Чёрный оникс

Конец февраля. По залитым мокрым снегом дорогам периодически проносились чернильные автомобили. У выхода из магазина расплакался шестилетний мальчишка, потому что мама не купила ему дешёвую пластмассовую вонючую машинку у кассы. В газетах писали о недавно произошедших авариях – люди с ума посходили, смена времён года на них так подействовала что ли? На тротуарах, лишённых заботливого и зоркого глаза муниципальной дорожной службы, господствовала слякоть. В сердцах у жителей Санкт-Петербурга горела жаркое предчувствие и томление по грядущей устоявшейся чистой и сухой погоде.

В этом городе достать можно было почти что угодно. Но студенту физико-математического факультета Максиму ничего не было нужно. Он с равнодушием глядел на пролетающие мимо колёса легковушек и грузных толстяков фур. Стоящие вертикально тоненькие стволы декоративной сирени, посаженные специально для украшения улицы, напоминали ливень и так же частично закрывали проезжую часть. Впрочем, шум бурного движения прекрасно долетал до слуха пешеходов, и никакие обугленные от отсутствия листвы кусты и деревца его не заглушали.

На другой стороне бетонного полотна росли высокие берёзы, и с них доносилась песня какой-то птицы. Может грача, Максим не знал: он в птицах не разбирался. Молодой человек был сосредоточен на переставлении ног в правильные позиции, дабы не угодить в лужи. Благодаря толстой резиновой подошве студент не чувствовал касается ли он дна под растаявшем снегом, а только понимал это умом. За бордюрами попадались проталины, открывающие прохожим секреты жизненного цикла растительного мира. Максим туда не смотрел, его больше беспокоил ветер, холодящий уши: юноша решил выйти в этот раз без шапки и не рассчитал температуру. Верно мама их с сестрой учила: всегда надевать головной убор надо. А неподалёку от студента снова раздался требовательный вопль, потому что другая мама отказалась другому сыну купить совершенно ненужную ему вещь, мальчуган прямо надрывался.

Навстречу Максиму прошла женщина в коричневой шубе с открытой шеей и грудью, а на ключицах у неё красовалось колье из синих широких плоских камней. Тут студент вспомнил, что вчера он со своей сестрой Яриной и её подругой Алёной сходили в магазин украшений из натуральных минералов. Он туда идти не хотел, но сестра чуть ли не силком затащила. Они случайно встретились: Максим ходил в сервис по ремонту смартфонов, а Ярина с Алёной шли мимо в тот самый магазин. Заведение находилось в подвале жилого дома, лестница была сыроватой и грязноватой, двери железные с глазком.

Когда компания вошла, её поприветствовали яркий свет ламп и пестрота витрин. Бесчисленное количество колье, бус, ожерелий, браслетов, колец, серёжек ударило по парню чувством «что я здесь делаю», как молотом.

Ярина уже несколько раз закупалась здесь и теперь рассказывала Алёне про камни, скидки, отличия видов застёжек, а Максим стоял у входа, поджидая возможности улизнуть. Голубые, зелёные, фиолетовые, белые, коричневые и ещё такие, что радуге и не снилось, пятна самоцветов выглядывали из-под стекла, и студенту-математику становилось не хорошо от этого буйства красок, как будто он стоял в комнате с крашенными стенами, и его мутило от запаха колера.

- Никуда не ходишь, так для разнообразия, хоть сюда посмотри, – энергично заявила сестра.
- Я буквально сегодня был в сервисном центре и видел смартфоны, ноутбуки, наушники, колонки, собранные и разобранные, на ремонте и на продаже.
- Гляди, это амазонит, – Ярина его не слушала, – камень путешественников. А, кстати, надо будет здесь маме на день рожденья что-нибудь присмотреть. – Максим без энтузиазма утвердительно покачал головой.
- А может Максим себе чего-нибудь возьмёт? – предложила Алёна.
- Да! – Согласилась за брата Ярина.
- У меня нет денег, – отмазался парень.
- У тебя скоро день рожденья, будем считать, что это мой тебе подарок, – улыбнулась сестра.
- Берите, берите, – подошла продавщица, – не пожалеете. Камни имеют магическую силу, из всех бед выручают и всех целей достичь помогают.
- Не сомневаюсь, – поддакнул студент, чтобы не разворачивать спор с женщиной, которой надо сбагрить вещицу другую.
- Смотрите, выбирайте, каждый камень своего хозяина знает и сам к вашим рукам попросится. У каждой породы своя сила, вот, малахит богатство и прибыль привлекает, родонит создать и укрепить семью помогает, кальцит интуицию развивает… – Работница доставала подставки с браслетами и бусами, на которых висели разноцветные, разногранённые, разноформенные, разновесные, разноразмерные украшения. – У нас случай был: женщина приходила, купила кольцо с дымчатым кварцем, оплатила, на руку надела, а оно тут же на пол упало, и камень разбился на мелкие кусочки. Женщина говорит: «Это на мне много негатива было». Камни негатив весь в себя вбирают и хозяина защищают. Ещё история: женщина собралась путёвку на отдых оформлять. Приходит в турагентство, составляют договор, она заносит руку с ручкой, чтобы подписать, а кольцо с хризолитом прямо на руке разлетается в разные стороны. Женщина путёвку оформлять не стала, а через неделю смотрит по телевизору: там, куда она поехать собралась – цунами город накрыло, много людей погибло, ещё больше пострадало, дома, машины посносило. Вот, камень её уберёг.

