Сапиенсы. Часть первая

«Бог создал человека, потому что разочаровался в обезьяне. После этого он отказался от дальнейших экспериментов.» (Марк Твен)

Латинское слово «homo sapiens» переводится как «человек разумный», но я бы не торопился с таким определением самого многочисленного и широко распространённого вида приматов. Они, конечно, выделяются устойчивым прямохождением, всеядностью, в большинстве, - относительно членораздельной речью, умением пользоваться огнем, обладают эпизодической памятью, гибкой мимикой, отчасти, самосознанием, развитой префронтальной корой головного мозга, связанной с высшими когнитивными способностями, и, даже на пару процентов отличаются генетически от собратьев – шимпанзе, но несмотря на это, не стоит забывать известную мысль Джонатана Свифта, поддерживаемую в дальнейшем рядом этологов: "Я убедился, что определение «человек - разумное животное» фальшиво и преждевременно. Правильнее формулировать: «человек – животное, восприимчивое к разуму»."

И пришлось мне (а что еще оставалось?), разделить сапиенсов на три, а то и на четыре, последовательно сменяющие друг друга уровня эволюционного развития, дабы, всё же, пусть и в конце концов, но узаконить определение «разумный», хотя бы и отчасти.
Вспомним Конрада Лоренца: "Я долго раздумывал, где промежуточное звено между обезьяной и человеком, пока наконец не понял: мы и есть это переходное звено". И пусть называется оно «homo sapiens», без перевода, человек первого уровня развития, или, к примеру «охлос», по Сократу и Платону. Описывать не буду, кто только об этом не говорил, скажу лишь, что оных - подавляющее большинство, прорабатывающих земной плотный план во всей своей полноте с неизбежным ненавязчивым развитием интеллекта. Как поётся: «А путь и далёк, и долог, и нельзя повернуть назад…», И путь тот никто не мерил.

Но, по прошествии тех самых неисчислимых тысячелетий, сапиенсы, проработав и как следует раскрутив нижние чакры, переходят из детского сада и младшей школы в среднюю, а, постепенно и в университет, осваивают третью чакру, манипуру, задумываются о четвертой, анахате, а то и поглядывают на пятую, вишуддху. Вот этих, поставивших во главу угла интеллект, и можно назвать, например, «homo sapiens sapiens», двойной сапиенс, то бишь, вполне разумный, или «демос» по Платону.

Однако, помимо вертикального различия, о котором идет речь, существует еще и горизонтальное. Даже у шимпанзе есть самки, всегда готовые порвать пасть соседке и не только, а есть те, которые о всех заботятся. Так и у хомо, одни, допустим, во втором классе школы, сидят на первых партах и прилежно учатся, другие же, двоечники, на последних, шалят и проказничают, однако все относятся к одному классу, но отличники из второго класса катастрофически отличаются от отстающих студентов второго курса универа.

Вопрос, однако, остается открытым, ну с какого, спрашивается, бодуна, экспериментаторы, решившие внести и проявить сознание в нашем Земном плотном и грубом плане, остановились на этих хитроватых, вороватых, жадных и агрессивных обезьянах, перед котом стыдно, что, других не сыскали, ведь дай им волю, всю планету разворуют, недра высосут, остальное загадят. Ну, бесконечно воевать и убивать представителей своего же вида, - еще полбеды, всё сокращается их численность, да толку мало, плодятся.

Нет, я уже слышу ответ, мол и так, и сяк пробовали, тут главное дотянуть до массового второго-третьего уровня эволюции, а там, и до четвертого рукой подать. Ага, дотянули, Лемурию с Атлантидой уже схлопывали, опять сначала? Взяли хотя бы направление миролюбивых бонобо с их матриархатом, все проблемы решают только любовью, в смысле, сексом каждые полтора часа, и ни единого убийства, не то, что эти кровожадные шимпанзе.

Но, похоже, не мне решать, если эти экспериментаторы и промахнулись, всё равно не признаются, как и жена, и сам виноват будешь. А про третий-четвертый, ради которого, собственно всё и затевалось, в следующий раз.

20.01.26


Рецензии