Изгнанники

       Когда-то давным-давно ехал я летом в поезде по маршруту «Барнаул - Днепропетровск» Где-то на Урале сел ко мне по соседству мужчина средних лет с рюкзаком и чехлом, полным удочек. Как тогда было принято, выпили-закусили и разговорились. Оказалось, сосед мой страстный рыболов из КазССР. Каждое лето он объезжает разные «рыбные места» Советского Союза. В этот раз был на озере Чебаркуль, что в Челябинской области РСФСР.
     Уже захмелев, мой сосед разоткровенничался и все сетовал, что нельзя ездить на рыбалку, как делал это Хемигуэй. «Порыбачить бы в Атлантике. Почему я не могу поехать за границу, хотя бы на Кубу. Она ведь наша, советская»
     Тут мне нужно объяснить некоторые сокращения, которые я использовал по старой памяти. КазССР это Казахская Советская Социалистическая Республика, а РСФСР это Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Разговор наш был в далёкие семидесятые годы прошлого века.
     Я, тоже уже захмелевший, стал «подначивать» соседа. Говорил ему, что он и так постоянно ездит за границу: то в Украину, то в Россию, то в Латвию. Он, конечно, возражал, что все это, мол, одна страна. Меня, как говорится, «черт дёрнул» возразить ему в сердцах: «Сегодня одна страна, а завтра много...»
Посмеялись, выпили ещё «по последней» - тогда ещё никто не боялся слова «последний», и легли спать...
     Если бы события этой истории показывали в кино, тут должно бы быть затемнение. Следующий кадр: станция Петушки. Пограничники проверяют документы и багаж на границе независимой Республики Казахстан и независимой Российской Федерации...
     Тут стоит сказать, что в предыдущем эпизоде, в поезде, я ехал в Целиноград, КазССР чтобы устроиться на работу. Мы с семьёй переезжали туда из РСФСР.
     Прошло десять лет. «Грянула» перестройка, потом «парад суверенитетов»
Теперь, чтобы поехать к маме, которая осталась в свободной России, мне нужно было пересекать границу. Поезд сначала стоял в Казахстанском Илеке, а потом в Российских Озинках. Для того, чтобы съездить к теще в Украину, приходилось пересекать две границы: Казахстан-Россия и Россия-Украина.
     Неудобства, конечно, были. Поезд подолгу стоял на пограничных переходах. Шли проверки документов и багажа. Я ездил часто и быстро привык. Пассажиры, которые впервые проезжали границу, однако, возмущались.
     До последнего времени я не думал, что живу «на чужбине», в эмиграции. За долгие годы жизни среди дружелюбного казахского народа, я, потихоньку, привык и к обычаям и к языку Республики Казахстан.
     Но вот пришёл 2014 год. Россия присвоила украинский Крым. Не востоке Украины начались бои. Так страшно было слышать знакомые названия как места сражений. В Дебальцево я выходил, когда ехал к родичам. Ехал до Шахтерска. В жаркие летние дни ездили купаться в Зугрэс.
     В те годы мама была еще жива. Я часто ездил к ней в свой родной посёлок, стоявший среди саратовских степей. Удивительно, но все соотечественники, которых я встречал в посёлке и в поезде, что двое суток вёз меня через просторы России, считали, что «крымнаш».
     А бои все шли и шли. Уже сепаратисты сбили пассажирский самолёт и убили сотни людей, а знакомые и близкие мне люди все были «за»...
     Пришел, наконец, 2022 год. Грянула война. «Вставшая с колен» Россия вторглась в «самостийную» Украину.  Мама моя к этому времени умерла, но в России осталась племянница, её дочка, там по-прежнему живут мои одноклассники и сокурсники.
     С годами я стал замечать, что все меньше понимаю их, оставшихся «на родине предков» Ответ на вопрос из песни «Хотят ли русские войны» оказался совсем не таким, как я считал. И моя русская тридцатипятилетняя племянница и русский восьмидесятилетний мой сокурсник хотят!
     Странные чувства посещают меня, когда я задумываюсь об этом. Вот, в Европе есть изгнанники из России. Родина отвергла их, потому, что они  против войны. А как быть мне? Меня никто не изгонял, я давно живу вдали от земли предков. Но я против войны! Я изгоняю из своего сердца этих соучеников и родственников. Моих бывших соотечественников. Это они все изгнанники из мира добра, справедливости и закона...


Рецензии