1560. Хуторская чертовщина. На пути к успеху
В узком мужском кругу со своими помощниками, покуривая папиросы, он решил поделиться своим планом по продаже пробной партии муки на местной толкучке.
-Я вот чего надумал хлопчики, дело за которое мы взялись довольно серьёзное и опасное, а потому должны будем действовать осмотрительно.
-Начнём с тебя Николаша, твоя главная задача подвезти в своей бричке расфасованную муку в мешочки и мешки, для конспирации прикрытые сеном или соломой.
-Будешь действовать согласно установленному правилу и тебя Шурик это касается в первую очередь.
-Как только, Коляша, из твоей брички, Шурик заберёт муку на продажу, ты сменишь место своей стоянки.
-Иначе хождения в одно и тоже место Шуриком вызовет подозрение, а нам ни как нельзя попадать в поле зрения ни к барыгам и к местной власти.
-Для этого нам следует обговорить места предварительных стоянок, муку взяли унесли, а ты Колюня погоняешь своих лошадок и меняешь место своей стоянки.
-Думаю вы поняли и усвоили мою задумку и вам не надо разъяснять, для чего это необходимо.
-Пал Андреич, мы с Антонов понятливые ребята, быстро смекаем, что к чему и зачем это нужно,
с некой бравадой ответил Николай.
-Вот и замечательно, с тобой Николаша разобрались, а теперь самое главное и ответственное поручение для тебя Шурик.
-Пал Андреич, ну ты же знаешь, что меня зовут Антон.
-Антоша, послушай моего мудрого совета, зачем кому-то постороннему знать твоё подлинное имя.
-Уж если вдруг случиться, ведь всякое бывает, случайная нестыковочка, то пусть ищут Шурика, а не Антона.
-Всегда можно сослаться, что у тебя есть брат, очень похожий на тебя.
-Пустив легавого по ложному следу, пусть бегает, вынюхивает какого-то несуществующего Шурика.
-Твоя главная задача Шура бороздить вдоль и поперёк толкучку, выискивая достойного в финансовом плане покупателя.
-Но торговаться самому, тебе не придётся, на то будет моя забота обработать заинтересовавшегося клиента.
-Привёл ко мне и стоишь в сторонке, если я тебе подам условный сигнал, то ты бежишь к Николаю и приносишь мне муку.
-Если не сошлись в цене, то идёшь выискивать очередную жертву нашей замысловатой кооперации.
-Для затравки можешь таскать с собой четверть пуда муки, для тебя это будет вполне посильной ношей и если вдруг подвернётся щедрый покупатель, то можешь проявить личную инициативу.
-И помни, любая инициатива наказуема, если она не принесла значительного прибытка.
-К выискиванию зажиточных клиентов и тех кого припёрло необходимостью купить продуктов в обмен на вещи, чтоб не помереть с голоду, подключим Николаеву сестру.
-Как на мне, так тоже будет лежать самая главная ответственность не только устраивать торги, но и выискивать оптовых покупателей, изымая из их кошельков звонкую монету.
-Можно будет ещё кого нибудь из надёжных знакомых привлечь для выявления граждан попавших в трудное житейское положение и готовых отдать с себя последнее.
-И запомните ребятки никакого нисхождения к кому-то ни было, будьте тверды в своих намерениях подобно граниту, иначе плюньте на эту затею и разотрите ногою, медленно погружаясь в нищенское сосуществование.
-А вам, скажу с полной откровенностью, ни кто и ничего не подаст вам задарма и всякие там призывы делиться последней рубашкой снятой с самого себя и есть бред собачий придуманный для наивных и глупых простаков.
-И те, кто об этом талдычит многие столетия почему-то не спешат этого делать, говоря вам не собирать богатств на земле, но сами почему-то этого не исполняют, погрязнув в собственных грехах подобного топкому болоту
-Так что хлопчики разуйте свои глаза, снимите с них пелену и взгляните на этот обманчивый мир трезвым взглядом, нужно жить сейчас и сегодня, ибо вчерашнего уже не вернуть, а завтра может и не наступить.
-Умно придумано, хотя не мной.
-А теперь о самом главном, чего я хотел сказать за столом да не сказал, имея на то свои конкретные выводы, тайна должна остаться тайной и чем больший коллектив об этом знает, тем менее значимой становиться она.
-Разговор у нас пойдёт о деньгах, как мне стало известно, а этот источник информации врать не станет, всем этим бумажным деньгам с большими нулями подписали смертный приговор и в скором времени они только и сгодятся, что ходить в нужник.
-Правительством страны готовиться очередная смена курса рубля и на смену обычным купюрам придёт золотой рубль.
