Возвращение

           Для многих читающих людей тема возвращения домой прежде всего ассоциируется с рассказом Андрея Платонова «Возвращение», где это совсем необыденное событие, произошедшее в жизни капитана Иванова после долгих четырех лет войны, описано в серых тонах. Беспорядок в душе капитана критики списывают на тяжесть войны и длительное отсутствие дома.

           Да, может иметь место такая точка зрения. Хотя и здесь есть растаявшая душевная сосулька:

           «Иванов приблизился к жене, обнял ее и так стоял с нею, не разлучаясь, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека».

            Хорошо, что Андрей Платонов оставляет надежду: пройдет немало времени, капитан Иванов заново привыкнет к своим родным, а они к нему.

            «Иванов… и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь, и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием».

             Однако хорошо, что в основном преобладает другая, наполненная светом солнца жизни точка зрения, когда даже сама мысль о предстоящей встрече с близкими и любимыми людьми, с родным домом доводит эмоциональное состояние до максимального напряжения. Человек только об этом и думает, рисуя своим восторженным воображением предстоящее волнующее событие встречи в мельчайших подробностях, даже в случаях менее продолжительной разлуки.

          Фильм известного французского режиссера Клода Лелуша «Мужчина и женщина» вышел на экраны уже в далеком 1966 году. Опытный, эмоционально закаленный профессиональный гонщик Жан-Луи Дюрок получает телеграмму от любимой женщины:

          «Жану-Луи Дюроку. Я тебя Люблю. Анна Готье».

           Победа в ралли Монте-Карло не принесла столько радости гонщику, сколько неожиданные слова короткой телеграммы. Прямо с банкета в честь победителей ралли Жан-Луи ночью отправляется в опасный путь на гоночной машине.
           Он, насколько позволяло его мастерство, в непогоду «летел» по извилистым дорогам в Париж. И чтобы предстать перед любимой женщиной в самом лучшем виде, Жан-Луи приводит себя в порядок на ходу, не останавливая автомобиля – он электробритвой в свободной руке, просто автоматически бреет и без того гладкое лицо. Идет сильный дождь, активно работают дворники и фары цепко выхватывают из темноты и держат под прицелом серое полотно мокрой дороги. Дюрок в предвкушении предстоящей встречи спешит к Анне, мысленно представляя желанный образ: глаза, улыбку, привычное движение руки, когда она поправляла волосы. Его воображение рисует сценарий встречи, наполненной самыми нежными чувствами.

            Это кино – результат творческого воображения сценариста и режиссера, от мастерства которых зависит степень эмоционального сопереживания зрителей, переносящая их в мир героев. Но совсем другое дело, когда сам становишься участником реальных событий.

            Прошло много лет, очень много лет, но я до сих пор помню до мельчайших деталей даже первый момент своего возвращения домой после года разлуки. Спускаясь по трапу самолета, я словно попал в праздничную обстановку. Какими прекрасными они были: небо, необыкновенной голубизны, яркое, еще ласковое, южное солнце и белоствольные березы на краю летного поля с ярко-зеленой, недавно появившейся листвой. Это был мгновенный всплеск эмоций – немыслимая феерия чувств, в которую провалилась душа.

            Невозможно оставаться равнодушным, когда становишься невольным свидетелем возвращения даже совершенно незнакомого человека, его встречи с близкими: женой, детьми, родителями, братом, сестрой. Интернет полон коротких видеороликов трогательных историй возвращения и встречи бойцов, приехавших домой с СВО в отпуск, по ранению или после окончания контракта. Эти видео набирают огромное количество просмотров. Только паталогически бесчувственный человек может их смотреть, не проявляя эмоций. Сцены естественных трогательных встреч и совершенно неожиданные, и немного подготовленные (щадящие психику детей и очень впечатлительных близких бойцу людей) одинаково эмоционально воспринимаются зрителем, вызывают нежные, теплые чувства, а у кого-то и слезы.

           Домой всегда приятно возвращаться – тебя там ждут и скучают. Особенно когда возвращаешься в отчий дом, где ждут родители. Волнение у порога накатывает, сердце начинает учащенно биться. Переступаешь порог и замираешь в объятиях, стоишь и думаешь: «Ну, слава Богу, я дома». Привычные, родные запахи и чувства тепла и уюта. Огромное счастье – возвращение домой.

           В момент встречи влюбленных все чувства и эмоции, накопившиеся за время разлуки, взрываются радостью и счастьем. Только они – эпицентр происходящего вокруг. В этот прекрасный миг всего, что их окружает больше не существует или оно превращается в возвышенный, неопределенный, но счастливый эфир. И в этом эфире, под воздействием химии чувств, они тонут, обнявшись руками, лучистыми взглядами, ощущая через учащенное дыхание порхающих бабочек внутри. Влюбленный мужчина как бы растворяется в обожаемой женщине.

           – Встреча – это самое прекрасное мгновение. – говорит незнакомая женщина.
           – За несколько часов до нее сижу, придумываю, что скажу ему, такое непонятное чувство – все переворачивается внутри...а когда его увижу, забываю все слова, словно немею от счастья, от бурного потока эмоций и просто в этот момент обнимаю его крепко-крепко, смотрю на него и очень долго не могу поверить, что он наконец-то приехал.

          И в этой условной перекличке в унисон звучит мужской голос поэта-песенника Леонид Дербенева:
   
          Я каждый жест, каждый взгляд твой в душе берегу,
          Твой голос в сердце моем звучит, звеня.
          Нет, никогда я тебя разлюбить не смогу,
          И ты люби, ты всегда люби меня.

          Для тех, кто возвращается из зоны боевых действий, как никогда актуально стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь»
(третья строфа стихотворения), написанное в 1941 году, в котором, как в маленькой капле воды, отразился большой мир.

            Жди меня, и я вернусь,
            Всем смертям назло.
            Кто не ждал меня, тот пусть
            Скажет: повезло!
            Не понять не ждавшим, им
            Как среди огня
            Ожиданием своим
            Ты спасла меня.
            Как я выжил – будем знать
            Только мы с тобой –
            Просто ты умела ждать,
            Как никто другой!

           – До слез трогают сцены возвращения и встречи. Но лучше бы с победой и навсегда – тихо, словно про себя, сказала пожилая женщина.


Рецензии