50. Весна-лето 1568 года, Елизавета I

Глава из летописи-эпопеи “Между Западом и Степью”, которая состоит из пяти частей и описывает ключевые события истории Руси времён Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Великого, Ивана Грозного и Смуты

Королеве Англии хватало внутренних и внешних проблем, когда к ним прибавилась ещё одна. Подкинул её русский царь. Ещё в сентябре минувшего года он под большим секретом вызвал Энтони Дженкинсона к себе и заговорил на предмет военно-политического союза Англии с Руссией против Польши и Швеции. А помимо главной темы Иоанн просил для себя и своей семьи убежища в Англии в случае бегства, взамен обещая аналогичную гарантию Елизавете. Вопросы были столь серьёзными, что Дженкинсон не рискнул доверить их бумаге, а собственноручно вернулся на родину для предъявления их королеве.

-Война с далёкой Польшей и, тем более, со Швецией не отвечают нашим интересам! - поморщилась королева на совете. - Изгнанник нам тоже без надобности, так как новый русский царь будет недоволен и откажет нашим предпринимателем в протекции. Лучше бы всё шло по-прежнему и взаимодействие с Руссией ограничивались взаимовыгодной торговлей.

-Мы не можем ответить царю Иоанну прямолинейным отказом, - качали головами советники. - Это приведёт к негативным последствиям.

Действительно, учредителям Московской компании, которые принадлежали к родовитой аристократии и имели высокие посты, было что терять, если бы они утратили милость Иоанна, ведь их предприятие получало беспрецедентные среди соотечественников и прочих европейцев льготы, выражавшиеся в монополии на Беломорский путь, беспошлинную торговлю, а также нанимать русских на работы и пользоваться лошадьми. Кроме того, конторы компании располагались не только в Москве, но и в Ярославле, Костроме, Казани, Астрахани, Ивангороде, Новгороде и Пскове.

-Иоанн ведь тоже получает выгоды от торговли с нами! - говорила королева. - Ему и его двору крайне необходимы готовые изделия и знающие специалисты. В одном из писем он очень просил прислать артиллерию и снаряды. Может, он не пойдёт на разрыв или конфронтацию, если мы дадим понять, что не станем заключать союз и предоставлять убежище на территории Англии? Мне одной Марии Стюарт хватает!

К сожалению, русский царь рассердился и начал вредить, открыв разблокированную шведами Нарву для всех иностранцев. Лучше всего внезапным послаблением воспользовались не входящие в Московскую компанию английские предприниматели. Члены компании и королевская казна стали терпеть убытки. Разнёсся слух о том, что русский царь станет последовательно отбирать льготы. Учредители бросились к королеве.

-Ладно-ладно, я отправлю к Иоанну уполномоченного посла, - сдалась Елизавета. - От моего имени он пообещает предоставить царю убежище. Что касается союза против Швеции и Польши... Мы не будем подписывать никаких соглашений! Только устные заверения о дружбе! Пусть посол расскажет Иоанну, как Сигизмунд пытался склонить меня на разрыв с Москвой и как я отказалась это делать. Лучше уж Иоанну удовольствоваться тем, что есть. Мы не сможем поступиться большим даже ради великой дружбы!

Посланником Елизавета назначила начальника королевских почт Томаса Рэндольфа.


Рецензии