1-ми ворвались в логово врага-1
Для истории 81 год не такой и большой период времени, но человеческая память несовершенна и требует напоминания о прошедших событиях, а иногда и повторения суровых уроков, преподанных нашими предками самонадеянному и алчущему чужой крови противнику.
В настоящее время на территории Европы и непосредственно в Германии, забыв об итогах Второй мировой войны, вновь зашевелились, протягивая лапы к просторам нашего Отечества, потомки недобитых фашистов.
Каждому гражданину России хорошо известна знаменитая фраза главного героя из фильма режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский»: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет - на том стоит и стоять будет русская земля!».
События, связанные с итогами штурма города Ширвиндта и его последующей судьбой, яркий пример и хороший урок для противника, раскрывающий к чему приведут его попытки вновь перекроить карту мира.
Город Ширвиндт, как населённый пункт с 1515 года, а как город - с 1725 года, имел богатую историю. Главной его достопримечательностью являлось здание кирхи. Первая деревянная церковь, построенная в 1549 году и сгоревшая в 1640-м, восстановлена в 1710-м, а в 1848-м году была построена кирха 56-метровой высоты из красного кирпича. В ходе Первой мировой войны Ширвиндт 17.08.1914 года был взят русскими войсками, а 9.02.1915 года возвращён немцами обратно. Город был разрушен, но кирха сохранилась. К 1921 году Ширвиндт был вновь восстановлен. 2.08.1944 года, в ходе выполнения с дистанции 17-ти км первых 30-ти залпов по Восточной Пруссии кирха города стала главным ориентиром для артиллеристов.
В 1944-м году в Ширвиндте проживало около 2000 человек. 17.10.1944 года город – форпост противника, превращённый в мощный опорный пункт, штурмом был взят войсками 3-го Белорусского фронта (БелФ).
Выйдя на границу СССР с Германией, бойцы рвались в бой, стремясь отомстить лютому врагу уже на его территории, у каждого из них был свой немалый счёт. Накопленная у советских воинов ненависть к противнику, за совершённые им в течение 3,5 лет системные зверства и злодеяния на территории Советского Союза, искала выход, выплёскиваясь наружу. В итоге первый город Восточной Пруссии за сутки жестоких боёв в ходе Гумбинненской наступательной операции (НО) закономерно был полностью стёрт с лица земли. В бывшем Ширвиндте после его штурма Красной Армией осталось только 2 дома, город навсегда прекратил своё существование. Даже место, где он ранее находился, стало как «проклято» - созданный здесь 17.11.1947 года посёлок Кутузова так и не смог выжить – по переписи 2010 года постоянных жителей в нём нет…
Подготовка к наступлению
17.08.1944 года 3-й БелФ дважды Героя Советского Союза генерала армии Черняховского Ивана Даниловича (16.06.1907 - 18.02.1945) с тяжёлыми боями вышел к границам ВП. 5-я армия (А) генерал-полковника Крылова Николая Ивановича первой овладела 15-ти километровым участком по восточному берегу пограничной реки Шешупа (Калининградская область – Литва), северо-восточнее города Наумистис (город Кудиркос-Науместис, Литва).
В этот период в ходе напряжённых боёв особо отличилась 184-я Духовщинская Краснознаменная стрелковая дивизия (сд), вышедшая первой к 6.00 17-го августа на госграницу в районе города Наумистиса. Её командир генерал-майор Городовиков Басан Бадьяминович был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
Впереди была земля вероломного врага – Германии, заранее подготовленная к обороне и ощетинившаяся мощными опорными пунктами с многочисленными огневыми точками (ОТ): ДОТами (долговременными ОТ), ДЗОТами (дерево-земляными ОТ), минными полями и многорядными инженерными заграждениями. Войска фронта были вынуждены закрепиться на достигнутом рубеже и перейти в течение 2-х месяцев к обороне. Соединения и части, восстанавливая боеспособность после напряжённых боёв в ходе освобождения Белоруссии и Прибалтики, пополнялись личным составом, техникой и боеприпасами, вели разведку противника.
К сожалению, во многих источниках – мемуарах видных военачальников, анализировавших операции Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Гумбинненская НО или не упоминается, или упоминается вскользь [1, 2, 4…]. Одной из возможных причин этого могли быть определённые просчёты и допущенная недооценка противника, создавшего мощную и глубокоэшелонированную оборону в ВП, что в дальнейшем повлекло не выполнение войсками 3-го БелФ замысла и конечных целей операции, утверждённых Ставкой Верховного Главнокомандования (ВГК).
Из воспоминаний генерала армии С.М. Штеменко [1-376]: «… Генеральный штаб полагал возможным нанести мощный удар через всю ВП до устья Вислы на глубину 220-250 км. В дальнейшем, однако, пришлось, к сожалению, ограничиться здесь, по крайней мере на первое время, более скромными целями».
