Очерки из сумерек. Пролог

 Приближение сумерек
Дмитриев Игорь Владимирович родился как раз в тот день, когда было объявлено о повышении розничных цен на продовольствие в СССР в 1962 году. Но это не повлияло на качество питания появившегося на свет в Ленинграде здорового и весёлого мальчугана.
Единственный ребёнок в семье получал достаточно и витаминов, и внимания родителей. Он не рос эгоистом, потому что у него было много двоюродных братьев и сестёр, с которыми он умел не только драться, отстаивая своё «я», но и делиться.
Солнца и тепла ему доставалось в избытке, так как с весны до осени он проводил время в Севастополе у своей бабушки. Там он тоже был под надлежащим вниманием. Бабушка до пенсии работала хирургом и была женщиной с характером.
Родители старались, чтобы он вырос порядочным человеком. Есть основания полагать, что у них это получилось. Из детских воспоминаний очень ярко в его памяти остался урок, которым ему сделали прививку от жадности.
Папа принёс домой мороженое. Бумажный стаканчик с молочным пломбиром. Игорь с радостью принялся пировать. Папа спросил, не хочет ли он поделиться с мамой. Как оказалось, мальчик делиться совсем не хотел, а мама не настаивала. Тогда папа достал эскимо в шоколадной глазури с орехами и отдал маме. При этом сказал, что Игорь — жадина.
Это был чувствительный удар. Мама, конечно же, отдала и это мороженое сыну, но в этот раз Игорь предложил попробовать эту мечту гурманов и папе, и маме. Такой урок научил его с детства тому, что умнее делиться тем хорошим, что у тебя есть.
Некоторые люди влюбляются и женятся по пять раз за жизнь и всё время счастливо. Игорь два раза был счастлив тем, что любил.
Однажды он обнаружил новых жильцов, которые поселились на третьем этаже дома напротив. Окно одной из их комнат было напротив и на этаж ниже окна Игоря. Люди только получили квартиру, и у них ещё не висели занавески. В этой комнате поселилась девочка его возраста.
«Такой я никогда не видел», — подумал Игорь, подглядывая украдкой за этой стройной блондинкой. Вечером он пошёл гулять, и эта его новая соседка оказалась в их большой компании. У неё были большие голубые глаза в обрамлении чёрных ресниц и белое в синий горошек платье.
Девочка заметила его взгляд и сказала, что на ней цветы не растут.
«Ты сама как цветок!» — ответил Игорь и покраснел.
Потом он встретил девочку возле дома и рассказал, что его окно напротив. Они познакомились по-соседски. Оказалось, что Вика будет учиться в той же школе в параллельном десятом классе.
«Так это ты выглядываешь из-за зелёной занавески окна напротив на четвёртом этаже?» — спросила она.
«А откуда ты знаешь, что я выглядываю? Тоже подглядываешь?» — спросил Игорь с дружелюбной улыбкой. Они вместе посмеялись.
«Пойдём ко мне в гости! Если ты такой любопытный, покажу тебе свою комнату».
«А можно? Твоя мама не будет против?»
«Так ты и мою маму выследил. Тогда пошли знакомиться!»
«Пойдём», — сказал Игорь и взял протянутые ему тонкие белые пальчики в свою большую тёплую ладонь. Руки у девочки были холодными.
«Такие у тебя руки холодные!»
«Зато сердце горячее», — ответила она и внимательно посмотрела ему в глаза.
Они поднялись на третий этаж. Мама открыла дверь, когда они только подошли к квартире.
«Кого это ты привела, Вика?» — спросила мама.
«Поймала шпиона, который за нами следит из окна напротив!»
«А, тот парень с четвёртого этажа?» — засмеялась женщина.
Игорь засмущался и покраснел. Они вошли в комнату девочки. Это была маленькая, уютная комнатка с аккуратно заправленной кроваткой и секретером, возле которого стоял один стул. Было ещё кресло и журнальный столик, на котором стояла ваза с цветами. На полке секретера плотно стояли книги. Игорь стал смотреть и увидел полное собрание сочинений Дюма.
