3. Павел Суровой Тёмно-лиловая комета
Замену Ричи Блэкмору нашли в лице Томми Болина (Zephyr, Билли Кобэм, The James Gang), американского джаз-рокового гитариста, известного благодаря мастерскому использованию эхо-машины «Echoplex[англ.]» и характерному «сочному» звучанию педали «Fuzz». Музыканта рекомендовал Дэвид Ковердейл , а Блэкмор называл его «одним из немногих интересных американских гитаристов» . Кроме того, в интервью Melody Maker в июне 1975 года (опубликованному на сайте Deep Purple Appreciation Society), Болин рассказывал о встрече с Блэкмором и его рекомендациях группе .
В новом альбоме Deep Purple Come Taste the Band (вышедшем в США в ноябре 1975 года) влияние Болина оказалось решающим: в соавторстве с Хьюзом и Ковердейлом он написал бо;льшую часть материала. Композиция «Gettin' Tighter» стала популярным концертным хитом, символизировавшим новое музыкальное направление, предпринятое группой. Группа дала серию успешных концертов в Новом Свете, но в Великобритании столкнулась с недовольством традиционной аудитории новым гитаристом, стиль игры которого отличался от ожидаемого. Ко всему прочему добавились проблемы с наркотиками Болина и Хьюза . «У нас были ребята, которым нужна была помощь, чтобы просто выйти на сцену», — вспоминал Иэн Пейс. «В таких обстоятельствах сложно держать себя в руках. Быть в группе перестало быть весёлым» ]. Концерты в марте 1976 года в Лондоне и Ливерпуле были практически сорваны публикой, требовавшей более привычного Блэкмора . Подготовка к британским концертам была форсирована менеджментом Deep Purple в надежде отвлечь Болина от начала турне со своей группой (изначальным условием Болина для вхождения в группу была возможность параллельной сольной работы , как сейчас происходит со Стивом Морсом). В итоге после неудачи в Британии концерты во Франции и Германии были отменены .
На тот момент в группе сложилось два лагеря: в первом были Хьюз и Болин, предпочитавшие импровизации в джазовом и танцевальном ключе, в другом — Ковердейл, Лорд и Пейс, позднее вошедшие в состав группы Whitesnake, музыка которой была больше ориентирована на хит-парады. Ковердейл ощущал некоторую фрагментарность своей роли в группе и вынашивал идею сольного альбома . В июле 1976 года было объявлено о распаде Deep Purple.
Пауза (1976—1984)
4 декабря 1976 года, вскоре после окончания работы над своим вторым сольным альбомом («Private Eyes») в Майами, гитарист Томми Болин скончался от передозировки алкоголя и наркотиков . Ему было 25 лет; джазовые авторитеты вроде Джереми Стига[англ.] пророчили ему большое будущее. Ричи Блэкмор продолжал выступать с Rainbow. После серии тяжёлых альбомов с мистическими текстами вокалиста Ронни Джеймса Дио он пригласил Роджера Гловера в качестве продюсера и выпустил ряд коммерчески успешных альбомов.
Иэн Гиллан создал собственный коллектив, с которым гастролировал во многих уголках мира. Позже он вошёл в состав Black Sabbath, с которыми выпустил альбом Born Again (1983), заменив в группе бывшего вокалиста Rainbow Ронни Джеймса Дио. (Любопытно то, что Тони Айомми первоначально предложил эту работу Дэвиду Ковердейлу, но тот отказался.) Остальные музыканты активно сотрудничали: первые сольные альбомы David Coverdale’s Whitesnake продюсировал Роджер Гловер (с 1978 по 1984 игравший в Rainbow), а после — уже в полноценный Whitesnake пришли Джон Лорд (пробывший в составе группы до 1984 года) и годом позже Иэн Пейс (пробывший там до 1982 года), там же оказывался барабанщик Rainbow Кози Пауэлл, находившийся в прекрасных отношениях с Тони Айомми.
В 1980 году Род Эванс попытался «возродить» Deep Purple и дал под этим названием несколько концертов в Мексике, США и Канаде с малоизвестными музыкантами, не имевшими к настоящим Deep Purple никакого отношения. Уровень исполнения был низким, что вызывало гнев публики. Вскоре деятельность фальшивой группы была прекращена по решению суда, а на Эванса был наложен штраф в размере 672 тысяч долларов, который он выплатить не смог, в связи с чем перестал получать отчисления за первые альбомы Deep Purple. После суда Эванс ни разу не появился на публике, и на сегодняшний день (2025 год) достоверных сведений о его дальнейшей жизни нет.
Воссоединение
Deep Purple выступают в Cow Palace, Сан-Франциско, Калифорния. 31 января 1985 года
На протяжении многих лет промоутеры безуспешно пытались убедить Deep Purple воссоединиться. Неизменно одним из ведущих противников был Роджер Гловер. «Я думал, что если мы соберёмся вместе, это не оправдает ожиданий», — сказал он. «Я думал, что наша музыка принадлежит другому времени. Мы были старше, аудитория была старше, музыка, которую все слушали, отличалась от того, что была в начале 70-х годов. Я действительно не хотел возвращать Deep Purple к жизни. Но со временем мне стало любопытно, что произойдет, если мы попробуем снова».
Гловер назвал Иэна Гиллана как главного архитектора воссоединения. Первая попытка в 1983 году была неудачной. «Иэн приехал из Англии, чтобы поговорить со мной и Ричи о воссоединении Deep Purple», — вспоминал Гловер. «Он пел в разных группах, но ни одна из них не была такой большой. Он как раз собирался присоединиться к Black Sabbath, но на самом деле он хотел воссоединения Deep Purple». Тогда Гловер и Блэкмор ответили отказом .