Изменилась и обстановка на поле боя - противник, уже обороняя свою территорию, свои дома и семьи, остро ощущая неминуемое возмездие, цеплялся за каждую пядь земли. Произошли изменения и в тактике боя – враг, учитывая, что основной вал огня в ходе артиллерийской подготовки обрушивался на его первую линию обороны, с её началом стал отводить личный состав по ходам сообщения на следующий рубеж, возвращая по окончании налёта обратно.
Впереди была чужая, враждебная и малоизученная территория. Полнота оценки противника, находящегося на ней, была явно недостаточной для принятия эффективного решения по применению разнородных сил в ходе фронтовой наступательной операции.
Перед разведкой фронта, армий, соединений и частей была поставлена задача: вскрыть состав, состояние, рубежи обороны противника. Проявляя беззаветное мужество и профессионализм, рискуя жизнью, разведчики добывали ценную информацию.
В ночь на 8-е сентября помощник командира взвода 92-й отдельной разведывательной роты (орр) 184-й сд старший сержант Глухов Иван Степанович – уроженец Удмуртской АССР, будучи старшим разведывательной группы, выполнял задачу по захвату контрольного пленного в районе населённого пункта (н.п.) Шилленингкен (3,6 км северо-восточнее Ширвиндта). Преодолев реку Шешупа, а затем с помощью сапёров полосу минных полей, группа была встречена пулемётным огнём их 2-х ДОТов противника. Глухов, раненый в руку, продолжал вести подчинённых в назначенный район.
Внезапно из хорошо замаскированной вражеской ячейки ударили 3 автомата. Трое разведчиков, в том числе и командир, были ранены. Не растерявшись, преодолевая боль от 2-х ран, Глухов метнул гранату и бросился на автоматчиков противника, уничтожив двух. Третий гитлеровец в упор успел нанести Глухову ещё 4 ранения. Теряя сознание, старший сержант вонзил кинжал в тело врага, удерживая его. Разведчики вынесли своего командира, потерявшего сознание, и доставили пленного, давшего ценные показания. Старший сержант И.С. Глухов был награждён орденом Славы 1-й степени, став полным кавалером ордена Славы.
И.С. Глухов
(20.03.1913 – 1981).
Полный кавалер ордена Славы.
Помощник командира взвода 92-й орр 184-й сд.
Старший сержант.
Награждён 3-мя орденами Славы (1-й степени – 24.03.1945г., 2-й степени – 21.08.1944г., 3-й степени – 9.04.1944г.) и медалью «За отвагу» (4.12.1942г.).
Подвиг старшего сержанта И.С. Глухова повторил его боевой товарищ – разведчик 92-й орр красноармеец Сурсин Николай Григорьевич – уроженец Алтайского края. 22-го сентября, в дневных условиях форсировав реку Шешупа, его группа осуществила захват пленного в районе н.п. Леснитство (2,8 км восточнее Наумистиса). При столкновении с автоматчиками противника был ранен командир. Сурсин находился в подгруппе прикрытия, не растерявшись, он заменил выбывшего из строя командира, бросил противотанковую гранату в скопление врага и застрелил ещё 2-х автоматчиков. Благодаря его смелым и решительным действиям, группа успешно выполнила задачу, доставив пленного унтер-офицера из дивизии «Герман Геринг», давшего ценные показания по составу и дислокации войск противника. Красноармеец Н.Г. Сурсин был награждён орденом Славы 2-й степени. В последующих боях, действуя дерзко и смело, был награждён орденом Славы 1-й степени, став полным кавалером ордена Славы.
Н.Г. Сурсин
(3.06.1922 - 18.03.2000).
Полный кавалер ордена Славы.
Разведчик 92-й орр 184-й сд.
Красноармеец.
Награждён 3-мя орденами Славы (1-й степени – 23.09.1945г., 2-й степени – 4.11.1944г., 3-й степени – 15.04.1944г.) и Отечественной войны 1-й степени (6.04.1985г.).
Под личным руководством командира 92-й орр капитана Мартынова Кузьмы Антоновича (1904г.р., Днепропетровская обл.) только в сентябре 1944 года, преодолевая водный рубеж реки Шешупа и минные поля противника, разведчиками роты было доставлено в штаб 184-й сд трое пленных. К.А. Мартынов был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.
И таких примеров самоотверженности воинов, стремившихся любой ценой выполнить приказ, было немало.
26-го сентября в ходе разведки боем в района Наумистиса командир отделения 3-й стрелковой роты 262-го стрелкового полка (сп) 184-й сд старшина Данишевский Афанасий Фирсович (1913г.р., Киевская обл.) возглавлял группу захвата в количестве 4-х человек. Под фланговым пулемётным огнём противника он ворвался в его траншеи. В ожесточённой рукопашной схватке был ранен осколком гранаты, но продолжил бой, уничтожив 10 вражеских солдат. Преодолевая боль, Афанасий Фирсович бросился затем к пулемётному расчёту. Уничтожив прикладом автомата ещё одного гитлеровца, он захватил пулемёт и 2-х пленных, в том числе унтер-офицера. Успешно доставив их в штаб полка, он обеспечил выполнение поставленной задачи.