«Ты любишь читать?»
«У Дюма читал только “Три мушкетёра”».
«Хочешь, дам тебе почитать?»
«А можно?»
Вика предложила ему выбрать и посоветовала прочитать про королеву Марго. Тут вошла мама и предложила выпить чаю. Игорь отказался. Он стеснялся.
«Ты чем занимаешься, Игорёк?» — спросила мама. — «Куда будешь поступать после школы?»
«Я занимаюсь лёгкой атлетикой. Буду поступать в институт физкультуры».
«Родители твои тоже спортсмены?»
«Нет, мама и папа работают на Кировском заводе. Мама в отделе кадров, а папа — начальник цеха».
«Слушай, а Вику ты сможешь подтянуть по физкультуре?»
«С удовольствием! Вика, пойдёшь со мной завтра утром бегать?»
«Пойдёт», — уверенно сказала мама.
Так и началось их общение. По утрам они бегали, вечером играли в бадминтон и обсуждали книжки, которые Игорь брал у Вики. Парнишка хотел обнимать и целовать эту принцессу, носить её на руках. Но был так воспитан, что всё это было ему стыдно.
Он уже один раз целовал девочку. Ему тогда было двенадцать лет. Эта девчонка из соседнего подъезда снимала у него с головы шапку и прятала, дразнила его. Одна бабушка возле подъезда, наблюдавшая эту картину, сказала ему: «Ты смотри, как Ленка с тобой заигрывает. Наверно, влюбилась!»
Игорь, когда Ленка в очередной раз сорвала с его головы шапку и стала убегать, догнал её в подъезде, обнял и поцеловал в губы. Девочка покраснела, оттолкнула его и убежала домой жаловаться маме. Дети во дворе кричали дразнилку: «Игорь плюс Ленка равно любовь!»
Поцелуй, который видели девчонки-подружки, — повод продолжать дразнить. Игорь, не догадываясь о последствиях своей сиюминутной смелости, он с мальчишками и чувствовал себя героем. Тут внезапно случилось знакомство с Ленкиной мамой. Разъярённая дама выбежала из подъезда, у входа в который стоял Игорь. С ходу спросила у всех: «Где Дмитриев?»
Игорь стоял к ней спиной и, не успев обернуться, услышал: «Ах, вот ты где, мразь!» После чего ощутил прилёт такой увесистой оплеухи по лицу, какую может отвесить женская рука только рабоче-крестьянского происхождения. Родители девочки работали на Кировском заводе. Мама была маляром, и руки у неё были тяжёлые.
Папа девочки немного погодя разыскал Игоря. Он долго с ним беседовал о том, как надо мальчику относиться к девочкам. Убедил, что это был плохой поступок, о котором не надо рассказывать своим родителям. Игорь и без этого родителям ничего бы не сказал. В вопросах нравственности и взаимоотношений между полами его мама была очень строгой. Говоря иными словами, Игорь был закомплексованным болваном с кучей психологических, непреодолимых барьеров.
Он был тайно влюблённым другом. Эта девочка в его мечтах была то графиней де Монсоро, то королевой Марго, а то и Миледи. В образе леди Винтер она представала перед ним тогда, когда у неё случались перепады настроения и она в общении увеличивала дистанцию. Тогда он не мог её взять даже за руку и опасался, что Вика вообще перестанет с ним общаться.
Время летело быстро, и уже был февраль, когда Игорь, сидя поздно вечером у окна, ждал, когда же в комнате Вики загорится свет. Семья девочки куда-то уехала, и она осталась на пару дней одна. Тут он увидел, как Вика вынырнула из снежной вьюги. От пронизывающего ветра её защищали объятия парня, который год назад окончил школу. Его звали Дима. Кудрявый, с огромной мочалкой густых русых волос, высокий парень. Бельмондо местного разлива. Его все звали Дымок. Он часто дрался, по причине чего у него отсутствовало несколько передних зубов. Но это не мешало ему добиваться того, что, судя по сплетням, он получил уже от некоторых девочек.