Но Гиллан не сдался. «Он снова начал нам звонить», — сказал Гловер. В марте 1984 года пять бывших членов Deep Purple Mk II встретились в отеле в Гринвиче, штат Коннектикут. Это был первый раз, когда они были вместе за 11 лет .
«Я бы солгал, если бы сказал, что мы не хотим зарабатывать деньги. Никто не голодал и был обеспечен, но, очевидно, что у некоторых из нас дела шли лучше, чем у других. Мы хотим зарабатывать на жизнь, но не поэтому мы снова вместе. Это звучит чертовски благородно, но главная причина, по которой мы это делаем, — это музыка. Мы все думали, что сможем снова делать хорошую музыку вместе. И нам было любопытно после всех этих лет, достаточно любопытно, чтобы попробовать».
—;Роджер Гловер, Лос-Анджелес Таймс
27 апреля газета «London Evening Standart» первой сообщила сенсационную новость о возрождении Deep Purple.
Музыканты встретились в апреле 1984 года , а в мае собрались для работы над новым альбомом в особняке Lorge, в штате Вермонт, где записывался альбом Rainbow Bent Out Of Shape. Основная часть музыки была написана Блэкмором. Гиллан и Гловер сочиняли тексты песен. По словам Гловера, при записи альбома использовалась часть гитарных риффов, сочинённых еще во время работы в Rainbow. Продюсирование диска было доверено Роджеру Гловеру.
Ричи Блэкмор вспоминал: «Мы действительно думали о различных продюсерах, но в конце концов мы сказали: „Нет, давайте это сделает Роджер, мы не хотим глянцевого звука, мы хотим, чтобы альбом был версией Machine Head 80-х годов“. И я вполне доволен конечным результатом. Я думаю, что мы попали в нужный аккорд»[54].
В начале октября альбом Perfect Strangers был смикширован, а 16 ноября поступил в продажу, поднявшись до 5-го места в Британии и 17-го — в США, став первым платиновым релизом группы со времён Machine Head .
Поскольку начало гастролей выпадало на зиму, то решено было начать тур с Австралии. В Британии группа дала лишь один концерт — на фестивале в Небуорте. В общей сложности возрождённая группа сыграла около 100 концертов.
Однако, когда пришло время строить продолжение, что-то изменилось. Следующий альбом группы The House of Blue Light, вышедший в 1987 году, озадачил поклонников запутанным сочетанием классического звучания Purple и современных тонов. «The House of Blue Light был странным альбомом и его было трудно собрать», — сообщил Джон Лорд изданию Modern Keyboard. «Мы совершили огромную ошибку, пытаясь сделать нашу музыку актуальной. Мы обнаружили, что люди не хотели, чтобы мы этого делали. Они хотели, чтобы мы делали то, что у нас лучше всего получается .
Разлом
Гиллан, ещё летом 1988 года выпустивший с Берни Марсденом сингл South Africa, всё активнее работал на стороне. В начале 1989-го он собрал новый коллектив из музыкантов групп The Quest, Rage и Export, назвал его Garth Rockett and the Moonshiners и в феврале дал дебютный концерт в Southport Floral Hall. Закончив турне, в начале апреля Гиллан вернулся в США — уже не просто как фронтмен Deep Purple, а как человек, мысленно существующий сразу в нескольких мирах.
Тем временем напряжение внутри группы продолжало расти. По словам Джона Лорда, Гиллан всё реже участвовал в работе: он почти ничего не писал, пропускал репетиции, всё чаще появлялся пьяным. Эпизоды приобретали почти фарсовый характер — то он засыпал полураздетым в номере Блэкмора, то публично позволял себе грубые выпады в адрес менеджмента.
Сам Гиллан объяснял ситуацию иначе. По его версии, конфликт был не столько личным, сколько концептуальным. Он хотел больше гастролировать, играть по всему миру, чувствовать группу «живой». Блэкмор, напротив, стремился сократить туровую активность. Развязка наступила быстро: ультиматум «либо он, либо я» — и выбор был сделан не в пользу вокалиста. Гиллан принял это как неизбежность.
Эпоха Джо Линн Тёрнера
Кандидатуру нового певца предложил Блэкмор. Это был Джо Линн Тёрнер — бывший вокалист Rainbow, недавно покинувший группу Ингви Мальмстина. Его первые пробы прошли успешно, но Лорда, Гловера и Пейса такой выбор не вдохновил. Поиски затянулись: газеты пестрели слухами, но ни один вариант не устраивал группу. Почти все претенденты, как вспоминал Гловер, пытались подражать Роберту Планту — и именно этого Deep Purple не хотели.
В итоге Блэкмор настоял на возвращении к кандидатуре Тёрнера. Для него это было осуществлением давней мечты. Запись нового альбома началась в январе 1990 года и проходила между Орландо и Нью-Йорком. Пластинка получила название Slaves and Masters — по именам двух 24-дорожечных магнитофонов, «ведущего» и «ведомого».
Альбом вышел осенью 1990 года и вызвал противоречивую реакцию. Блэкмор был доволен, но критики отмечали, что он звучит скорее как продолжение Rainbow, чем как Deep Purple. Тур начался в феврале 1991 года — не без драматических обстоятельств: первый концерт в Тель-Авиве был отменён из-за ракетной угрозы. Несмотря на это, гастроли прошли успешно и завершились осенью.
Свидетельство о публикации №226012502127