Был представлен к награждению орденом Ленина, награждён орденом Красного Знамени (6.11.1944г.).
А.Ф. Данишевский 2.01.1945 года был тяжело ранен в бою, 25.01.1945 года умер от ран в эвакуационном госпитале №3105.
Первичное место захоронения: город Каунас.
Войска фронта, ведя активную разведку противника на всех уровнях, в том числе осуществляя разведку боем, накапливали и анализировали полученную информацию в целях последующего эффективного использования своих сил и средств в наступательной операции.
Однако, несмотря на проведённую большую работу, в отчёте от 31.10.1944 года по итогам разбора результатов НО 5-й А в октябре 1944 года отмечалось: «Полной картины обороны противника в глубине нам не удалось раскрыть… Жизнь подсказала, что мы не знали и не учли особенностей обороны немцев на территории ВП» [26].
В ходе боёв на территории противника выяснилось, что он имел 3 основных рубежа обороны, а на определяющих направлениях дополнительно ещё 2-3 промежуточных. Глубина обороны только 1-го рубежа достигала 6-8 км и состояла из 3-х линий траншей полного профиля, соединённых между собой.
Войска фронта усиленно готовились к наступлению. 6-10 октября на учебном полигоне 184-й сд, имевшем ДОТы, были проведены тактические занятия по прорыву долговременной обороны противника. 15-го октября командующий артиллерией 184-й сд гвардии (гв.) полковник Захаров Виталий Николаевич провёл занятия с офицерским составом 616-го артиллерийского полка (ап) по задачам полка в наступлении, а заместитель командира полка по строевой части гвардии майор Медянов Глеб Евгеньевич вручил награды отличившимся воинам.
Решением командующего фронтом главный удар планировалось нанести войсками 5-й и 11-й гвардейской армий, имея при этом среднесуточный темп продвижения 8-10 км.
Решение командующего 5-й А генерал-полковника Н.И. Крылова предусматривало: прорвать оборону противника на фронте 12 км (река Шешупа, озеро Поезиоры (1,5 км западнее города Вилкавишкис, Литва) и наступать севернее Гумбиннена (город Гусев) на Инстербург (город Черняховск) [20].
Н.И. Крылов
(29.04.1903 – 9.02.1972).
Дважды Герой Советского Союза
(19.04.1945г., 8.09.1945г.).
Командующий 5-й армией (24.10.1943г. – 16.10.1944г.).
Генерал-полковник (15.07.1944г.), Маршал Советского Союза (29.04.1962г.).
Состав сил противника перед фронтом 5-й А был представлен: 1-й Восточно-Прусской пехотной дивизией (пд), укомплектованной почти полностью (штат 10763 чел.), 63-м и 743-м стрелковыми батальонами (сбн). Соотношение сил (по личному составу) в полосе прорыва 5-й А составляло 5,5 к 1 в пользу 5-й А [26].
В отчёте политотдела 184-й сд за период с 10-го октября по 15-е декабря 1944 года (донесение от 16.12.1944 года №00868), предоставленном начальникам политотделов 5-й А и 45-го стрелкового корпуса (СК) отмечалось, что одной из задач в работе с личным составом было: «воспитать чувство ненависти к фашистским захватчикам, любви к Родине, к советскому народу…» [15].
В этот период, как пример достойный подражания, широко популяризировались подвиги, совершённые воинами своего соединения.
14-го октября с личным составом и офицерами 294-го и 297-го стрелковых полков было проведено особое мероприятие – принятие клятвы мести врагу за слёзы и горе, причинённые советскому народу. Преклонив колена, под развёрнутыми боевыми знамёнами и при личном участии генерал-майора Б.Б. Городовикова, зачитавшего текст присяги, воины соединения поклялись жестоко мстить гитлеровцам [15].
Торжественно и проникновенно звучал голос командира дивизии:
«… На прусской земле будем громить врага ещё злее, ещё беспощаднее. Мы сполна отомстим ему за все злодеяния на советской земле. Кровь за кровь, смерть за смерть!
Мы с честью выполним приказ №70 нашего вождя и полководца товарища Сталина – приказ Родины – добьём немецкого зверя в его собственной берлоге.
Клянёмся, товарищи!» [47]
- Клянёмся!!! – сурово и строго, в едином порыве отомстить врагу, многоголосо отзывались полки.
Принятая коллективная клятва ещё больше сплотила и воодушевила воинов дивизии перед началом наступательной операции - решительным броском через государственную границу в логово фашистского зверя.
Б.Б. Городовиков
(15.11.1910 – 17.08.1983).
Герой Советского Союза (19.04.1945г.).
Командир 184-й сд (5.06.1944г. – 07.1945г.).
Генерал-майор (16.10.1943), генерал-лейтенант 25.05.1959).
Награждён орденами: 4-мя Ленина, 4-мя Красного Знамени, Суворова 2ст., Кутузова 2ст., Октябрьской Революции, Труд. Красного Знамени, Красной Звезды.
Свидетельство о публикации №226012701019