Из воспоминаний Ветерана Козловского Адама Лукича

Будучи подростком, во время вечерних посиделок летом на даче школы-интерната я оказался невольным слушателем воспоминаний о войне папиного коллеги, преподавателя математики Козловского Адама Лукича и отца моего друга детства Вовы, папиного  земляка с Полесья Усова Анатолия Адамовича (папа их в шутку называл "ветхозаветные Адам и Адамович").(Воспоминания Усова А.А. я опубликовал). Речь у ветеранов зашла о первом ранении Адама Лукича и проверке в заградотряде "на самострел". Пересказываю, как запомнилось.
  Во время наступательных боев в ноябре 1943 году коасноармеец Козловский получил огнестрельное ранение правой руки и продолжать бой не мог. "Я был ранен и мне было не до геройства" - говорил ветеран. Санинструктор перевязал рану, руку подвесил на косынку и отправил бойца с передовой вместе с парой таких же ходячих раненых в тыловой медпункт. Передвигались с оружием. К ним прибилось еще несколько раненых с повязками из соседних подразделений. По пути следования вся группа была задержана заградительным отрядом и раненых проверили на наличие признаков самострела - у кого-то обнаружился "пороховой след" вокруг раны, выстрел по касательной с близкого расстования - "в упор". Дальнейшая судьба "самострельщика" неизвестна (как правило - расстрел). Остальные раненые благополучно добрались до медпунта.
  Адам Лукич в 1944 году участвовал в прорыве обороны на реке Днепр, награжден медалями "За боевые заслуги" и "За отвагу".
  После войны Козловский Адам Лукич закончил пединститут, работал преподавателем математики в Гродненской школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. В его семье воспитывались дочь и сын - мои ровесники. Надеюсь они познакомятся с этим кратким эпизодом из фронтовой жизни их отца и поделятся своими воспоминаниями.

Игорь Будовский. Гродно
25.01.26 Изерлон, Германия.


Рецензии