Сталкер или пикник на обочине

                Эссе
Всем нам известно произведение Бориса и Аркадия Стругацких «Пикник на обочине» или сценарий к фильму под названием «Сталкер», написанный для фильма, который снял Андрей Тарковский. Всё это было в эпоху СССР. Это произведение или фильм – высший пилотаж в прямом смысле слова для литературы и кинематографического искусства того советского времени, в котором не было место Богу. А почему так? Потому что искусство ведёт к небу, к возвышенному, к нравственному состоянию души, ко всему доброму, что есть в человеке. Вот в этом задача искусства, в этом смысл человеческого творчества – в добром, нравственном, в любви к ближнему, в совести каждого человека. И, я думаю, братья Стругацкие и А. Тарковский исполнили свою миссию.
А как замечательно сыграл главную роль в фильме актёр Александр Кайдоновский. Он сказал: «Для меня Бог – это неизвестность, что-то  запредельное для моего понимания». Я думаю так же и вполне согласен с ним. Но хочу добавить, что Бог не раз открывал себя людям в Ветхом Завете. А в Новом Завете Бог открыл себя не в единобожии, как в Ветхом Завете, а в трёх Ипостасях – в Святой Троице, которая есть Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.
Но что представляет собой человек? Он – создание очень сложное, запутанное, мечущееся в разные стороны, ищущее что-то или прекратившее искать, живущее духом или опустившееся на дно. Алчущее, жадное, похотливое или забитое, уничтоженное жалкое существо или человек кроткой смиренной жизни, уходящий от этого мира, порой даже бегущий от этой мирской суеты.
Хорошо об этом говорит стихотворение Бориса Пастернака «Гамлет».

                Гул затих. Я вышел на подмостки.
                Прислонясь к дверному косяку,
                Я ловлю в далеком отголоске,
                Что случится на моем веку.
               
                На меня наставлен сумрак ночи
                Тысячью биноклей на оси.
                Если только можно, Авва Отче,
                Чашу эту мимо пронеси.
               
                Я люблю твой замысел упрямый
                И играть согласен эту роль.
                Но сейчас идёт другая драма,
                И на этот раз меня уволь.

                Но продуман распорядок действий,
                И неотвратим конец пути.
                Я один, всё тонет в фарисействе.
                Жизнь прожить – не поле перейти.
    
Сколько сторон у этой сложной жизни человека! И к тому же человек – существо общественное, ему трудно жить в одиночестве. Живя в городах, в мегаполисах, в обществе себе подобных, мы, тем не менее, чувствуем себя порой ужасно одинокими. Уезжая в глухую деревню, мы и там не обретаем покоя. Та же участь одиночества постигает нас, как прежде. А всё это происходит от того, что внутри нас нет покоя, нет мира в душе.
Возникает вопрос: а как обрести этот мир в душе? Это – прежде всего, радость в душе, которая приобретается жертвенной любовью к ближним. Это жизнь с Богом и по заповедям Божьим. Только так можно приобрести радость и мир в душе. И тогда одиночество не страшно. Оно становится другим, как в стихотворении А. С. Пушкина «Уединение».

                Блажен, кто в отдалённой сени,
                Вдали взыскательных невежд,
                Дни делит меж трудов и лени,
                Воспоминаний и надежд;
                Кому судьба друзей послала,
                Кто скрыт, по милости творца,
                От усыпителя глупца,
                От пробудителя нахала.

Такие люди – это небожители! Но в этом мире, для этого мира такие люди – безумцы.  Вот и сюжет фильма «Сталкер» об этом безумии для этого мира. Мира материального, бездушного, тщедушного, погрязшего в низменных желаниях и похоти, жадного, всё под себя желающего подмять.
Но радует, что в противовес есть такие люди, которые противостоят этому миру, миру зла. Вот он, главный герой фильма, сам Сталкер – безумный, несчастный в глазах всех людей и всё же ведущий их в комнату, где исполняются любые желания. Ведёт их кто? Несчастный, убогий, презираемый человек, чтобы заработать денег для своей семьи!
Кажется, это просто предлог. Он, то есть Сталкер, не мог жить иначе, без этой зоны, без своего предназначения, без выполнения своей миссии. Каждый раз, предостерегая их (тех, кого он вёл) от бездушности и равнодушия, он направляет их на путь добра. Как сказал Исаак Сирин, блажен (то есть счастлив) познавший себя.


Рецензии