56. Зима 1569 70-весна 1570 гг, Николай Радзивилл-
И всё же литовская верхушка была до предела уязвлена Люблинской унией. Особую горечь у панов вызывали потери южных воеводств, а также готовность дворянства примкнуть к Короне ради наслаждения многочисленными польскими вольностями. Но самое главное: уния не оправдывала себя в плане военной помощи.
-Поляки обманули нас! - бушевал Николай. - Они не собираются развёртывать полноценную компанию против московитов. Они воспользовались унией, чтобы поработить нас!
Радзивилл испытывал и личное унижение. Ведь оказалось, что в глазах Сигизмунда у него не было авторитета, каким пользовался его покойный кузен, а неформальное лидерство среди магнатов уплывало к Яну Ходкевичу. Следовало вернуть фамилии уходящий статус и спасти Великое княжество в целом. Радзивилл подумывал при определённых условиях попробовать взять реванш у поляков, используя... Москву!
«Здоровье регулярно подводит Сигизмунда, - размышлял канцлер. - Вряд ли он долго протянет. Поляки захотят отдать трон представителю католического мира. Не думаю, что это понравится большей части православных русин. Тут-то и следует предложить кандидатуру иоаннова сына. Скорее всего, поляки её не примут. Тогда мы объявим о разрыве! А если поляки пойдут на Великое княжество войной, то мы заручимся поддержкой московитов и вернём отобранные воеводства! Потом будем действовать по ситуации...»
С учётом амбиций Иоанна, затея была крайне рискованная. Но другого выхода Радзивилл пока не видел. Для начала следовало помириться с Москвой. Сигизмунд разделял эту позицию из-за истощения ресурсов, поэтому к Иоанну отправили посольство, долженствовавшее добыть мир или хотя бы перемирие. Из самой Московии поступали воистину ужасные вести: овдовевший в сентябре господарь вновь занялся репрессиями. Первыми жертвами стали иоаннов кузен с супругой и сыновьями.
-Господарев повар признался, что Владимир Старицкий якобы толкал его к отравлению Иоанна, - сообщили Радзивиллу агенты. - Такова официальная версия. Владимира с домочадцами привели к Иоанну и он угрозами мучительства заставил их выпить яд. Близких слуг семьи казнили. Чуть позже опричники утопили мать Владимира.
А дальше Радзивилл с трудом верил в донесения разведки, так как действия московского правителя не укладывались в голове. Иоанн подверг кровавым разорениям Тверскую землю и Новгородчину с её столицей. Перед этим новый выдвиженец изверга — Григорий Скуратов-Бельский по прозвищу Малюта — убил в монастыре низвергнутого из сана митрополита Филиппа, который отказался благословить лютый поход. Уцелевшие знатные новгородцы во главе с архиепископом Пименом были отправлены в опричные крепости, где их, без сомнения, ничего хорошего не ожидало. Посещал Иоанн и Псков, но «младший брат» Новгорода отделался лёгким испугом.
-Неужели московский кровопийца насытился кровью? - удивился Радзивилл.
-Нет, он испугался слов местного юродивого, который предложил ему кусок сырого мяса. Иоанн сказал, что он христианин и в Великий пост мяса не ест. Юродивый в ответ сказал: «Ты поступаешь ещё хуже, питаешься человеческой плотью и кровью, забывая не только пост, но и Бога!» При этих словах под Иоанном пал конь. После этого он присмирел и поспешил обратно в Москву.
Свидетельство о публикации №226012401726