«Но Вика совсем не такая!» — прокричал про себя юноша. Чувствуя жгучую ревность, Игорь увидел, как они вместе вошли в подъезд. Потом у Вики в комнате загорелся свет, который вскоре погас до утра. Игорь долго сидел у окна и видел, что из подъезда никто не выходил.
Примерно месяц спустя Вика позвала Игоря в кино. Смотрели французский фильм «Человек в маске». Потом они допоздна гуляли. Она вела себя так необычно: улыбалась и смотрела в глаза. Нежно брала за руку. После того случая в февральскую вьюгу Игорь уже не комплексовал. Вика ещё была царицей его сердца, но уже не тем цветком, до которого страшно дотронуться, чтобы не помять.
Она пригласила его в гости. Сидели в её комнате и пили чай с шоколадными конфетами. Непринуждённо болтали. Игорь вдруг сказал: «Ты прекрасна, как цветок. Но цветы, к большому сожалению, быстро вянут, если их сорвать!» Вика покраснела и позвала маму. Она сказала: «Игорь, повтори, пожалуйста, маме, что ты сейчас сказал!» Игорь повторил. «Как романтично», — сказала мама и ушла.
Потом Вика как бы невзначай поинтересовалась, не рассказывал ли Дымок что-то интересное Игорю. Как оказалось, Дымок ничего не рассказывал. Когда Игорь уходил, Вика в коридоре впервые за всё время обняла его. Прижалась щекой к его груди. Потом она посмотрела ему в глаза. Ему было очень трудно не поцеловать девочку. Бантик её алых губ был так близко. Так хотелось сорвать само собой напрашивающийся поцелуй, но Игорь ушёл. У него была железная сила воли. Не все могут круглый год вставать в любую погоду в шесть утра и пробегать пять километров.
Каждый получает то, к чему стремится. Игорь добился успехов в спорте. Чего хотела Вика? Романтики, любви и приключений. Чтобы всё было красиво, как у Дюма. Но оказалось, что десятиклассница беременна. Девочка слишком долго не решалась признаться в своей беде взрослым. Из-за этого аборта у неё потом никогда не было детей. А у Игоря закончилась его первая любовь.
В институте у него опять случилось нечто похожее на его первую историю. Люди всегда поступают так, как им свойственно. Поэтому в похожих ситуациях они получают похожий результат. Гулял Игорь в выходной день по городу где-то на окраине. Навстречу шла замечательная девочка в лёгком платье и смотрела на него большими глазами. Потом они гуляли вместе, целовались и были счастливы. Отношения приближались к тому моменту, с которого начинаются или заканчиваются более серьёзные связи между половозрелыми особями, прошедшими стадию поцелуев.
Ходить в гости к Игорю и знакомиться с его родителями Лариса категорически отказывалась. Однажды Дмитриев пришёл к Ларисе в гости. Та поругалась со своей мамой. Был отвратительный скандал, в процессе которого сердитая мама выдала Игорю страшную тайну дочери. Игорь прозрел, когда узнал, что Ларисе всего пятнадцать лет. А выглядела она как минимум на двадцать.
Игорь понимал, что педофилы — это те люди, которые по-настоящему любят детей. Он чувствовал, что любит, но в педофилы записываться категорически не пожелал. Лариса же очень хотела и делала всё, чтобы у них случилось по-настоящему. Игорю казалось, что она готова его съесть. Когда они целовались, она покусывала его за губы и один раз укусила до крови.
«Если я забеременею, ты женишься на мне? Я сказала маме, что беременна от тебя, и бабушка уже покупает детские вещи. Я специально соврала маме, чтобы она не мешала нам встречаться у нас дома», — говорила ему Лариса и хотела услышать положительный ответ. Игорь такой ответ ей не дал.