-Ценность которого неимоверна высока, к чему я всё это вам говорю, а к тому, что муку будем продавать только на серебряные и золотые монеты или ювелирные украшения.
-Я личном сам об этом позабочусь и ближе к весне, а в этом у меня огромный опыт, голод окончательно накроет и наши края.
-Хочу заметить, что покойникам золото уже без особой надобности, а чтоб с голоду не протянуть ноги, со скрежетом на зубах, всё же вынуждены будут расстаться с ним, чёрный день семимильными шагами спешит-торопиться, принуждая доставать припрятанные кубышки.
Кто дотянет до весны, тот и продолжить жить дальше, а кому не суждено выжить, так того свезут на кладбище, где и упокоятся в общественной яме, если только не найдутся заботливые родственники, похоронив в соответствии с давними традициями.
-Шурбан, вот ещё чего хотелось сказать на счёт условных знаков, если я подыму вверх указательный палец наложив сверху большой, то идёшь и берёшь четверть пуда.
-Если показываю только указательный палец, приносишь полпуда, а если показываю большой палец в верх, то тащишь пудовый мешок.
-В этом ничего сложного нет, не трудно запомнить, главное внимательность и всё будет в ажуре.
-Пал Андреич обижаешь,
сказал Антон,
-я ведь всё схватываю на лету и дважды мне объяснять не надо.
- Вот и хорошо, а теперь тебе Николаша дам такое поручение, не просто сидеть в бричке и ворон считать, а поглядывать по сторонам, если вдруг заметишь, что собираются устроить облаву, то немедля уезжаешь прочь.
-Ну а мы потом сами подтянемся до дому, да вот ещё чего хотел спросить.
-А где твой ишак Колюня, если мне помниться Мишкой звали?
-Так я его Пал Андреич к себе пристроил, чего ему здесь зря корм переводить ничего не делая.
-Пусть отрабатывает кормёжку, Надюшка на нём иной раз за водой ездить, да и по мелочи чего-то перевезти всегда под рукой.
-Зачем лошадей лишний раз гонять, если с этим и ишак справиться.
-Тоже верно, я вот чего подумал, по первой можно и ишака использовать, груз не столь велик, чтоб коней гонять.
-Да и на ишаке по манёвренней будет подъехать или там развернуться, места много не занимает, особо не приметен, а если торговля попрёт в гору, то тогда и твоих лошадок используем.
-Покупатель ещё капризен, имеет в наличие кое-какие припасы, а вот ближе к весне, как только всё подберут и съедят, тут-то мы и воспользуемся моментом, выбросив на рынок мучицу, спрос на которую возрастёт многократно.
-Будет у нас пару жарких месяцев, только бы не упустить возможность по максимуму подзаработать, распродав всё подчистую, а там как только попрёт зелень, спрос на муку заметно спадёт.
-А вот и Мария Александровна свой голос подала, зовёт к обеду.
-Идёмте отобедаем вместе, только чур, о нашем разговоре ни слова.
- Даже и не думайте заикнуться, всё что здесь было сказано должно оставаться в тайне.
-Пал Андреич, мы же не пацаны уличные, чтоб языками трепаться, понятие имеет, когда молчать, а если говорить, то о посторонних вещах,
заверил Николай, а Антон даже свой зуб готов был отдать, если чего лишнего взболтнёт.
После сытного обеда выкурив с ребятами у порога по папиросе, Пал Андреич вернулся в комнату, где предался приятному отдыху завалившись на диван и предался размышлениям.
Оно бы ему зря время не терять и смотаться во Владикавказ, да прощупать почву, готовы ли там на сделку с ним, покупать за червонцы привезённые продукты первой необходимости.
Сопоставив имеющиеся факты, пришёл к неутешительному выводу, что вся эта свита собравшаяся вокруг Анны Владимировны особо не проголодалась.
И вероятнее всего жирует, отмечая зимние праздники, следует переждать пару недель, а то и все три, да прокатиться, привезя для затравки изысканный товар.
Где его взять?
Так на это имеется Борис Ефимыч и его подпольная команда по добыче съестных продуктов, вот у него и придётся затариться, отложив свои обиды на неопределённый срок.
А что же делать все это свободное время?
Можно ведь и от скуки заболеть или вляпаться в неприятную историю.
А не сходить ли ему на хутор, проверить свои клады, проведать свою хату, пожить в полнейшей тиши, да устроить ради развлечение несколько мерзопакостных делишек, а то и наведаться в гости к Васятке Харитонову, поди живёт себе и горя не знает.
Думает если уехал и отделился, то и отделался навсегда?
А вот и нет, будет ему большой неожиданностью и сюрпризом, когда он к нему нагрянет в гости.
