Начальник отдела провокации. И запылали костры
Миланский эдикт лишил традиционное римское язычество статуса официальной римской религии (и, таким образом, государственной защиты). А поскольку христианство является принципиально и фундаментально нетерпимым по отношению к любой иной религии, совершенно неудивительно, что принявший христианство Константин стал первым (но далеко не последним) римским императором, развернувшим широкомасштабные гонения на язычников.
Лишение традиционного римского язычества статуса официальной религии уже само по себе нанесло сильнейший удар по язычникам, ибо лишило их инфраструктуру (храмы, жрецов и т.д.) государственной финансовой, политической и организационной поддержки.
Однако Константин пошёл дальше – гораздо дальше. Сначала он запретил строительство новых языческих храмов, а затем и приказал приступить к разрушению уже существующих.
Впрочем, по причине скорее меркантильной – строительные элементы разрушенных языческих храмов предполагалось использовать для возведения государственных зданий в новой столице империи (Константинополе).
Константин поставил вне закона домашние жертвоприношения (разрешено было лишь воскурение благовоний) и ряд гаданий (в частности, по внутренностям жертвенных животных).
Разрушение языческих храмов шло небыстро, а вот закрытие – очень даже. Изъятые из храмов статуи языческих богов были выставлены на площадях и улицах римских городов, чтобы люди могли убедиться, что это всего лишь идолы, не имеющие никакой сверхъестественной («божественной») силы.
Его сын и преемник на императорском троне Констанций II оказался несопоставимо более фанатичным христианином, чем отец. И потому развязал первые официальные гонения на язычников.
В 359 году он ввёл смертную казнь (путём сожжения на костре) для любого, кто осмелится произвести приношение или поклонение идолам. Смертной казни (правда, более гуманной – путём усекновения главы) подлежали и наместники, допускавшие языческие жертвоприношения на вверенных им территориях.
В том же году Констанций (по рекомендации Луция) создал в Скифополии Сирийской первую в истории христианскую инквизицию – специальную имперскую следственную комиссию для выявления и уничтожения «подпольных идолопоклонников». А в качестве публичного жеста приказал удалить из римского Сената традиционный (языческий) Алтарь Победы.
Уже вполне себе христианизированные ширнармассы империи быстро поняли, куда дует религиозный ветер и чего от них ждёт новый император. И приступили к «религиозной революции снизу», развязав невиданную в истории вакханалию разрушения, грабежей (особенно грабежей, разумеется), осквернения, вандализма языческих храмов, гробниц и памятников. По всей необъятной Римской империи.
После провала попытки императора Юлиана Отступника восстановить язычество, на престол взошёл Иовиан. Который издал эдикт, устанавливающий новый вид казни для язычников, поклоняющихся идолам – разрывание груди железными крюками по персидскому методу. Именно отсюда и растут ноги церковных сказок об истязании христиан язычниками – на самом деле, всё было ровно наоборот.
Император Грациан безжалостно отобрал у языческих храмов и жрецов обширные земли, которыми они владели (тоже скорее из меркантильных, чем из религиозных соображений).
И заодно лишил их всех ещё сохранявшихся привилегий. Однако полностью язычество в империи было де-факто запрещено лишь Валентином II, который под страхом смерти запретил посещать языческие храмы, а также (дабы не искушать народ) повелел их закрыть. Все.
Окончательно (Фессалоникийским эдиктом) язычество как публичную религию добил Феодосий Великий (последний император единой Римской империи).
Согласно этому эдикту, каждый гражданин Римской империи был обязан исповедовать «единственно истинную и допустимую» христианскую веру в варианте, принятом на Первом Никейском соборе в 325 году (так называемое никейское христианство).
Все христиане, хоть в чём-то несогласные с собором, были объявлены еретиками, а не-христиане – язычниками. И те, и других ожидали жестокие гонения (в дохристианскую эпоху ничего подобного и близко не было).
«Кроме приговора божественного правосудия они должны будут понести строгие наказания, каким заблагорассудит подвергнуть их Наша власть, руководимая небесной мудростью»
В 391 году Феодосий (очередным эдиктом) прямо запретил все языческие культы – теперь язычество в империи было запрещено и де-юре. На следующий год он выпускает новый эдикт – об уничтожении большей части языческих храмов.
Ещё через год он запретил проведение Олимпийских игр, считая их (в то время вполне справедливо) языческим обрядом. Следующие Игры состоятся лишь через полторы тысячи лет…
В том же году Феодосий издал указ, предусматривающий физическое уничтожение всех языческих философов на территории Империи. Отныне каждый, кто открыто занимается эллинической философией, либо лишается головы (в лучшем случае), либо отправляется на костёр.
Погибли тысячи людей – и ещё десятилетия никто не решался носить красный хитон – отличительный знак философа в империи – из страха быть просто убитым на месте христианской чернью.
Весьма нежелательным (и вполне предсказуемым) результатом преследований языческих философов стала «утечка мозгов» на Восток. Первые дошедшие до нас «сиддханты» (индийские научные сочинения) относятся как раз к IV—V векам нашей эры, и в них заметно сильное древнегреческое влияние.
Отдельные математические термины — просто кальки с греческого. Очевидно, что часть этих трудов была написана греками-эмигрантами, бежавшими из Александрии и Афин от антиязыческих погромов.
В 415 году в Александрии толпа христианских фанатиков, подстрекаемая местным епископом Кириллом (впоследствии причисленным Церковью к лику святых) напала на Гипатию – одну из немногих уцелевших философов (кроме занятий философией, она была ещё и незаурядным математиком, и астрономом).
Несчастную женщину вытащили из носилок, в которых она возвращалась домой, затащили в ближайшую церковь, раздели догола и живьём разрезали на части острыми черепками и раковинами. Тело её – точнее то, во что оно превратилось - было публично сожжено.
Однако на этом Кирилл Александрийский и его последователи не остановились. Они организовали в городе самый настоящий языческий погром – причём невиданного в истории масштаба.
Были разрушены все «молельни демонов» (языческие храмы), а на месте символов языческих божеств был выбит знак креста - на дверях, входах, окнах, стенах и колоннах. Разрушен был и знаменитый храм Сераписа – а вместе с ним погибли и остатки знаменитой Александрийской библиотеки.
Оставшиеся языческие праздники отменили, вечный огонь в храме Весты на Римском Форуме был погашен, весталки разогнаны, содействие язычеству и колдовство наказывались (зачастую смертной казнью). Любые языческие ритуалы были запрещены даже в пределах своего дома.
Христианская диктатура в Римской империи стала полной, когда император Анастасий I, который вступил на престол в 491 году, был обязан подписать письменное заявление о принятии христианства ещё до своей коронации.
И это было только начало. В 420 году Аврелий Августин, позднее причисленный христианской церковью к лику святых и названный одним из учителей церкви, произнесёт свою знаменитую фразу:
«Лучше сжечь еретиков живьём, чем дать им коснеть в заблуждениях»
Эта фраза почти на полтора тысячелетия станет руководством к действию для христианской Церкви. В 681 году собор епископов в Толедо потребовал от гражданских властей захватить и обезглавить всех виновных в нехристианской практике любого рода.
В 771 году император Карл Великий потребовал от саксов принять крещение – или умереть. 4500 отказавшихся принять христианство были немедленно обезглавлены.
И запылали костры…
Свидетельство о публикации №226012401915