Лариса пригласила Игоря провести у них новогоднюю ночь. Так как предполагалось, что мама её и брат будут у родственников, а папа её вообще с ними не живёт, то это будет решающая ночь. Именно этой ночью всё и решилось. Игорь предложил девочке встретить Новый год вместе у его родителей. Ларису это не устроило. Она обиделась, и эту ночь они провели врозь.
Он по утрам бегал с однокурсником Германом. Во время пробежек всегда разговаривали, развлекаясь разными забавными историями. Наступил день, когда они вышли на первую в Новом году пробежку. Гера рассказал, как он встретил этот Новый год.
«Пригласила меня в гости девочка. Ты не поверишь, ещё совсем как ребёнок, а уже такая развитая. И набросилась на меня сама, как голодная. Смотри, нижнюю губу мне прокусила».
«Если девочку звали Лариса, то поверю!»
«Лариса, а откуда ты знаешь?»
Этот вопрос Гера задал по инерции. Он уже догадался, что провёл ночь с той самой девочкой, о которой ему немного рассказывал Игорь. Гера, как опытный ходок, предполагал, что такую девочку кормить обещаниями будущих счастливых дней и ночей — нелепая затея. Её нетерпение он за целую ночь не смог утолить и намерен был продолжать, потому что заразился этим нестерпимым зудом её похоти.
Через три месяца Гера показал Игорю письмо, которое ему написала Лариса. Она писала, что очень жалеет о том, что рассталась из-за такого подонка, как он, с Игорем. Гера попал в разряд подонков после того, как отказался жениться, невзирая на сложившиеся серьёзные обстоятельства. А именно — беременность Ларисы. В письме было в подробностях изложено, через что девочке пришлось пройти, делая аборт.
Время всё лечит. Девушка была очень живая. Любила спортивных, красивых парней. Поэтому скоро нашла себе мужа в этом же институте физкультуры. Артура, самого красивого парня на его курсе. Отличника и чемпиона по вольной борьбе.
Маленький легкоатлет Гера всегда, когда кто-то называл его мелким, пояснял, что он в корень пошёл. Возможно, это было правдоподобным объяснением того, почему, обладая скромной внешностью, он так востребован у дам, имевших с ним отношения.
Позже Гера рассказал Игорю, что был у этой красивой пары на свадьбе. После того как брачный союз был заключён, Герман периодически навещал проказницу. Уж очень ему понравился её темперамент и ненасытность.
Однажды Артур, встретив Игоря, сказал ему: «Мне жена жалуется, что твой приятель Гера её домогается! Передай недомерку, если он не успокоится, поймаю и сделаю очень больно!» Игорь не успел предупредить товарища. Борец поймал дамского угодника в подъезде, и тому не помогли навыки быстрого бега. Разгневанный муж одной рукой схватил его сзади за брючный ремень, прихватив, образно говоря, одной рукой за задницу, поднял над головой и запустил вниз по лестнице так, что тот летел кубарем. Слетев вниз, Гера петлял быстро, как заяц. Но было сломано два ребра и левая ключица. Горячая эта любовная история на том и кончилась.
Лариса пару раз навестила Геру в больничке, убедиться, что у её супруга не будет проблем с милицией. Как Гера сказал потом другу: «Она выразила соболезнования, но не могла скрыть злорадную улыбку!»
У Игоря был какой-то стержень внутри, который не позволял ему низко нагибаться, чтобы подобрать что-то, может быть, даже и привлекательное, но ненужное. Благодаря этому стержню он в 1985 г. успешно окончил Государственный ордена Ленина и ордена Красного Знамени институт физической культуры имени П. Ф. Лесгафта.
