Годовщина указа о расказачивании уроки истории
Имена Свердлова и Троцкого вспоминаются в контексте этих событий. Их действия оправдываются некоторыми как необходимость, но стоит ли продолжать этот круговорот оправданий? Может, всё же стоит посмотреть не через призму личных обид или политических установок одной из сторон гражданской войны? Тем более что нынешние события в соседней стране показывают нам два в одном — гражданскую войну и борьбу с нацистами, спустя 80 лет после начала предыдущей.
Обратимся к православным святым церкви. Святитель Николай Сербский в своей книге «Война и Библия» говорит о том, что войны происходят из-за удаления человека от Бога. Это поднимает важные вопросы о причинах и последствиях насилия.
Казачество всегда было связано с православной верой. В истории казаков есть множество примеров казачьих святынь, святых и подвижников, которые служили образцом духовной стойкости. Сборники статей о святых казаках, опубликованные мной на портале Проза.ру, подчёркивают их преданность вере и борьбу за защиту родной земли. Эти примеры важны для того, чтобы помнить о значении веры в трудные времена, а также о том предназначении, которое избрал Бог для казаков. Это не повод возноситься над другими народами и социальными группами России, а вопрос ответственности перед Богом. Он не принуждает, а даёт выбор идти предначертанным для человека путём или нет.
Тем не менее, если бы всё было так просто, мы бы не видели трагических событий, таких как расказачивание и, по сути, уничтожение того уклада, который существовал веками. Эти факты требуют внимательного изучения, чтобы избежать повторения ошибок прошлого. Важно рассмотреть, как вера и культурные традиции казаков были связаны с историческими реалиями, и какие уроки мы можем извлечь из их памяти для будущих поколений.
Рассмотрим некоторые факты из истории казачества до 1917 года и последующих событий.
Казаки — исторически крайне противоречивое и многогранное явление. Напомню кратко их историю. Казаки под таким именем или иным существовали географически от южных границ Византийской империи с V века н.э. и до Северного моря, от поморов и ушкуйников через Волгу, Днепр и Дон до южных рубежей Российской империи, от Карпат до Тихого океана, а также далеко на Аляске и в Русской Америке. Параллельно они были служилыми, находились на границе, решали задачи внутри страны и являлись сословием среди тюркских народов. Даже казахи до 1936 года именовались казаками. Существовали также «вольные», служившие Московскому царю на правах союзников, и «воровские», так именовали любых преступников. Единственное, что объединяло их, — это жизнь в экстремальных условиях.
В таких условиях была необходима сила, которая бы помогала казакам выжить. Нам сейчас трудно это понять, но в то время все были верующими, и деление на светское и духовное не существовало. Хотя большинство казаков выбирало христианскую веру, лишь в ней они могли видеть защиту и именно благодаря ей могли полностью положиться на всесильную помощь Божию и выжить в сложных обстоятельствах. Но не все было так просто.
Накануне принятия христианства князем Владимиром на территории узкой полоски вдоль Днепра проповедовали три миссионерские школы: Византия, Рим и Ирландская церковь. Поэтому не трудно представить, какое было разнообразие в остальных просторах будущей империи. Проповедь начиналась с апостолов, затем продолжалась их учениками и учениками их учеников. Со временем обрядовые традиции менялись и приспосабливались к реалиям местности, где они находились. В отличие от Римской церкви, Восточная старалась не навязывать свою обрядовую структуру, а наполнять новым содержанием то, что уже имелось у народов, где они проповедовали.
Форма богослужения могла варьироваться от внешне обычной трапезы до храмового богослужения. Существовала еще одна проблема: общества, меняющие место жительства или находящиеся в удалении от миссионерского центра, могли потерять контакты с центром и развиваться самостоятельно. Например, Ирландская церковь в течение трех веков развивалась без контактов с центром. Подобное происходило и в более близких регионах: Персия под давлением местных шахов не имела контактов с Константинополем. А что говорить о огромных просторах Сибири, когда от Москвы до Дальнего Востока нужно было добираться полгода? К примеру, на регион вокруг Байкала приходилось всего 12 иеромонахов. Таким образом, сложилось такое явление, как мирянский стиль богослужения. Служилось всё, кроме литургии. Крещение мог совершить мирянин. Чтобы решить эту проблему, казаки приглашали беглых попов и вдовцов, которые не хотели принимать монашеский постриг. Причём это происходило так же на Дону и Кубани.