Да от Васятки и его жинки ему много-то и не надо, тёплый приём, сытный стол, да несколько беспечных денёчков, наполненных новыми впечатлениями.
Прямо завтра, после обеда заглянув к Борис Ефимычу и пополнив свои запасы скромным пропитанием двинет к себе на хутор.
Или нет, шлёпать по грязюке нет большого удовольствия, придётся упросить Франца добросить до станицы, а там пешочком вдоль горы и до самого хутора по бровке в параллель дороги.
А на следующий день в обеденное время Пал Андреевич объявил о своём решении Марии Александровне, что у него возникли срочные дела, и он вероятнее всего вернётся обратно к концу месяца, возможно даже может немного задержаться.
Как хозяин сказанному слову, оделся по теплее и попрощавшись удалился в сторону станции, где имел просьбу у заведующего буфетом отовариться в дорогу, имея намёк, что всё это зачтётся в скором времени, оставляя в залог свой кубок.
Испив на дорожку несколько рюмок дешёвого коньяка, распрощался с Борис Ефимычем и покинул подсобку, бросил несколько лестных фраз буфетчице, а выйдя из буфета направился к стоящему экипажу, предложив извозчику Францу подбросить его к соседней станице, пообещав оплатить не только за дорогу в оба конца, но и за грязь налипшую на переезде брода через канал.
Время для такой дальней дороги позднее, только в одну сторону добраться, как раз к сумеркам и приедешь, отказать извозчик также не мог, как ему не упомнить доброту Пал Андреевича, истратившего на него сто тысяч рублей.
Хочешь-не хочешь, а ехать придётся, да и Франц как-то легко подался на уговор, согласился, не отказал, уже по дороге разговорившись, из возникшего интереса беспечный интриган, развалившись в позе барина, возьми и спроси извозчика.
-Рисковый ты однако братец, ведь ночью придётся возвращаться, не боишься, что могут бандиты или грабители остановить и реквизировать у тебя твой экипаж?
-А я Пал Андреич назад не поеду, не стану рисковать, а загляну в станицу к своим родственникам, у них заночую, а рано по утру вернусь обратно.
-Так чего ты мне раньше об этом не говорил?
-Так меня никто и не спрашивал,
ответил удивлённому Пал Андреичу Франц.
- А с какого краю они у тебя проживают, по какую сторону, если въехать в станицу?
-Как на гору поднимешься, так сразу налево и туда чуть ли не до конца за церквушку.
-А вот это уже интересный поворот Франц, меняет все мои планы напрочь.
- Я ведь раньше думал доехать с тобой не доезжая спуска в балку, там и расстаться, отпустив тебя обратно.
-Теперь сижу и думаю, раз такое удачное совпадение, то чего мне тебя не упросить, подвезти меня через станицу до одного одиноко стоящего колодца.
-Это в четырёх верстах от станицы, только с восточной окраины.
-Как поднимешься в гору, чуток проедешь и заворачивай направо и гони по этой улице до самого выезда, а там дорогой вдоль горы.
-Пал Андреич, а зачем тебе к этому колодцу нужно, да ещё в поздний час?
-Да как бы тебе Франц сказать, чтоб было коротко и ясно.
-Понимаешь братец ты мой, есть там у меня наследственный лесок в балке.
-Числиться до сей поры за мной и мою собственность на него, пока никто не отменял, а тут сам видишь, власти объявили о новой экономической политике, так чего мне отказываться от своей собственности, была она моя, пусть ей и остаётся.
-Я ведь чего на ночь глядя помчался в эти края, мне передали, что хуторские мужики устроили самовольные по рубки не спрашивая на то моего разрешение.
-Вот и хочу подъехать тайком с другой стороны, откуда моего приезда не ожидают.
-Намереваюсь захватить на месте по рубок леса обнаглевших крестьян и истребовать с них денежного возмещения.
-Сам же Франц знаешь прекраснее меня, коль сразу не пресечёшь, то полезут и остальные.
-А с таким подходом к чужой собственности, через пару лет ни одного дерева не останется.
-Эт ты правильно рассуждаешь Пал Андреич, коль нет надзора со стороны хозяина, то этот сволочной и наглый народ будет шастать как к себе домой.
За не спешной и не торопливой беседой время пролетело незаметно, как и сама разбитая копытами и колёсами дорога оказавшись позади, а там через балку, попоив коней водой из речки, въехали в станицу, посмотрев в вечерних сумерках как поживает местной казачество, да и выехали на окраину.
Просёлочной дорогой, в былое время главная связующая дорога до селения Ростовановского и далее в соседние станицы, ныне уже забытую, покатили вдоль балки и через четыре версты оказались у степного колодца, не доезжая до него Пал Андреевич попросил остановить лошадей.
