55. Июль-октябрь 1569 года, Касим
Кроме воинских частей кафинский бейлербей привёл к Переволоке 30 000 рабочих. Две недели они занимались рытьём Волго-Донского канала. Очень быстро стало ясно: задача нереальна. Тогда Касим-паша решил переправить корабли посуху, пока наметившийся дефицит продовольствия вовсе не заставил отказаться от похода.
Но тут забастовали рабочие, возмутившиеся отсутствием своевременных выплат. Их поддержали янычары, которые в период безделья утратили боевой энтузиазм. Они не хотели понимать возникших трудностей, к тому же узнали об отрядах казаков на пути к Астрахани. Касим-паше стали поступать сообщения о случаях дезертирства, Девлет со своими мурзами тоже намекали на то, что у них в Крыму появились неотложные дела. Бейлербей почти сдался, когда на Переволоку явилась делегация астраханцев и волжских ногайцев.
-На что вам корабли? - спросили они. - Мы дадим их вам на Волге сколько желаете! Только избавьте нас от власти урусов!
Их уверения кардинально изменили ситуацию. Воодушевлённый Касим-паша вернул контроль над войсками и повёл их через степь. Лишь добравшись до пункта назначения, главнокомандующий сильно пожалел, что дал себя уговорить волжанам. Суда-то они ему предоставили, однако взять урускую крепость на Заячьем острове без тяжёлой артиллерии было проблематично. Положение ухудшало то, что к тамошнему гарнизону успело явиться подкрепление и, по слухам, ожидалась ещё одна большая армия под руководством иоаннова брата.
В войсках снова начались разброд и шатания. После того, как Касим-паша приказал строить крепость ниже по течению, янычары заявили о твёрдом нежелании оставаться в Поволжье. При отсутствии хлеба и строительного материала рабочие также начали бунтовать. Крымчаки переходили на их сторону.
Опасаясь гнева султана и визиря, паша колебался, уговаривал обождать. А тут ещё прибыли иоанновы послы с подарками. Рассчитывая поживиться, бейлербей принял их у себя, милостиво обходился три дня, но когда всё выжал, то повелел взять под стражу.
Между тем, его положение ухудшалось, янычары и примкнувшие к ним части собирались устроить мятеж. Паша мог бы задобрить их иоанновыми дарами, однако он понимал, что поход всё равно закончится провалом, а дары ему самому пригодятся, когда он будет давать взятки для оправдания военной неудачи. Поэтому он оставил дары при себе и решился на возвращение в Крым.
В ночь на 26 сентября турки подожгли свои укрепления, после чего буквально побежали на закат по «кабардинской» дороге. Касим-паша находился в авангарде, он сравнительно благополучно достиг Азова. Его основную армию ждала страшная участь, от неё в итоге осталось лишь 700 человек. Остальные пали жертвами голода, жажды, болезней и урусов.
На этом беды турок не закончились. Уже в Азове злосчастный паша узнал о том, что его флот уничтожил шторм, а местная крепость разрушена взрывом на пороховом складе.
-Чем же прогневал я всемогущего Аллаха, что он посылает мне несчастье за несчастьем? - простонал бейлербей.
Свидетельство о публикации №226012401732