Царственное священство

     "Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет".
                1Пет. 2, 9.

      Меня сильно огорчает то, что  современные христиане забыли о своем высоком призвании. Занимаясь с людьми,  стараясь побудить их к глубокому осмыслению веры, я ставлю перед ними прямой вопрос:
 - А вы знаете о том, что все вы являетесь царями и священниками?
Ну тут у всех просто крышу сносит от невероятного открытия и удивления, ибо люди думают, что этого просто не может быть! Но ведь Библия ясно свидетельствует, что каждый верующий во Христа, являясь царским ребенком, имеет священное служение, которое не  ограничивается лишь духовенством, а принадлежит всем христианам без исключения. Это высокое знание, призывая нас к активной, динамичной жизни и совершенству,  необходимо, важно и ценно. Недаром первоверховный апостол Петр так светло и возвышенно рисует предназначение христиан.И в Апокалипсисе апостол Иоанн Богослов написал, что Христос "соделал нас царями и священниками Богу".
       
     В иудействе из всех колен было выделено Левиино колено, которому только и принадлежало  священство, отделенное от народа Израиля. Во времена Ветхого Завета никому не позволено было совершать священнодействие, кроме одних иереев, однако в праздник Пасхи  каждый приносил агнца в жертву, некоторым образом становясь священником. Также на страницах Библии возникает загадочный и таинственный образ  Мелхиседека, который является самым ярким ветхозаветным примером царственного священства. Это был одновременно и царь Салимский, и священник, который благословил самого патриарха Авраама,  получив от него десятину.  Его имя означает "царь справедливости".Именно он, являясь примером вечного священства, стал прообразом Иисуса Христа.

     В Новом Завете уже весь народ, помазанный Святым Духом, посвящен на  служение Богу. Каждый христианин, получив дары Духа, поставляется на определенную ступень своего служения и  становится священником. Однако сегодня Церковь, совершенно забыв слово апостола Петра, фактически отказалась от всеобщего священства. Печально наблюдать, когда ее большая часть стала аморфной, безвольной, лишенной права голоса. Христиане, снимая с себя ответственность в решении вопросов, привыкли перекладывать ее на плечи священников. Само незнание, что они священники, или нежелание быть ими очень прискорбно.

      Мало кто знает, что вплоть до конца 18 века  люди сами выбирали достойного кандидата в священники, представляя его архиерею для посвящения, и епископ, в большинстве случаев доверяя им, рукополагал его в сан. Причем община подавала правящему архиерею поручительство, в котором подтверждалось добрая жизнь кандидата. Кстати, в Русской православной церкви заграницей выборы священников до сих пор могут происходить на уровне приходского собрания, когда сами прихожане избирают из своей же среды наиболее подходящую кандидатуру.

     В России не раз поднимался вопрос о выборности духовенства. Так, Поместный Собор 1917-1918 годов, подготовленный русскими богословами, стал одним из главных событий второго тысячелетия. Это был потрясающий Собор, просто невероятный по своей насыщенности и диапазону  от восстановления Патриаршества до приходской революции на основе соборности с широким участием мирян в церковной жизни.

   К сожалению, сегодня забыли, что в ранней Церкви существовал институт диаконисс, восходящий к апостольским временам. Это была особая категория женщин, принявших посвящение, которые несли жертвенное служение, помогая священникам в таинствах, проявляя заботу о нуждающихся и больных, занимаясь благотворительностью и проповедью христианства. Их посвящение происходило в алтаре, соединяясь с возложением рук епископа и молитвой, после которой архиерей возлагал на их орарь обоими концами вперед. После посвящения они входили в состав клира.  Интересно, что само слово "диаконисса" в древнегреческом языке употреблялось как в мужском, так и в женском роде. Первое упоминание об этом чине относится уже к первому веку, когда апостол Павел говорит о служительнице церкви Фиве, имя которой обнаружено в византийских молитвах на посвящение диаконисс. В первые века  для этого служения избирались в основном благочестивые вдовы, а Халкидонский собор 451 года разрешил поставлять и дев, которые не связаны семейными узами.  Это и понятно, ибо их обязанности были такими разносторонними, великими и трудными,что не могли совмещаться с семейными обязанностями.  Диакониссы, являясь прекрасными учителями веры, готовили к крещению женщин и помогали епископу в их крещении, причем нередко становясь их восприемницами. Также им доверялось приносить больным Святые Дары на дом.  Кроме того, они посещали исповедников веры в тюрьмах.

     Наверное, одной из самых известных диаконисс  раннехристианского периода является мученица Татьяна, жившая в третьем веке в Риме. Многие ее знают, как  покровительницу  студентов и просвещения, но редко упоминают о ее служении. Она была дочерью богатого римлянина, который воспитал ее в христианской вере. За добродетельную жизнь Татьяна была назначена диакониссой Римской церкви. В царствование императора Александра Севера она приняла муки за Христа. Согласно древнему преданию, после истязаний ее бросили на арену Колизея, чтобы голодный лев растерзал ее, но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую усекли мечем. Таких как она раньше называли "мартир", что означает "свидетель". Это человек, свидетельствующий  о своей вере, ради которой не боится и умереть.

     Институт диаконисс исчезал постепенно. К концу 11 века этот чин практически перестал существовать. Дольше всего он сохранялся в Константинополе, но к 14 веку окончательно исчез. В России в 19 и 20 веках неоднократно предпринимались попытки возрождения этого служения. К примеру, в 1909 году великая княгиня Елизавета Федоровна при создании Марфо-Мариинской обители обратилась в Святейший Синод с предложением восстановления чина диаконисс. Хотя все члены Синода поддержали ее инициативу, но тогда этот вопрос так и не решился.  На Поместном соборе 1917 года опять был предоставлен к рассмотрению проект возрождения этого чина. Сто лет назад Церковь, прекрасно понимая  важную роль  женского служения,  была готова сделать смелый шаг вперед, но, к сожалению, многие решения Собора не были реализованы из-за начавшихся гонений. 

     На мой взгляд, в наши дни невозможно представить восстановление этого института, ибо современная женщина за редким исключением  совсем не готова к жертвенному служению и миссионерству. Сегодня практически полностью потеряно понимание женщины как матери и жены, как теплой хранительницы семейного очага, как верной помощницы и мудрой  наставницы, как умной  собеседницы и скорой утешительницы. Но мне так хочется завершить эту главу светлой нотой! И я это сделаю. В этом поврежденном мире еще остались, остались те  женщины, которые умеют любить и воспитывать детей, который несут свет  истины и добра и самой  своей жизнью проповедуют Христа! Вот они-то и есть самые настоящие диакониссы.

     Помните, что с  Богом  все возможно, любое возрождение и восстановление. Именно Он всегда дает силы и возможность  оттолкнуться  от темного дна жизни  и войти в небесные сферы святости и счастья!


Рецензии