Георгий Чистяков
Постепенно станет известен весь список его "регалий" , хотя, понятно - неполный: кандидат наук, историк, филолог, переводчик, богослов, пастырь. Завкафедрой в Физтехе, профессор РГГУ, преподаватель в МГУ, публицист, гуманист, правозащитник, благотворитель. Из тех редчайших христиан, что умудряются жить как бы вне церковного раскола. Один из его близких соратников о. Иоанн Гуайто назвал свои мемуары об отце Георгии довольно выразительно: "Христос среди нас". А близкий друг московского священника Папа Римский Иоанн Павел I I во время частых встреч с ним обращался к Георгию Петровичу напротив, тепло и по-домашнеме - Ежи (так на польском звучит Георгий).
В тот день, помню, о. Георгий Чистяков говорил о свободе совести. И - не только. Короче - сущностях сегодня порядком подзабытых. В комплексе, увы, сейчас не упоминающихся. Но пару десятков лет назад - ещё живых...
О СВОБОДЕ СОВЕСТИ
- Проблема свободы совести на самом деле возникла у нас относительно недавно. Во всяком случае , ещё 500 лет назад о ней в Европе ничего не знали. Всё было предопределено: Франция - католики, Швеция - лютеране. Тут даже больше опыта у ислама, где среди мусульманского большинства всегда как-то уживалось христианское меньшинство. Но пришёл XX век, и проблема свободы совести стала повсеместной. Если раньше выбор конфессии для человека определялся традицией, историческими корнями и т.д. , то сегодня - это уже выбор больше индивидуальный и осознанный...
Православие у нас вполне стало отождествляться с нацией, с некоей такой русскостью. Отсюда и соответствующее отношение: все, кто не православные - сектанты. Мало того - почти изменники. С другой стороны: отношения неверующих к верующим тоже далеки от толерантности - они подозрительны. Особенно между верующими детьми и неверующими родителями. Но выбор веры - это что-то очень личное. Сугубо интимное. Что-то, что идёт из глубин твоей души.
О СИМФОНИИ ВЛАСТИ И ЦЕРКВИ
- Безусловно, каждая церковь борется за свою паству. И Русская православная - не исключение. У неё есть одно большое родимое пятно. Оно и усугубляет эту борьбу: в России религия всегда была царская. Патриарх назначался императором. Если католическая церковь всегда существовала над государством, то Византийская, к коей мы принадлежим, - при императоре.
И сегодня церковь стремится к подобной модели. Помнится накануне выборов Президента России, когда вопрос стоял - Ельцин или Зюганов? - один крупный иерарх в одной частной беседе признался: "Церковь поддержит того, кто победит. С одной стороны, понятно: надо как-то жить при любом правителе. С другой - типичный византийский подход: симфония, я её так называю, власти и церкви.
О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ХРАМА ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ
- Церковь должна жить на пожертвования верующих. Меня, например, ужасно коробит нынешний Храм Христа Спасителя. Ведь первый-то был построенный на народные деньги. А второй - как-то иначе: Лужков вроде бы ходил и выбивал из всех средства.
Прекрасный пример независимости - православная церковь в Америке. Ей Московская патриархия предлагала купить храм. Те отказались - считают: храмы должны возводиться только на пожертвования прихожан.
О ДОБРОДЕЛАНИИ
- Церковь совершенно не интересуется третьим сектором. У церкви на это, как выяснилось, не хватает сил. Священники говорят: не наше это дело - заботиться, чтоб у заключённых было мыло, щетки и т.д. Получается, еписком охотней пообедает с начальником тюрьмы, а вот работать в тюрьмах некому.
Но главное - это доброделание. Идеальное воплощение такой добродетели - мать Тереза. Ведь на Страшном суде с человека спросится только за то: делал он добрые дела или нет. И у христианства тут колоссальные ресурс. Но человеку проще придти в храм и помолиться , чем идти в больницу и кормить бомжей. В Москве сегодня пятьсот церквей. И только в двух кормят и одевают нищих. Но пока это не получается. Хотя нельзя сказать, что совсем не получается - нет, делаются первые шажки социального служения. Включаются в эту работу и христиане с Запада. Может быть, это в какой-то степени и есть экуменизация. Но только - не сверхцерковь. Это естественные контакты человека с человеком. Без них нельзя. Коль скоро человек так устроен, его природа изначально такова - он исповедует помощь друг другу.
ОБ ИСТИННЫХ УГРОЗАХ ПРАВОСЛАВИЮ
- Собирается ли Ватикан подминать под себя православие? Когда я был в Ватикане, то напрямую спросил об этом Папу Римского Иоанна Павла I I : "Хотите подчинить нас или нет!" Он всплеснул руками: "Да у нас своих проблем с католиками столько ! Единственное чего мы хотим - наладить отношения"...
Если какое-то отрицательное воздействие сегодня на православие и оказывается, то исходит оно главным образом из самого православия. Изнутри. Вот я слышу выступление Андрея Кураева (в настоящее время признан в России иноагентом) - известного церковного деятеля. Он говорит: если христиане не хотят быть сданными в архив, они должны научиться убивать . Это было сказано после бесланских событий. Причем вовсе не православным фундаменталистом. Не сторонником крестовых походов. Но всё было на удивление созвучно тому, что говорила власть. И это очень грустно.
Когда церковь демонстрирует такую тесную связь, она обречена. Нынешняя власть не вечна. И если церковь сегодня с ней объединяется, то слишком обедняет свой месседж, то послание, с которым она-то и должна идти к людям... Вы посмотрите, что сегодня происходит в губерниях - в местный истеблишмент наряду с губернатором , его замами, министрами входит обязательно и епископ. Когда рассказал о такой нашей своеобразной традиции одному немецкому священнику, тот искренне испугался. "Но такая же церковь обречена!"- заявил он.
О РУКОПОЖАТИИ ПАТРИАРХА
- Какие отношения с ордодоксами РПЦ? Главное - не убивают, как отца Александра Меня. Может быть, мы этого ещё не заслужили. Я имею в виду - топора, венца христианского мученичества. К нам скорее относятся скептически. Но пока прощают. Видимо, потому что нас мало. На самом деле Алексий - человек по природе своей мягкий и демократичный. Но страшно боится раскола. Мне как-то удалось подойти к Патриарху и сказать, что сожалею, когда своей деятельностью создаю ему лишние проблемы. Он ничего не ответил, а только обхватил мою ладонь сверху и крепко сжал её...
О. Георгия Чистякова не стало в 2007-ом. Ему было всего 53 года.
Свидетельство о публикации №226012601356