Юность мушкетёров АКТ IV сцена 1
СЦЕНА ПЕРВАЯ
(Дом Герцогини де Шеврёз. Герцогиня де Шеврёз и герцог Бекингем)
ШЕВРЁЗ
Монсеньор, я должна вам кое-что сообщить.
БЕКИНГЕМ
Когда же вы поведёте меня, наконец, к божественной августейшей Королеве Анне?
ШЕВРЁЗ
Скоро. Сразу же после того, как вы выслушаете меня.
БЕКИНГЕМ
Я вас слушаю.
ШЕВРЁЗ
Я дала вам совет подарить Королеве свой портрет в рамке с бриллиантами и изумрудами…
БЕКИНГЕМ
Это будет безусловно исполнено, и я вам признателен за этот замечательный совет.
ШЕВРЁЗ
Не перебивайте меня, прошу вас. Так будет быстрей. Итак, такой дорогой подарок поставит Королеву в неловкое положение. Она могла бы принять его при условии, что вы приняли в ответ подарок не менее дорогой. Но все её бриллиантовые украшения, сопоставимые по стоимости с этим портретом, известны наперечёт не только мне, как хранительнице её драгоценностей, но и многим другим. В том числе и Его Величеству.
БЕКИНГЕМ
О, я понимаю! Вы должны помочь мне убедить её, что для меня любая вещь, к которой она прикасалась, будет обладать намного более высокой ценностью, кратно большей, чем всего лишь эта пригоршня бриллиантов и изумрудов, вставленная в золотую оправу!
ШЕВРЁЗ
Я просила выслушать меня, не перебивая, дорогой герцог. Королева не согласится ни за что. Она – испанка. Она – Королева! Ей не позволит гордость не отблагодарить вас соответствующим ответным подарком. И весь ужас ситуации состоит в том, что она подарит вам свои бриллиантовые подвески, двенадцать штук.
БЕКИНГЕМ
Я откажусь!
ШЕВРЁЗ
И тогда вы обидите её, ваш отказ будет истолкован как высокомерие, презрение может быть. Вы обретёте в ней своего врага. При всей любви к вам… Простите, при всей её зарождающейся, быть может, любви…
БЕКИНГЕМ
Так, значит, это правда!?
ШЕВРЁЗ
Я этого не утверждала. Вы сами спросите у неё. Я не должна была говорить вам ничего этакого. Но даже если бы – говорю я! – если бы она любила вас больше жизни, если вы будете одаривать её, но откажитесь принять ответный дар, она замкнётся. Она будет страдать, она, быть может, тысячу раз проклянёт себя за это, но она будет для вас потеряна навсегда. Вы не можете отказаться принять её ответный дар.
БЕКИНГЕМ
Значит, я не откажусь.
ШЕВРЁЗ
И погубите её окончательно.
БЕКИНГЕМ
Герцогиня, я вас не понимаю.
ШВЕРЁЗ
Вы поймёте меня, герцог, если я скажу вам … Впрочем, я должна сказать. Пусть я погублю себя в ваших глазах… Иными словами, герцог! Ришельё знает, что вы прибыли для тайной встречи с Королевой. И он знает, что вы намерены подарить ей свой портрет, и что вы получите от неё на память ответный дар в виде, увы, алмазных подвесок, которые её подарил сам Король.
БЕКИНГЕМ
Что это значит, герцогиня? Кто мог сообщить ему об этом?
ШЕВРЁЗ
Я.
БЕКИНГЕМ
Вы?! Вы, герцогиня? Так значит, вы – шпионка кардинала Ришельё?!
ШЕВРЁЗ
Будь я шпионкой кардинала, стала бы я вам рассказывать об этом?
БЕКИНГЕМ
В таком случае, я ничего не понимаю.
ШЕВРЁЗ
Кардинал вынудил меня согласиться сообщать ему кое-что из того, что я знаю. Не спешит
е меня осуждать. Я пошла на эту сделку не только ради себя. Ради Королевы тоже! Если бы я не согласилась, он погубил бы нас обеих. Королеву он отправил бы в монастырь, а меня – в Бастилию, или ещё того хуже.
БЕКИНГЕМ
Какой ужас!
ШЕВРЁЗ
Никакого ужаса – обычная ситуация для обычного просвещённого европейского государства, во главе которого номинально стоит Король, а на деле – первый министр.
БЕКИНГЕМ
Но ведь вы могли бы не сообщать ему всего, что вы знаете?
ШЕВРЁЗ
Не могла бы, потому что он и без меня знает очень много. Между прочим, я имела возможность убедиться в этом. Когда я сказала ему, что вы прибыли в Париж, он сказал, что уже осведомлён об этом. И я верю ему. Так что вы только выигрываете от того, что я числюсь в его тайных друзьях. У нас, по крайней мере, есть преимущество в том, что хотя он знает о вашем прибытии, вы знаете о том, что он это знает. А это очень полезно и важно.
БЕКИНГЕМ
Что ж, тогда я подарю Королеве мой портрет, вытащив его из рамки с алмазами.
ШЕВРЁЗ
Невозможно. Королева сочтёт вас скрягой. А Ришельё догадается, кто вам выдал его планы.
БЕКИНГЕМ
Следовательно, нужно убедить Королеву на отдавать мне подвески. Надо объяснить ей, что это для неё катастрофа, безумие.
ШЕВРЁЗ
Совершать безумие – это нормальное поведение для влюблённой женщины.
БЕКИНГЕМ
Но не для Королевы!
ШЕВРЁЗ
Для Королевы – тем более. Её никто не обучал отказывать себе в своих желаниях. Даже по политическим расчётам.
БЕКИНГЕМ
Я что-нибудь придумаю.
ШЕВРЁЗ
Сейчас за вами приедет мой друг, мушкетёр, его зовут Арамис. Вы поедете с ним верхом в одно место, где вы переоденетесь в мушкетёра, далее вас проводят к Королеве. Ждите меня здесь, я схожу за ним и приведу его сюда.
(Уходит)
БЕКИНГЕМ
(Сам себе)
Интересная получается история! Итак, Королева влюблена в меня? Герцогиня проговорилась! Если бы я взял залог её любви, эти бриллиантовые подвески, она оказалась бы в моих руках. Но в игру вмешался кардинал! Он думает, что он спутал все мои карты. Ну так нет же! Я открою Королеве всю эту интригу. Я найду выход из этой ситуации. Она оценит мою находчивость и благородство. А кардинал будет посрамлён. После этого моё влияние на Королеву будет полным. И тогда Англия будет диктовать свою политику Франции. А там – отставка кардинала, послабления для гугенотов, укрепление торговых связей между нашими странами, и всё остальное. Я молод, амбициозен, я успею многого добиться! Англия уже вся моя. Так будет моей и Франция!
Свидетельство о публикации №226012401490