Герои СССР. Афган. Иван Барсуков. Глава 2

Глава. 2                Начало славного пути.


Наследственность, окружение и случай – вот три распорядителя нашей судьбы.

Рюноскэ Акутагава — японский писатель, классик новой японской литературы. Известен рассказами и новеллами.

Родился 01 марта 1892 года, Кёбаси, Токио, Японская империя. Умер 24 июля 1927 года (35 лет), Кита, Токио, Японская империя.


Иван Петрович Барсуков (22 января 1948 — 18 мая 2001 годы) — Герой Советского Союза, советский и белорусский офицер - пограничник, участник Афганской войны в должности начальника десантно - штурмовой маневренной группы 35-го пограничного отряда Восточного пограничного округа — майор, в 1991-м году — полковник.

Иван Петрович Барсуков родился 22 января 1948 года в селе Казгулак Петровского района Ставропольского края в семье колхозников, родился после войны в семье возвратившегося к мирному труду солдата.

Ставрополье – край аграрный, а уж Туркменский район – тем более: почти 92% его территории занимают земли сельскохозяйственного назначения, а оставшиеся 8% – это деревни, села, станицы.

Понятно, что и население там по большей части крестьяне, работающие на полях с утра до ночи: село расположено в зоне рискованного земледелия, в открытой степи, где сильные ветра – явление обыденное, и чтобы собрать хороший урожай, нужно было работать, не покладая рук.

Страна, только что пережившая огромную войну, поднималась из руин, возрождала разрушенную экономику.

Основное внимание партия и правительство уделяли восстановлению крупной индустрии, электростанций, металлургии и машиностроения, создавала атомную бомбу, перевооружала авиацию на реактивные самолёты.

На все и были направлены почти все финансовые и материальные ресурсы, до сельского хозяйства руки доходили совсем не в первую очередь.

Тракторов за пять лет войны было выпущено 39,3 тыс., тогда как в последнем предвоенном – 31,6 тыс. штук, сеялок, зерноуборочных комбайнов, плугов и другого сельскохозяйственного инструмента заводы практически не выпускали, запчастей для техники и в мирные-то годы не хватало, что уж говорить о послевоенной разрухе…

Заводы, выпускавшие удобрения, делали, в основном, взрывчатку.

Да ещё и тяглового скота, на котором можно было пахать, осталось очень мало: что-то эвакуировали – не гнать же своим ходом обратно, что-то угнали немцы, что-то съели жители: оккупанты не кормили, советского централизованного снабжения не было, а жить-то надо, ведь летний урожай 1942 г. практически полностью погиб.

В общем, то, что люди в деревне пахали на себе, вовсе не преувеличение. А тут еще через год после Победы засуха обрушилась на самые плодородные районы, и в 1946–1947 годах в стране был голод, причем, именно там, где хлеб сеяли и убирали. Жизнь была крайне тяжелой, и после отмены в декабре 1947 г. продовольственных карточек и проведения денежной реформы легче стало ненамного.

Саша родился как раз через месяц после отмены карточек и денежной реформы, и вместе с родителями, уже в младенчестве испытал все тяготы жизни. Возможно, тогда и началась закалка характера будущего Героя.

Никаких ясель – садиков, нянь – гувернанток в деревне не было, родители день-деньской были в поле, и, хочешь не хочешь, а станешь с пеленок самостоятельным и ответственным.

В школу Ваня пошел в 1954-м. Село небольшое, школа маленькая, и в первый класс детей пришло не много, хотя примерно в эти годы в школу пришли дети, родившиеся через два – три года после окончания войны, когда с фронта вернулись миллионы мужчин, и рождаемость существенно возросла.

С первого сентября в Советском Союзе было отменено раздельное обучение мальчиков и девочек, введенное в 1943 г., хотя Саше оно не грозило: в сельских школах мальчики и девочки и так вместе учились, но даже при этом классы были полупустые.

Маленькая речка, в честь которой названо село, прямо за околицей протекала, так что летом проблем с досугом не было: купались, загорались до негритянской черноты, рыбу ловили, в войнушку играли, вооружившись самодельными деревянными автоматами, устраивая считалочки для того, чтобы выбрать, кто сегодня будет немцем.

Отец Ивана воевал в Отечественной и хотел, чтобы сын отдал жизнь армии.

И хотя маленький Ваня не видел войны, уже в мальчишеские годы серьёзно и осмысленно воспринимал рассказы отца о войне, его тревогу и беспокойство о мире.

Детство провёл в родной деревне. Это были первые послевоенные пятилетки, страна возрождалась после разрухи.

Хотя день Победы был обычным рабочим днем, в школе проходили встречи с односельчанами, вернувшимися с войны – в те годы слово «ветеран» еще не вошло в повседневный обиход, да и назвать ветераном мужчину, которому едва 35 исполнилось, язык как-то не поворачивался.

Эти мужественные, скромные люди стали для него примером служения Отчизне.

Фронтовики старались говорить только о чем-то светлом, и всех ужасов войны детям не рассказывали.

В школе отличали Ивана завидное трудолюбие, настойчивость, отзывчивость и товарищество.

Учился Ваня средне – и в отличники не выбился, и троечником не был. Но в этом он мало отличался от большинства деревенских сверстников, но не потому, что были они лоботрясами и бездельниками.

Просто очень много времени отнимала работа на приусадебном участке, помощь родителям по дому.

На всю жизнь остался в памяти Барсукова день вступления в комсомол. Это было в восьмом классе. Почетно было приобщиться к подвигам молодогвардейцев и других героев - комсомольцев, воевавших на фронтах Великой Отечественной.

Успешно закончив школу, Иван подался в родной колхоз. Трудолюбивый парнишка работал, как говорится, не покладая рук. Но…

Пришло время служить в армии. Физически сильного парня весной 1967 года определили на службу в погранвойска.

Многие ребята завидовали ему – то поколение молодежи зачитывалось книгами о подвигах пограничников, немало было и кинофильмов, рассказывающих о героических буднях защитников рубежей нашей Родины.

Непреложным законом на все годы службы для Ивана Петровича Барсукова стали отцовские слова, сказанные им при прощании: "Главное для солдата – дисциплина и мастерство. Без них не научишься одолевать врага".

Срочную службу проходил в Закавказье рядовым. Как лучшего пограничника его направили в школу сержантского состава.

Возвратившись на заставу командиром отделения, он продолжал совершенствовать свое мастерство и одновременно учил своих подчиненных.

Ответственность за свои действия переросла у Барсукова в ответственность за дела коллектива, за надежную охрану государственной границы в целом.

И вот Иван уже просит совета у отца:

- Хочу навсегда остаться на границе.

Ответ был коротким:

- Твое решение одобряю...

Последовали курсы младших лейтенантов при Московском пограничном командном училище в 1969-м году. Быстро пролетел год учёбы на офицерских курсах в Москве, и первая звёздочка засияла на погонах Ивана Барсукова.

Новым местом службы для него стал Краснознаменный Восточный пограничный округ.

От своего первого командира А.Борисова Иван Барсуков на всю свою жизнь усвоил правило: командир во всем должен служить примером своим подчиненным, перед солдатами он обязан всегда быть уверенным и спокойным, несмотря ни на какие личные неприятности и невзгоды. А характера у него хватало…

В 1982 году на долю пограничника выпало ещё одно нелёгкое испытание – служба в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

Продолжение следует …


Рецензии