На пути к новому образованию В проблематике познан

На пути к новому образованию
В проблематике познания российское, да и мировое высшее образование можно охарактеризовать следующим образом: учат не тех, не тому, не так и очень медленно. Современная система образования сложилась в высокое Средневековье и мало изменилась с тех пор, несмотря на смену двух общественно-экономических формаций и одной фазы развития. Она построена на разрыве процессов учебы и деятельности, ориентирована на предметный подход и монодисциплинарность, во всех своих звеньях устойчиво воспроизводит управленческую пирамиду. Студенты получают информацию в процессе прямой трансляции, контролировать этот процесс они не могут. Проверка знаний осуществляется в ходе экзаменационных сессий, и качество этого «измерительного прибора» оставляет желать лучшего. Коэффициент полезного действия системы образования как генератора кадров для процесса познания близок к нулю. Три процента, характерные для паровоза, - это наш послезавтрашний счастливый день.
Что должно измениться? Прежде всего, сроки получения высшего образования должны значительно сократиться. Речь должна идти об очень интенсивной, но короткой учебе. Даже год представляется недопустимо большим сроком. Современные молодые люди справедливо говорят: «Дайте мне образование за полгода, и я дорого заплачу за это. А за три года или тем более за шесть лет оно мне не нужно и даром». Короткое образование строится по совершенно другой логике: модульность курсов, «глубокое погружение», снятие серотонинового барьера и активизация памяти, деятельностный подход к образованию, использование технологии организационно-деятельностных игр для «размонтирования» мышления и ролевых игр для инсталляции онтологии. Об этом можно писать много, но контуры проекта понятны и так, а детали будут многократно изменяться в процессе реализации.
Образование на огромных перегрузках могут выдержать, не потеряв ни здоровья, ни креативных способностей, только совсем маленькие дети или, напротив, сформировавшиеся взрослые люди, решившие значительную часть своих жизненных проблем (работа, деньги, семья, дети) и вступившие в этап личностного роста. То есть мы должны предсказать, что одна часть высшего образования резко помолодеет и начнет работать с контингентом возраста 11-13 лет, если не младше, а другая столь же резко по¬взрослеет и обратится к людям 30-40 лет. В перспективе обе линии сольются в единую гетеровозрастную систему, но это произойдет не завтра.
Заметим, что современное высшее образование пытается научить едва ли не самый неподходящий для этого «материал»: молодых людей, находящихся в поиске себя, спутника жизни и своего места в этой жизни. В Средние века, когда с детьми работать не умели, а возраст пятьдесят лет обозначал глубокую старость, ориентация высшего образования на подростков была понятна и оправданна, сейчас она является привычным анахронизмом.
Предложенные шаги - изменение контингента, с которым работает высшее образование, и методов, которыми осуществляется преподавание, - повысят эффективность образовательной системы, но не решат проблему кризиса онтологии, в том числе «научной», позитивистской, натурфилософской онтологии. Поэтому необходим следующий, еще более сложный шаг.
Познание, как и образование, складывается из трех независимых и одинаково важных системных деятельностей - распаковки, компактификации и коммуникации. Сегодня баланс этих деятельностей нарушен в пользу распаковки. И НИРы, и НИОКРы, и ОКРы представляют собой распаковку того, что было сделано фундаментальной наукой и про¬цедурой ее технологизации.
Крен в сторону распаковки, «научного производства» означает, что противоположной операции - компактификации информации - не придается должного значения. Современный мир не компактифицирован. Научное и преподавательское сообщество не может ни правильно учить детей, ни корректно общаться с элитами именно потому, что владеет знанием, не отлитым в компактную обозримую форму.
Не меньше проблем и с коммуникацией. На Западе в этой деятельности преуспели больше, чем в России, но и там методы коммуникации находятся на пещерном уровне. ¬Поэтому даже то знание, которое является вполне компактифицированным (высшая математика, электродинамика, специальная и общая теория относительности, нейролингвистическое программирование), не может быть корректно передано учащимся.


Рецензии