Выдав Францу обещанную оплату и покинув экипаж, сказал ему на прощание.
-Не буду тебя задерживать, думаю найдёшь без труда обратную дорогу.
-Ну а я пройдусь, постою у горы, послушаю, где тюкают топорами, да внезапно нагряну.
-В былое время устроил бы этим лесорубам показательную порку, чтоб остальным неповадно было рубить мой лес.
-Гулять гуляйте, запрета нет, но деревья губить не дам.
-Поезжай Франц, поезжай.
-Пал Андреич так если желаете, так я завтра могу заскочить, если надумаете ехать обратно.
-Придётся мне братец задержаться на длительный срок, с наскоку всего разом не решить.
-Как только прознают, что съехал обратно в Прохладную, так в первую же ночь попрутся в лес.
-Да и соседствующие станичники давно косятся на этот лес, свой извели под самый корень, так подавай им чужой.
-Ты езжай, поспеши, всё ж ночь тёмная бесснежная, всякий сброд рыскает по степи.
Франц закружил свой экипаж, объехав вокруг Злотазана, будто накинул на него невидимый аркан и укатил в сторону станицы.
Вокруг стояло полное безмолвие и только лай собак доносившийся с ближайших хуторов, да редкий тусклый свет на другой стороне балки, указывал, что здесь ещё зиждиться жизнь, как и сама надежда на возвращение поместий бывшим хозяевам.
Порадовавшись удачному стечению событий, к тому же не пришлось топать пешком, шагая в темноте, цепляясь и спотыкаясь за разные неровности, направился к конскому могильнику взглянуть на свой спрятанный клад.
Ничего не указывало, что там мог кто-то порыться, всё оставалось на своих местах, прошлогодняя усохшая альпийская полынь являла собой ровный серый ковёр, скрадывая место тайника с золотыми монетами.
Дальнейшая не спешная пешая прогулка под покровом ночи с посещением тайника в дубовой роще в обход кургана с северо-восточной стороны, прибавили дополнительного настроения, оба схрона оказались на месте.
Обогнув курган с южной стороны и пройдя по направлению строго на север, вышагивая вдоль речки до мостка, перешёл по другую сторону, оказавшись на противоположном берегу.
Находясь на дороге в лесном массиве и почувствовав некую усталость в ногах, маленько захандрил, сославшись на лёгкое недомогание, оставив на другой раз посещение родового склепа помещиков Мамкиных, представляющий ныне миниатюрный курган, где у него спрятан клад монет привезённых из Тебриза.
В таком разе скорее всего сказывалась леность или возможно возникшая уверенность, что там всё на месте, чего зря бить ноги, когда можно пройти в хутор, пробраться в свою хату, дерябнуть дерьмового коньяку, а скорее всего грубую подделку подкрашенную настоем из чая.
А к ближе к полуночи, когда последний запоздалый прохожий или парочки влюблённых разойдутся по своим хатам, затопить печку, а под утро забравшись наверх, где самое тепло, предаться приятному безделью, позволив себе выспаться в полной тиши.
Было бы до идеальности хорошо, если бы наши возможности умели поспешать за нашими мыслями, иначе выходит странная несуразица, он ещё здесь в балке, а его желания уже находились на тёплой печке, приятно разморившись под воздействием тепла.
Да осилит дорогу идущий, имея конкретную цель добраться до своего жилища, где его дожидается приятное времяпровождение и всякие мирские удовольствия.
Узкою тропинкою вдоль берега, мимо заброшенного сада, перевалив за пригорок и пройдя к проулку, по которому хуторские женщины ходят за водой на Куру, взобрался на гору.
Прошмыгнув через проулок и выйдя на улицу, взглянул в обе стороны и найдя её пустой, устремился к своему двору.
Здесь стоя у калитки произведя быстрый осмотр своего подворья и убедившись, что он пуст и никого постороннего здесь нет и не было в прошедшем времени, прошёл во двор, затворил за собой и накинул на два рядом стоящих столба железное кольцо, универсальный по своей конструкции запор.
Едва заметной тенью прошёл мимо сенцев за хату, очередной раз упрекнув себя, что так и не додумался до простейшего приспособления с висячим на двери замком, теперь вынужден карабкаться по лестнице на чердак, а с чердака через дыру в потолке пролезать в саму хату.
Сколько лишних и не нужных движений, а ведь проще было пользоваться входной дверью.
В этот раз уж точно придумает, направив все свои мысли и напрягая мозговые извилины на конкретный результат, а там будет видно, насколько удобно окажется его изобретение.
25-26 январь 2026г.
Свидетельство о публикации №226012601715