Жажда Жизни

Эссе
               
Живопись и всё связанное с нею – подлинно тяжёлая работа, с точки зрения физической: помимо умственного напряжения и душевных переживаний она требует ещё большей затраты сил. И так день за днём…
                В. Ван Гог

В первой половине 90-ых прошлого века я читал книгу, у неё было название «Жажда жизни», автор – Ирвинг Стоун. Главным героем биографического романа был Винсент Ван Гог – человек с трагической судьбой, отрезавший себе ухо и подаривший его проститутке. Человек, мечтавший создать коммуну художников и потерпевший фиаско. А что он думал сам о себе? Считал ли он себя неудачником, изгоем, шизофреником? Только его картины и письма, говорят о нём…
В возрасте 27 лет его отстраняют от пасторского служения, и в это же время он начинает рисовать. Так до конца своих дней он посвятил себя живописи. Может, он понял, что это его путь, его кредо, убеждение, вера? А может, это диалог с самим собой, с Богом, с миром или стремление запечатлеть своё мировоззрение в необыкновенных для своих современников картинах? Или стремление быть художником и своими полотнами нести проповедь людям?..
Так или иначе, он был гениальным художником и неудачником одновременно, при жизни не продавшим ни одной своей картины. Непонятый окружающим его людям, опередивший своё время он жил как аскет, отшельник. Он курил дешёвый табак, пил дешёвый алкоголь и абсент – настойку из полыни, от которой бывают галлюцинации, и иногда посещал публичный дом. Он был человеком, полностью посвятившим себя искусству живописи.
Меня впечатляет его огромный труд, его творчество, картины и письма брату и друзьям. Это всё, что оставил после себя Ван Гог, превративший свою жизнь в искусство. Из письма к Антону ван Раппарду: «Человек не может долго болтаться в открытом море. Ему необходима маленькая хижина на берегу, где его, сидя у горящего очага, ждут жена и дети»… «Я хочу, чтобы все мы стали рыбаками в том море, которое называется океаном реальности. С другой стороны, я хочу, чтобы у меня и моих спутников, которых я время от времени докучаю, была вот такая маленькая хижина. Самым решительным образом хочу! И пусть в этой хижине будет всё, что я перечислил! Итак – открытое море и это пристанище на берегу…». Гениальность Ван Гога обернулась ему одиночеством. Он так и остался в океане без права на берег с хижиной, женой и детьми.
Из письма к Эмилю Бернару: «Христос – единственный из философов, магов и т.д., кто утверждал как главную истину вечность жизни, бесконечность времени, небытие смерти, ясность духа и самопожертвование как необходимое условие и оправдание существования. Он прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрёг и мрамором, и глиной, и краской, а работал над живой плотью»… «…Он во всеуслышание объявлял, что создаёт живых бессмертных людей. Это чрезвычайно важно и, прежде всего, потому что это – истина».
Живопись Ван Гога впечатляет своей цветовой гаммой красок, своеобразной манерой письма. Картины «Подсолнухи» или «Церковь в Овере» – первые яркие картины. В первой присутствуют светлые тона и простота натюрморта, вторая полна хмурых тонов. Церковь изображена на фоне мрачного тёмно-синего неба без входа, хотя логически можно понять, что вход с другой стороны. И видно, что крестьянка идёт по дорожке ко входу, преодолевая этот путь. Тропа и зелень нанесены резкими иступлёнными мазками. Картина как будто растекается потоком лавы, которая рвётся с картины, поглощая нас. Но Церковь стоит. Вот это и есть его гениальность.
Я думаю, что, даже если нам повезло сохранить относительную здравость рассудка, она лишь относительна. Мы можем распасться на части, как это произошло с Ван Гогом, хотя он и сопротивлялся. Он собрал все свои страхи, безумие, страдание и претворил их в великое искусство. Вскоре после создания «Церкви в Овере» Ван Гог застрелился. Человек, боровшийся со своим безумием и творивший с настоящим героизмом. Так и не продавший при жизни ни одной своей картины, гений Ван Гог. 


Рецензии