***

      Таким образом, делегаты съезда в своих решениях отказались от раскола и высказались за объединение. Эрзяне - сторонники альтернативной точки зрения, приняли обращение к Совету съезда мордовского народа и его исполкому:

     «Для улучшения национального самосознания необходимо добиваться признания нашего неотъемлемого права  официально именоваться своим именем Эрзя. Считаем также, что Совету Инекужо  необходимо начать подготовку к проведению I съезда эрзянского народа, где должны быть обсуждены проблемы, стоящие перед эрзянским, а не мифическим «мордовским» народом».

     На принципиальные различия между мокшанами и эрзянами указывал И.А. Ефимов, отмечая при этом реально существующую конкуренцию между эрзянами и мокшанами во властных и престижных структурах нашей республики.

     После I съезда мордовского народа раскол среди членов «Масторавы» стал реальностью. Уже в декабре 1992 г. часть эрзян, отказавшихся признать решения съезда, призывающие к единству и к признанию этнонима мордва,  создала самостоятельную организацию «Эрзянь Мастор» (ЭМ).

      Целью ЭМ, как записано в уставе организации, является «создание политических, экономических, культурных, правовых и иных условий, гарантирующих полноценное развитие эрзянского народа».

     Для достижения цели ЭМ ставит задачу «добиться реализации коллективного и индивидуального права официально именоваться своим исторически  национальным самоназванием - Эрзя».

     ЭМ провозгласила себя в качественно- политической организации, функционирующей посредством осуществления издательской деятельности, организации общественных объединений, способствующих возрождению эрзянского народа; участия в избирательных кампаниях и т. д.

     В соответствии с этим практически в это же время были созданы и зарегистрированы организации, ассоциированные с ЭМ. С февраля 1993 г. существует Фонд спасения эрзянского языка им, А.П. Рябова. В декабре 1993 г. была создана ассоциация эрзянских женщин «Эрзява».

     «Эрзянь Мастор» унаследовала идеи, которых придерживались сторонники "Масторавы» в период ее наиболее активной деятельности и которые нашли свое отражение в документах ее учредительного съезда и проекте Декларации о суверенитете. Естественно, что эти идеи активисты  ЭМ использовали применительно к эрзянам.

     В частности, они выступили за созыв эрзянского съезда и придания ему статуса постоянного института; за придание статуса  государственного эрзянскому языку с определением механизма реализации этого статуса;  за формирование двухпалатного парламента в форме, предложенной учредительным собранием «Масторавы»; за переименование республики.

     Одновременно в программе организации  присутствуют и оригинальные требования. ЭМ является  сторонником формирования эрзянской государственности - Республики Эрзянь Мастор.

     Активисты общества предложили в качестве первого шага  к национальной государственности «на основе свободного волеизъявления всего населения  восточных районов республики, где проживают эрзяне, добиваться принятия ВС МССР решения  об образовании Эрзянского Автономного Округа, создания административного центра и органов управления».

     Значительное место в идеологии ЭМ занимает отношение к Русской православной церкви, влияние которой на развитие эрзянского народа оценивается только с негативной позиции. Это касается как процессов христианизации, так и современного  влиянии церкви на население.

     «Россия никогда не оставалась в стороне от процессов религиозного экстремизма…Финно-угорские народы на протяжении столетий находились под жерновами  царско- церковными…Наших предков жгли, четвертовали, пытали и топили в реках всего лишь за то, что они верили в своего бога».

     «Сегодня повсюду возводятся храмы как символ первобытной дикости средневекового невежества. Мордовия ныне самая православная в России, т,е, самая забитая, темная и дикая. Ее правительство, юродствуя и поповствуя, сооружает храмы и этим заглушает свет разума и просвещения».

     Сторонники ЭМ выступили с идеей реанимировать язычество в качестве одного из средств возрождения языка, культуры и самосознания. «Возродить старинные, дохристианские народные праздники и обряды.

     Восстановить как бесценное наследие наших предков эрзянскую мифологию и молельные обряды» - такое предложение содержится в «Программе первоочередных мероприятий по сохранению и развитию  языка», опубликованной на страницах «Эрзянь Мастор».

     В соответствии с этим  сторонники ЭМ пытаются реконструировать языческое мировоззрение и богослужение. С целью оживления самосознания активисты организации пропагандируют использование древних эрзянских имен  в качестве литературных.

     Обоснование активистами ЭМ собственной концепции этнической истории мокшан и эрзян, как двух самостоятельных народов, способствовало возникновению конфронтационных отношений между  ЭМ и представителями научной  общественности. Последние квалифицировали теории ЭМ  «научно не  обоснованными,  политически провокационными».

     Отношения «Эрзянь Мастор» с Советом возрождения и его исполкомом являются  достаточно сложными. Сторонники ЭМ упрекают деятелей Совета возрождения в следовании политической конъюнктуре, карьеризме, формальном подходе к проблемам возрождения.

     Деятельность, проводимая Советом возрождения, квалифицируется ими как «промордовская».  Они рассматривают «мордвинизацию» в качестве инструмента русификаторской политики, требуют раздельного, пропорционального финансирования возрождения мокшанских и эрзянских культур и языков.

     «Выдуманная в советское время и превратно понимаемая «консолидация» в единый  «мордовский» народ предполагает «просто-напросто» ассимиляцию этих двух народов или одного из них на базе другого». Со своей стороны, руководство Совета возрождения квалифицирует деятельность  ЭМ  как проявление некомпетентности, авантюризма и экстремизма.

     «Эрзянь Мастор» представляет радикальное крыло мордовского национального движения. Антироссийские, «антиимперские» настроения членов общества, радикализм в средствах реализации программы возрождения препятствуют формированию значительной социальной базы у ЭМ.

     Тем не менее, активная деятельность членов общества, направленная на пропаганду эрзянского языка, оживление народных традиций, распространение  знаний об истории и культуре народа, действительно содействуют оживлению  самосознания эрзян.


Рецензии