глаза, и я вижу другими глазами гораздо лучше и острее, чем настоящими [Басилов 1984, с. 160].

При рассмотрении шаманизма обращает на себя внимание еще одно обстоятельство. Шаману в разворачивающемся перед ним «ином мире» духи демонстрируют себя как некие реальные сущности, которые могут иметь разный вид. С одной стороны, они могут иметь вид живых существ. Например, у чукчей это звери и птицы: волк и ворон, мышь и сова, горностай, морж, белый медведь. Эскимосы представляли себе шаманских духов в виде касатки, волка, белого медведя, ворона, горностая, журавля.

Басилов В.Н. Избранники духов. – М.: Политиздат, 1984. – 208 с.
Штернберг Л.Я. Первобытные религии в свете этнографии: Исследования, статьи, лекции. – М.: ЛЕНАНД, 2018. – 592 с.
Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. – Киев: «София», 1998. – 384 с.


Рецензии