Кроме всего прочего, миссионерские школы предоставляли свои тексты богослужебных книг, переведённые на язык тех, кому они проповедовали. Однако любой перевод с оригинала создавал свои проблемы. Кроме того среди миссионеров было немало еретиков, и людям, не искушенным в вопросах веры, было нелегко определить, где истина, а где ересь. Со временем люди привыкали к одному порядку религиозных текстов и обычаев, нередко без глубокого богословского анализа, просто принимая на веру, что именно так и должно быть.
Чтобы привести всё к единому образцу, решили заняться исправлением книг. Я не буду углубляться в подробности раскола — это слишком объемная тема. Тем не менее, он создал целый ряд проблем, которые до сих пор не решены.
При правлении Петра I пришла еще одна беда. Он решил, что церковь должна стать таким же административным аппаратом, как и прочие коллегии, в будущем министерства, и поставил во главе обер-прокурора, человека гражданского, нередко откровенного безбожника. Существовал у него, как бы сказали сегодня, первый заместитель — митрополит, но его мнение можно было игнорировать. В результате церковь потеряла ту сакральную функцию, которую выполняла на протяжении веков. Священнослужители любого уровня играли роль конструктивной оппозиции. Даже, выражаясь современным языком, простой бомж мог высказать своё мнение царю. А теперь мнением священнослужителей практически никто не интересовался.
Среди казаков, которые стали сословием, долгое время сохранялось благоговейное отношение к вере и священству. Деление на светское и духовное еще не было настолько явным. Однако и здесь постепенно началось разложение.
Вспомните первые абзацы романа Шолохова «Тихий Дон». У нас принято умиляться Григорию и Аксинье, но не всё так просто. По сути эта книга о том, как народ блудил и отходил от Бога. В первом абзаце описывается хутор Татарский и его окрестности, где упоминается часовня, находящаяся не в центре хутора, а вдали, на перекрестье дорог. В этом эпизоде Шолохов показал насколько они удалены казаки от Бога. А во втором абзаце мы находим этому подтверждение: рассказывается о том, как была убита бабка Григория, что отражает дикое и откровенное язычество. И это происходит ориентировочно во второй XIX века.
В северной части области Войска Донского, среди так называемых верховых казаков, которые уже полтора века живут вдали от границ, языческие традиции начинают всплывать на поверхность.
Что касается положения священства на Дону, то на территории области Войска Донского проживало большое количество иногородних. Соотношение было примерно 45% казаков и остальные иногородние. Землю же нужно было кому-то обрабатывать, а казаки часто находились в походах и могли погибнуть на войне.
Как решался вопрос с духовенством? Священники из казаков наделялись землей, в то время как священники не казачьего рода не могли получить землю и даже свой дом построить, что заставляло их прибегать к различным ухищрениям. Поэтому к таким священникам и клиру относились как к нахлебникам, что не способствовало благоговейному отношению к вере. Начиная с 1906 года, всех священников из казаков вычёркивали из состава войска, и они тем самым лишались своей земли и средств к существованию.
Но в то же время, согласно закону о веротерпимости, все старообрядческие общины получили статус юридического лица со всеми вытекающими последствиями. К февралю 1917 года 20% экономики находилось в руках старообрядцев, которые также финансировали различных революционеров. Однако единого старообрядческого движения ни когда не существовало: оно было разделено на десятки толков и согласий, которые не дружили между собой.
И в политическом смысле они не были едины. Одни всячески поддерживали бунтовщиков разных мастей в империи, а другие потом стали их главными врагами в гражданскую войну.
На Кубани и в других казачьих регионах ситуация с духовенством была не столь жёсткой, но проблем хватало. После февраля 1917 года было отменено обязательное причастие, и на Пасху 1917 года пришло лишь десятая часть военнослужащих.
В своей книге «Гибель империи. Российский урок» митрополит Крымский Тихон Шевкунов говорит о так называемом «передовом обществе». Это была интеллигенция, дворяне разного статуса, творческая элита, преподаватели университетов, заражённая идеями социализма, демократии, либерализма, атеизма и прочими «прогрессивными идеями» с Запада, которые считали, что всему виной православная вера и император. Они жаждали революции и всячески поддерживали, в том числе материально, различных революционеров.
Приведу один факт. После выборов в Учредительное собрание оказалось, что 92% делегатов представляли террористические партии. И неудивительно, что во главе страны оказалась самая радикальная и беспринципная из них. Придя к власти и пообещав народу множество всяких радостей — власть народа, землю, фабрики и заводы, а также много другого — они начали уничтожать прежде всего своих недавних союзников и тех, кто мог представлять для них опасность. Эти «прогрессивные идеи» старались внести и в ряды казачества, особенно его элиту, и, как показали времена гражданской войны, довольно успешно.
