46. Осень 1566-зима 1566 67 гг, Афанасий Вяземский

Глава из летописи-эпопеи “Между Западом и Степью”, которая состоит из пяти частей и описывает ключевые события истории Руси времён Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана Великого, Ивана Грозного и Смуты

Во время похода на Полоцк организованное движение огромного войскового обоза сыграло важнейшую роль в итоговом успехе компании. Заслуга же в наведении дисциплины и грамотной логистике принадлежала воеводе Афанасию Ивановичу Вяземскому. Господарь столь впечатлился его деятельностью, что с ходу ввёл такого ценного человека в ближний круг.

Афанасий Иванович сопровождал Иоанна в бегстве из Москвы в Александровскую слободу, а по возвращении производил межевание земель и, вместе с Басмановым-старшим и постельничим Зайцевым, формировал опричные отряды.

К 1566 году он находился на самой вершине успеха. Имел думный чин, был пожалован окольничим. Но главное — господарь сделал его своим личным «келарем» в опричной иерархии. Стоя так близко к трону, Вяземский оказывался в центре всех господарственных дел, в курсе самых сокровенных чаяний Иоанна. А тот после челобитья трёхсот снова впал в уныние, метался, колебался, возобновлял думы об уходе в монастырь. Насилу ближникам удалось отговорить его от этого шага, напирая на то, что бояре всё равно не оставят затворника в покое и попытаются лишить его жизни.

В Москве Иоанн оставаться не хотел, он твёрдо решил перенести свою постоянную резиденцию из многовековой столицы Руси. Очевидной кандидатурой считалась Александрова слобода, однако...

-Она находится слишком близко от Москвы! - сетовал господарь. - Мне нужна ещё одна твердыня, где можно не только отсидеться за крепкими стенами, но и в случае желания сбежать. Бунтовщики не должны являться ко мне быстро и внезапно!

Его выбор пал на Вологду. Там надлежало перестроить кремль и храм. Вяземский был назначен наместником города и отправлен руководить работами. В душе он остался недоволен вынужденной разлукой с господарем, однако не посмел возразить. К тому же, Афанасий Иванович понимал, что его отправка означала величайшее к нему доверие, а воссоединение с Иоанном произойдёт обязательно и очень скоро.

Расчёты Вяземского оказались точными. Через некоторое время его снова увидели подле господаря в заботах о продумывании похода на Ливонию. Главным противником являлась, конечно же, Литва. Но кроме неё опасность представляли шведы. Они до сих пор блокировали Нарву с моря и могли ударить в спину в самый ответственный момент. Вяземский с Басмановыми уговорили господаря заключить с ними мирный договор ради будущего успеха.

Теперь оставалось переждать жесточайший мор, который разразился в Русском господарстве. Болезнь явилась из балтийского региона в июле-месяце и поступательно распространялась в юго-восточном направлении. Сначала она охватила Новгородский край. Оттуда перекинулась на Полоцк, Невель, Езерище, Великие Луки, Торопец, Смоленск. Деревни пустели, города пресекали сообщения между собой, население стремительно убавлялось. Господарь повелел учредить заставы и никого за них не пускать. Язва дошла до Можайска и остановилась, словно раздумывая, пересечь черту или не пересечь. Московская Русь затаилась.


Рецензии