История Учения Будды. гл 26, Бодхичитта

 
В период правления Ашоки и после него, в результате быстрого увеличения количества последователей, ориентированных на достижение мирских целей, всё больше стала ощущаться проблема слабости рвения, проявляемого новообращёнными в постижении Учения. Если ранее буддийские монахи во множестве бесед пытались объяснить своим собеседникам-аскетам опасности чрезмерных усилий, то во времена процветания буддизма они стали всё больше указывать на усилия Будды, называя его Великим Аскетом.
В те времена, когда Будда занимался самоистязанием, он был окружён людьми, неистово стремящимися к освобождению от неведения. В их среде Блаженный познал тонкости теорий тонких миров и сверхъестественных сил тонкого тела. Знаменитый аскет Махавира, живший чуть ранее Будды, представил своим последователям учение о Вселенском колесе сансары, включающем в себя не только шесть миров желаний (мирских богов, асуров, людей, животных, голодных духов и адожителей), но и миры бесформенных существ, которых достигают сиддхи, совершенные существа, избавившиеся от привязанности к материальному существованию. Это учение, с некоторыми уточнениями и дополнениями, стало неотъемлемой частью Дхармы, изложенной Буддой.
Ещё одним важнейшим учением, воспринятым Буддой в среде последователей Махавиры, было знание о том, что любое явление имеет бесчисленное количество качеств. Из этого бесчисленного количества качеств наблюдатель воспринимает только те, которые связаны с его прошлыми действиями. Мир, как обобщение явлений, встречаемых существами в их жизнях, предстаёт перед ними той судьбой, которую они сложили сами себе своими прошлыми действиями. И эта теория, также с уточнениями и дополнениями, стала одним из сокровищ Дхармы.
В тот период, когда буддизм стал приобретать форму мировой религии, ещё одно из учений аскетов приобрело новую, точную и необычайно эффективную форму. Это учение о необходимости создания непрерывного потока сознания, способного преодолеть колебания чувств и даже забвение смерти. Аскеты полагали, что этой непрерывности можно достичь терпя боль и мучения. Будда же обнаружил, что такое отношение несовершенно тем, что оно вызывает идеализацию страданий, тем самым затрудняя их преодоление.
В буддийской философии учение о создании непрерывного потока сознания связано с развитием благой однонаправленности ума, принимающего и памятующего Убежище в Трёх Драгоценностях. В дальнейшем эта благая направленность, бодхичитта, стала центральным понятием при передаче Учения, ведь именно бодхичитта позволяет развить энергичность и усердие в духовной практике.
Бодхичитта стала рассматриваться не только в своём идейном аспекте умственного устремления, но, в особенности, в поведенческом аспекте, представляемом системой развития шести парамит: щедрости, самообуздания, усердия, терпения, сосредоточения и врождённой мудрости Будды, присущей каждому существу.
Силу пробуждённой бодхичитты в уме последователя, пришедшего в Учение с мирскими желаниями, хорошо иллюстрирует пример тысячелетней черепахи, приводимый в суттах и сутрах. Тысячелетняя черепаха живёт на дне моря. Лишь раз в сто лет она всплывает на поверхность вод и затем погружается снова в глубины. Велика ли вероятность того, что человек, вышедший в море на лодке и остановившись там, где ему вздумается, поставит над водой ярмо и в этот миг на поверхность всплывёт черепаха, да так, что её голова пройдёт в ярмо?
В рассматриваемом нами случае, черепаха – это символ ума, имеющего мирские устремления. Он погружён глубоко в поиск непостоянных вещей. Ярмо – это вхождение в непрерывный поток сознания. Это вхождение кажется абсолютно невероятным, однако оно может произойти благодаря бодхичитте, безошибочно ведущей ум по пути развития парамит к пробуждению врождённой мудрости Будды, являющейся даром всех существ, наделённых разумом.
Мы можем узнать в учении о чудесно пробуждающей внутреннюю  мудрость бодхичитте уточнённую и избавленную от привязанности к страданию форму глубокой веры аскетов в то, что когда их поведение будет очищено, то перед ними откроются небесные врата. В чём уточнение? Оно в том, что истязающий своё тело и чувства, рассчитывает раскрыть врата в сферы обнажённого космического бесформенного сознания. Буддийское Учение  наставляет, что очищая своё поведение путём развития щедрости, самообуздания, усердия в служении нуждам существ, терпения в преодолении трудностей, сосредоточения на выполнении того, что должно быть выполнено ученики, пробравшись через казавшуюся непроходимую чащобу собственных страстей, находят сокровище мудрости, скрытой в их собственном сердце, там, где бесформенное сознание облачено в одеяние обычного человеческого существования.
Это различие невероятно значимо. В Упали сутте, МН 56, Будда описал состояние обнажённого путём сознательно причиняемой чувствам муки бесформенного сознания как божество, скованное собственным разумом. Это божество становится чувствующим свою ограниченность свидетелем событий, на которые оно никак не может влиять, поскольку оно само связало свои силы отвращением к проявленному существованию. И напротив, бесформенное состояние, познанное путём развития качеств благого действия, оказывается живым, подобным бескрайнему океану, охватывающему своим влиянием все явления, пребывающие в нём.
Понятие бодхичитты, постигаемое интуитивно в поры становления Сангхи, стало требовать самого подробного рассмотрения в пору расцвета Сангхи в миру. Зачимость сосредоточения ума на идее бодхичитты стала признаваться настолько большой, что сама бодхичитта из абхидхармического понятия превратилась в центральный символ благой веры в Махаяне.
Бодхичитта как символ веры приобрела зримость и понятность как для монахов, так и для мирских последователей Учения в образах бодхисаттв – божеств, ставших покровителями практикующих. В сутрах упомянуты бесчисленные бодхисаттвы, огромное количество изображений которых запечатлено в буддийской храмовой скульптуре и живописи. Их многообразие является сущностной чертой умелости и гибкости передачи буддийской Дхармы.


Рецензии
Спасибо за статью, Вова.

Марина Тигра   26.01.2026 12:26     Заявить о нарушении