О девизе русских офицеров царской России...
Некто пишет: «Бред какой-то, написано же, чтобы я Бога возлюбил всем сердцем, как я могу в таком случае отдать сердце женщине? Адам уже отдал ей свое ребро и для нее этого хватит». Не таким забавным, но гораздо более серьезным и важным требующим пояснения оказался второй комментарий: «На всяком Богослужении священнослужители произносят такие слова: "Яко Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь!". Так что Честь нашу мы тоже воздаем Господу Богу нашему, а не никому». Быть может, и вправду следует упрекнуть русских православных офицеров в том, что они по небрежению к Богу «заигрались» в «честь» и «женщин»? Начнем в порядке поступления комментариев.
Итак, автор первого комментария ошибается! Слова этого девиза далеко не бред и одно другому не только не противоречит, но и является непременным условием! Бог - есть любовь и человек любит Богом в сердце своем. Не отдав сердце Богу, вы вообще не сможете никого любить, вы сможете только по страстям хотеть! Поэтому и сказано прежде всего: душа – Богу! Сердце это лишь часть души и сердце – женщине означает только один из этих пунктов искренней верности русского офицера!
Теперь заблуждения второго автора. К сожалению, им неверно понимается сам смысл слова «честь», а потому и выражения: честь – никому! Дело в том, что церковнославянское «честь» имеет несколько разных, но сходных по смыслу значений = цена, достоинство, уважение… Оказывать кому-то честь – это значит признавать его совершеннее, достойнее, почетнее себя, ставить выше себя! Чтить других – это значит держаться в отношении них последней, скромной, смиренной части…
Отдав душу Богу и веруя в Него, мы всегда воздаем Ему славу, уважение и поклонение как высшему нас – т. е. чтим высшее несравненное достоинство Господа. Это Его честь, а не наша! Наши честь и достоинство тоже есть. Они существуют потому, что существуют отношения между людьми и они очень разные. Наша честь никому не нужна, кроме нас самих. По отношению к нам других самых разных людей, по тому – кто, за что и как нас чтит, мы можем понимать, какие мы есть и стараться исправлять себя по заповедям Господа. «Честь – это внутренняя совесть, а совесть – это внутренняя честь» - говорил Цицерон. Стремиться к истинной чести – это держаться всегда в отношении других людей последней, скромной, смиренной части нисколько при этом не утрачивая своего истинного достоинства. Именно это и позволяло русским офицерам исполнять свой нелегкий долг перед Богом, людьми и отечеством! Вот для чего человеку нужна его честь, и вот что значит: честь – никому!
Свидетельство о публикации №226012002231