Парта Героя
Даня не бежал, а буквально летел под давлением фразы: «Кто последний, тот дурак». Он даже на физкультуре так не бегал, как сейчас. Из школьного музея, где у них проходили уроки истории, так не вовремя выходила его одноклассница Саша, поэтому, столкнувшись с ней в дверном проёме, он практически ввалился в кабинет, и, неудачно развернувшись, попытался затормозить, но по инерции дёрнулся вперёд и схватился за край ближайшей к нему парты, чтобы не упасть. Парта сдвинулась от рывка, и что-то глухо шлёпнулось на пол. Даня опустил взгляд и облегчённо выдохнул: всего лишь гвоздика. Он уже собирался поднять её, но злой окрик его остановил:
– Не трогай!
Даня опешил и посмотрел на стоявшую в проходе Сашу. У неё от злости даже лицо немного перекосило. За её спиной стояли мальчишки, которых Даня легко обогнал в их уже привычном ежедневном соревновании. Они не решались войти и как-то неуверенно мялись, с осторожным любопытством вытягивая шеи в ожидании. Он недавно перевёлся в эту школу, но в классе уже освоился и знал, что умницу и отличницу Сашу ребята побаиваются. Было в ней что-то такое... правильное, честное, что ли – сложно объяснить. Даня сделал шаг в сторону и примирительно поднял руки. Саша подошла к парте, осторожно подвинула её, протерла ладонью гладкую тёмно-зелёную поверхность и, подняв гвоздику, положила цветок на прежнее место. Даня был уверен, что девочка ни на миллиметр не ошиблась.
– Будто я специально, – буркнул он и вышел из кабинета, так как без учителя туда заходить в принципе не стоило. К тому же это был не просто кабинет, а музей. Если бы не столкнулся в дверях с одноклассницей, ничего вообще бы не случилось.
– Серёжа – мой брат, – не оборачиваясь, приглушённо произнесла Саша.
Уже после, во время урока, Даня тихо спросил у соседа по парте Кости:
– А он правда её брат? – Взгляд уткнулся в узенькую девичью спину.
– Серёжа нам всем как брат, – в ответ пожал плечами одноклассник.
– В смысле?
Костя не ответил.
Даня сверлил взглядом стоявшие в первом ряду две парты, честь сидеть за которыми предоставлялась не каждому. Это не просто парты – это Парты Героев. Школа, где он теперь обучался, была названа именем Дважды Героя Советского Союза Главного Маршала авиации Колдунова Александра Ивановича – легендарного аса, о котором он слышал и прежде, а уж когда перевёлся… Одна из парт, сейчас пустующая, была именно его. За второй же сидела Саша. Расправленные плечи, руки, сложенные на коленях, небольшой поворот головы в направлении учителя – она замерла, словно каменное изваяние. Надежда Петровна увлекла в далёкое прошлое весь класс, и только Даня смотрел то на не дававшие ему покоя парты, то на спину одноклассницы, то на стены кабинета-музея, хранившие великое прошлое нашей страны. Он никак не мог понять, почему одноклассники называют просто Серёжей и братом человека, информация о котором размещена на Парте Героя. Ведь Колдунова Сашей никто бы не додумался назвать, а Гейро – Юрой. Да, пионеров-героев называют по именам, но они же дети, их ровесники, а тут…
Урок был последним. Даня, намеренно медленно собирая учебные принадлежности в рюкзак, дожидался, пока одноклассники выйдут. Когда, наконец, вышли самые нерасторопные, он подошёл к учителю.
– Надежда Петровна, я хотел спросить… – Даня замялся. Он и сам толком не понимал, что именно хочет узнать. Неуверенно обернулся, застыл взглядом на портрете, лишившем его покоя, и от досады и растерянности закусил губу.
– Иди сюда, – как-то понимающе улыбнулась Надежда Петровна и за руку подвела его к Парте Героя. – Прочти.
Буквы запрыгали перед глазами, складываясь в слова, а слова – в предложения:
«Шобанов Сергей Борисович родился 20 марта 1994 в городе Электроугли. С 2000 по 2011 год обучался в СОШ №30. Пользовался огромным авторитетом у преподавателей и одноклассников. С ранних лет активно занимался спортом. Чемпион мира и мастер спорта по универсальному бою.
Был призван на срочную службу в 331-ый гвардейский полк ВДВ в Костроме. Сергей мечтал стать военным и поступил в Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище им. генерала армии В.Ф. Маргелова. Закончив его с красным дипломом, Сергей получил распределение в Псков, где проходил службу по контракту. В августе 2022 года стал участником СВО на Херсонском направлении. 30 сентября при выполнении боевой задачи получил осколочное ранение. В октябре был награждён «Орденом Мужества».
После прохождения реабилитации выполнял боевую задачу на Луганском и Запорожском направлениях. 31 августа при штурме рубежей обороны противника Сергей погиб. За мужество и самоотверженность, преданность Родине гвардии капитан Шобанов Сергей Борисович был представлен к Ордену «За заслуги перед Отечеством IV степени». Сергей – настоящий герой, сильный и мужественный человек, умевший защищать товарищей и вести их за собой, стеной стоять за родную страну. Вечная память нашему герою».
Так много и так мало одновременно. Даня повернул голову: Надежда Петровна с улыбкой смотрела на портрет гвардии капитана.
– Знаешь, он…
Даня жадно ловил каждое слово учителя. Надежда Петровна рассказывала так, словно всё это было ещё вчера, и с каждым произнесённым ею словом мальчик всё яснее осознавал, почему гвардии капитан Сергей Борисович Шобанов для многих ребят этой школы просто Серёжа: потому что он в сердце каждого. Кажется, совсем недавно Серёжа нёс на плече первоклашку с колокольчиком, зажатым в маленьких пальчиках; получал медаль на очередных соревнованиях; беседовал, вернувшись после ранения, с ребятами в молодёжном центре и много чего ещё. Всё это действительно было как будто вчера. Время не успело притупить боль и стереть живые воспоминания.
Даня провёл ладонью по гладкой поверхности парты, как это делала Саша. С фотографии на него смотрели улыбающиеся голубые глаза. «Как небо», – пронеслось у Дани в голове. Странно, но, глядя в эти глаза, почему-то хотелось улыбаться, а не плакать. Есть люди, которые, подобно лучикам солнца, согревают теплом. Таким лучиком был Серёжа.
Домой Даня шёл не торопясь: о многом хотелось подумать. Он столько узнал сегодня, столько, кажется, понял. Мысли путались. Но одно Даня знал точно: однажды он будет сидеть за Партой Серёжи.
Парта Героя – это важно, это дань памяти.
Может ли целая жизнь уместиться в трёх абзацах небольшого текста? Может… Нужно просто научиться видеть то, что скрыто за каждой буквой.
Свидетельство о публикации №226012401546
Владимир Сапожников 13 25.01.2026 09:36 Заявить о нарушении