Созидательный дух

Утром в автобусе моя мысль начинает течь плавно и последовательно, словно подстраиваясь под действие мотора. И движется она так, не разу не прерываясь. Мелькают за окном золотые сосны, стряхивают под колёса идущего транспорта пыль придорожные кусты, врывается в сонную кабину через форточку свежий ветер. Начинается новый день. Жизнь продолжается. Что сулит он всем проснувшимся в этот день людям? Новые заботы, радость, а может неутолимую печаль?
За окном промелькнула церквушка, выросшая на краю старого кладбища. Невольно возникает мысль: для чего нужны эти древние погосты с покосившимися от времени крестиками? И почему в престольные праздники собирают они столько живого народа? Я сама в троицу посетила могилку отца и других родственников, похороненных вместе с ним на одном кладбище. И потянуло наверно туда неслучайно. Я была удивлена количеству посетителей. Кладбищенские аллеи просто ломились от пребывающих родственников покойных. У могил стояли, сидели, пили ели. По дорожкам катались дети на трёхколёсных велосипедах. И вообще чувствовалось какое-то единение людей.
Я раньше никогда не ездила одна к отцу на могилку.
«Найду ли?» - думалось мне, когда ступила за ворота кладбища. Дошла до часовни и задумалась:
«Направо или налево идти?»
Вдруг меня как будто кто-то повёл. Я шла, как на автопилоте, не оглядываясь. И вскоре оказалась у папиной могилки. У меня было такое чувство, как будто он сам и вёл меня. Увидав обелиск, я даже прослезилась.
Как там говориться: «Чти отца, и сына, и святого духа»
При социализме не верили в бога. Я, муж, дети – никто не был крещён. Но созидательный дух существовал между людьми. Все были духовно богаты, близки, как братья и сёстры. Как истинные товарищи помогали друг другу. Духовная близость людей существовала в мире живых, и мало кто задумывался о загробном мире. И вот государственный социализм разрушен. Потребность в общности возросла. На смену реальной, пришла другая близость. Люди кинулись поминать своих предков. Кто в храм, а кто, минуя официальную церковь прямо на кладбище, к своим корням, к могилам. И что же?
Дух опять возрос, только теперь иной потусторонний. Этот дух не исчез, он перевоплотился. И живые, чувствуя это, на кладбище вновь объединились.
Съездила на могилку к отцу и полегчало, будто зарядилась новой энергией для дальнейшего земного созидания.


Рецензии