Началась гражданская война. Столкнулись те, кто предал царя, и для которых Бог был нужен лишь номинально, как ширма. Возможно, среди сторонников Белого движения были искренне верующие люди, но их было явно меньшинство.
Что характерно не было ни одной попытки освободить Николая 2 и его семью. Хотя он находился на территории уральского казачества, более того в Екатеринбурге находился почти весь состав императорской академии генерального штаба, будущие генералы. Сколько было из них казаков история умалчивает. И ни кто не пожелал освободить бывшего императора. После освобождения города от красных они вошли в белое движение.
Против большевиков восстали казачьи регионы. Но снова обратимся к святителю Николаю Сербскому: «неверное избрание союзников ведет к поражению». По сути настоящий и главный союзник - это Бог. Лидеры Белого движения выбрали себе союзниками страны Антанты, которые как раз организовали и реализовали переворот февраля 1917 года. И сами были поставщиками «прогрессивных идей» перечисленных ранее. Атаман Петр Краснов решил выбрать себе в союзники Вильгельма II, с которым недавно воевали, заявляя: «Хоть с дьяволом, но против большевиков». В этом лозунге он полностью расписался в непонимании происходящего в стране и своей религиозной безграмотности.
Казаки, как бы то ни было, всё больше на уровне генетической памяти понимали причины катастрофы, но правильного вывода не сделали. Большевики же осознавали всю опасность казаков и издали соответствующий указ.
Они помнили, как казаки чуть не сорвали октябрьский переворот. На 4 ноября 1917 года (по новому стилю), атаман Дутов планировал провести крестный ход в полном боевом вооружении что бы задушить гнездо большевиков в Смольном институте, где они открытого готовили переворот. Но Керенский приказал перед казармами казаков поставить броневики, что бы казаки не мешали.
Так что большевикам было чего опасаться.
Но и в казачестве не было единства. Казачья элита начала выдвигать идеи самостийности и национализма. Что противоречило единому замыслу Божию о казаках. Да и сладкие обещания большевиков не мало внесли разлад в среду казаков.
И вполне закономерный результат большевики одержали победу в той войне. А казаки как самые опасные подверглись самым жестоким гонениям.
Но что характерно, во время массового закрытия храмов, казакам удалось не дать закрыть только один Храм Преображения Господня х. Обуховка.
Вывод из всего этого очень прост: необходимо вспомнить о своём предназначении и возвращаться в лоно православной церкви, жить по её канонам. Однако с этим у нас есть проблема. Слышны лишь отговорки и нежелание потомков казаков идти в храм. Нам был дан урок о том, к чему приводит безбожие, и, судя по всему, мы его не усвоили. Это означает, что нас ждёт новый, ещё более жестокий урок, который мы уже наблюдаем на протяжении почти четырёх лет. Важно осознать, что только через духовное возрождение и единение с верой мы сможем преодолеть вызовы современности и сохранить ценности, которые определяли нашу историю.
Казаки всегда вызывали интерес благодаря своей уникальной способности к самоорганизации и стойкости. Эта черта не просто привлекала внимание исторических деятелей, включая Якова Свердлова, которому приписывают фразу о казаках как о самой большой опасности. Но откуда берется такая сила? В основе лежит глубокая и горячая вера в Бога и преданность Ему, что дает казакам внутреннюю стойкость и решимость. Этот путь не прост и требует постоянной работы над собой, борьбы с собственными страстями и слабостями, что можно реализовать только в таинствах православной церкви. Именно такая духовная дисциплина позволяет им оставаться непоколебимыми защитниками своей веры и страны, побеждая врагов не только физически, но и духовно.
Однако вернемся к перечню тех, кто жил на казачьих территориях, и к тому, какая из этих категорий представляла опасность для большевиков. Иногородние, бывшие сходцы, голыдьба, «воровские» и в гражданскую «зеленые» хорошо помогали большевикам. Их исторические персонажи стали героями в советской историографии.
Националисты и сепаратисты также могли быть полезными, внося раздор в ряды казаков.
А пивуны и плясуны, исполнители цирковых номеров - это даже очень забавно.
А вот служилые, носители генетической памяти своих великих предков защитников веры и русской цивилизации, где православие было основой их миропорядка, представляли смертельную опасность. Именно такие казаки и подверглись в первую очередь самым жестоким репрессиям.
Поэтому прежде всего наносился удар по православной церкви, лишая казаков возможности сохранять свой духовный уклад. И именно возрождение веры станет ответом на тот страшный указ большевиков.
И именно это является причиной того что возрождение казачества уверенно деградирует какой деноминации они относятся: госреестру или множеству всякого рода общественных организаций.
Свидетельство о публикации №226012400315