Когда продавщица по просьбе Ярины отошла, чтобы достать коробку с маленькими кулонами, брат спросил девушку:

- И ты во всё это веришь?
- Да, – просто произнесла студентка, обучающаяся по направлению «русский язык и литература». На это Максим приподнял и опустил брови.

Продавщица долго не возвращалась. Парню надоело ждать, он стремился, поскорее уйти.

- Может, ты чего-нибудь выберешь, и я пойду? У меня ещё есть дела. – Попросил он сестру. Ярина увидела, что Максиму ничего не интересно и сдалась. Девушка огляделась, чтобы понять, что лучше подойдёт её родственнику. Перед ними стояли браслеты за двести рублей. Ярина посмотрела на них, затем на брата, мысленно примерила на него парочку. На обтянутых мягкой тканью палках висели зелёная яшма, жёлтая яшма, красный сердолик, сиреневый аметист и другие. Ярина ещё раз поглядела на брата, на этого вытянутого стройного парня с серыми глазами и в чёрном пальто. Затем она взяла один браслет с краю и спросила:

- Этот нравится?
- Да, – у Максима ничего не вызывало симпатии, но он хотел побыстрее с этим покончить.
- Это чёрный оникс, его ещё называют чёрным агатом, потому что оникс – разновидность агата, – с любовью к минералу произнесла девушка.
- Чем я только в универе занимаюсь, учу какие-то аксиомы, формулы, а надо зубрить классификацию камней и кто чьим подвидом является! – Подняв указательный палец вверх, поиронизировал будущий математик.

Вернулась продавщица с коробкой кулонов и подвесок, столь же цветастых и неповторимых, как все остальные драгоценности. Максима отпустили, Ярина сама надела на его руку браслет и взяла с брата слово, что до его дня рождения он будет носить подарок. То есть два дня: этот и следующий.

Держать слово оказалось легко. Бусины в браслете имели стандартный размер шесть миллиметров и круглую форму. Вещь могла спрятаться под рукав и не попадаться никому на глаза, она была лёгкой и незаметной. Утром Максим машинально нацепил безделушку и отправился на пары.

Небо стояло пасмурное. Голову холодили порывы ветра. Максим дошёл до перекрёстка, через который проходил каждый день на пути в университет. Светофор горел красным, машины проносились мимо, как на гоночных соревнованиях.

Загорелся зелёный свет для пешеходов. Максим собрался шагнуть, но внезапно почувствовал пронзительную боль в руке. Он остался на границе тротуара и дороги, загнул рукав пальто. Две чёрные бусины зажали складку кожи так, что из неё потекла кровь. Максим вклинил пальцы между браслетом и кистью, чтобы раздвинуть бусины, но вместо этого браслет порвался, и все бусины посыпались в подтаявший снег. Парень не сразу сообразил, что случилось. Чёрные шарики скрылись в грязной массе, а студенту нужно было идти на пары, поэтому он решил оставить всё как есть, а Ярине так и рассказать, мол, браслет сам порвался, он же дешёвый.

Только Максим хотел шагнуть на дорогу, как сбоку выскочил белый легковой автомобиль и сбил трёх или четырёх человек, шедших по пешеходному переходу прямо перед Максимом. Двое были отброшены в стороны, а один, который пришёлся на середину капота, кувыркнулся через всю машину. Спустя несколько секунд, которые показались Максиму вечностью, подъехали полицейские, которые преследовали белого негодяя. Проехаться по людям они не могли, поэтому остановились и оттащили пострадавших на тротуар. Дальше приехала скорая помощь. Максим слышал, как полицейские ругались, а медики говорили одному пострадавшему глубже дышать. Потом офицер подошёл к студенту и попросил дать показания. Парень находился в шоке, что-то пробубнил, и полицейский оставил её. Когда оперативные службы уехали Максим всё ещё стоял на перекрёстке. Откуда-то доносились нетерпеливые гудки: из-за того, что полицейские закрыли проезд, образовалась пробка. Пошёл снег. В университет Максим так и не явился, старосте сказал, что стал свидетелем аварии.

Снег валил сутки. Следующим утром, в свой двадцать первый день рождения, юноша воротился на знакомый перекрёсток, чтобы откопать шарики чёрного агата. Он взял из дома шумовку и несколько часов копал ей снег. Прохожие постарше косо на него смотрели, старались держаться подальше, а молодые люди открыто смеялись и показывали пальцем. Максим добрался до асфальта, но бусин так и не отыскал.



Рецензии