По распределению уехал работать тренером в один из районных центров Карельского перешейка, где ему от работы дали комнату в общежитии. Родители Игоря были активными людьми. Когда-то они увлекались греблей на байдарках. Полюбив дивную природу Карельского перешейка, сумели добиться, чтобы им от предприятия выделили участок под строительство дачи. Его папа купил по символической цене старый списанный на дрова финский дом в совхозе. Этот дом он перевёз и поставил на участке своими руками. Игорь ему помогал. Домик получился аккуратный. За дачей поручили присматривать Игорю, потому что он уже жил и работал в этом городе.
В том году, когда город Ленинград переименовали в Санкт-Петербург, а СССР распался на части, родители Игоря уехали в Севастополь, где жила уже старенькая мама отца Игоря. Они продали квартиру в Санкт-Петербурге и купили себе точно такую же в Севастополе. Тогда ещё не было осознания того, что перемены, происходящие в новых государствах, так сильно изменят жизнь людей. Поэтому Дмитриевы не переживали из-за того, что уезжают в другую страну.
Игорь, на самом деле, хорошо устроился. В отпуск мог ездить к родителям в Севастополь. Жизнь в общежитии его устраивала. Он был коммуникабельный и легко находил общий язык с людьми. Но вот работать тренером по лёгкой атлетике за очень маленькую зарплату ему было не совсем комфортно. С руководством у него появились неприятные трения. Он решил поменять работу, но тогда его выселили бы из общежития.
И тут один его хорошо знакомый работник милиции, сын которого у него тренировался, узнав о его трудностях, предложил ему неожиданный ход. Этот знакомый работал начальником отдела кадров в органах. Людей у них не хватало. Зарплата была больше, чем у тренера. Бесплатный проезд в транспорте, ещё кое-какие льготы были приятным бонусом. Вопрос с общежитием решался легко. А кроме этого было мнение, что скоро начнут платить хорошую зарплату. И самое главное, целый подполковник милиции говорил, что такие хорошие парни им позарез нужны. На работе в спортивной школе он не чувствовал своей нужности.
Как хороший сын, он позвонил родителям, чтобы посоветоваться перед принятием решения о смене профессии. Догадывался, что папа не одобрит. Помнил, как в детстве сказал родителям, что хочет стать милиционером. Папа тогда ответил ему коротко и ясно, что если так, то надо совсем не иметь совести. Возможно, были у родителя личные какие-то причины так считать.
Игорь, когда задал этот вопрос, на самом деле не думал, что хочет там работать. Просто в школе они писали сочинение, в котором надо было ответить, кем я хочу стать и почему. Ему поставили пятёрку. Он хотел похвастаться и начал издалека. В том сочинении Игорь описал все благородные профессии, чтобы на какой-то из них остановиться. Сама собой ему пришла в голову мысль, что всех этих полезных для общества людей кто-то должен защитить от преступников. Он написал, что хочет стать милиционером, чтобы защищать мирный труд людей от воров. Пятёркой он тогда не решился похвастаться. А сейчас, уже взрослый, для приличия решил поставить родителей в известность.
Как Игорь и ожидал, родители его не одобрили. Сказали, что тренировать и воспитывать детей — дело благородное. А копаться всю жизнь в грязном чужом белье — верный путь, чтобы самому замараться. Пришлось ему поступить, воспользовавшись известным советом Сократа. У античного философа юноша спросил, жениться ему или нет. Сократ ответил: «Делай, как хочешь, всё равно пожалеешь!» На самом деле очень часто люди спрашивают совета для того, чтобы услышать одобрение уже принятого ими решения. Особенно когда они хотят получить совет бесплатно.
Сложилось так, что уже в этом году Игорь стал оперуполномоченным уголовного розыска. Был ли он прав, сделав выбор? Может быть, это его решение было ошибкой? Сумеет ли он пройти между струями дождя и не промокнуть до нитки? Об этом можно узнать, прочитав детективную повесть «Очерки из сумерек».
 


Рецензии