Human Written
– Когда я заканчивала роман, разгорелись споры об авторских правах, о нелицензированном использовании художественной литературы для обучения систем искусственного интеллекта. Оказалось, что большинство моих книг было размещено в LibGen* без моего согласия и какой-либо компенсации, впрочем, как и книги многих других писателей.
Происходит масштабное творческое воровство. И, смотрю, некоторые мои коллеги уже вошли в этот бизнес и публично одобряют художественную литературу, написанную ИИ. В недалёком будущем, а то и за ближайшим углом, ИИ, наверное, сможет написать вполне продаваемую версию «Хелма». Быстрее трёх минут. Так и не почувствовав силу хелма**. Что это значит?
В наше времена быть писателем, который стремится создавать оригинальные, прекрасные, берущие за душу произведения, и так непросто. А тут ещё – искусственный интеллект! Бизнес в сфере искусств отчаянно пытается понять, чт; делать в пору такого стремительного развития технологий.
В США Гильдия авторов (Authors Guild) и группа писателей подали коллективный иск против OpenAI. Гильдия разработала специальный знак. В Великобритании Общество авторов (Society of Authors) яростно выступает за более строгие меры защиты писателей и поддерживает отдельные инициативы, такие как моя, направленные на повышение осведомленности общественности. В этом году Общество авторов совместно с издательствами планирует запустить регистр произведений, написанных человеком (Human-Authored registry). (…)
Сопротивление вышедшему из-под контроля ИИ со стороны таких организаций, как Общество авторов, становится всё более важным. Эта борьба касается искусства, его ценности, его признания и прав собственности, а не каких-то там «данных».
У покупателей книг, к которым отношусь и я, вскоре возникнет выбор: покупать книги, написанные людьми, и тем поддерживать человеческое творчество, призвание и органическую экономику? Или покупать по дешёвке сгенерированные ИИ истории и этим поддерживать – кого? какую именно технологическую компанию? Надо бы ещё учесть ресурсы, потребляемые ИИ, стоимость которых пока не очевидна и не поддаётся численной оценке.
Когда я подняла вопрос о знаке “Human Written” на обложке моего романа «Хелм», издательство Faber&Faber, к его чести, согласилось***. Они понимают смысл этого жеста. Потом я рассказала об этом своему американскому издательству Mariner, и они тоже с энтузиазмом на это пошли. Такие метки важны. Они несут смысл, указывая на происхождение книги, на культурный контекст, этические ценности, подлинность.
Я не против ИИ. Он полезен и расширяет возможности во многих областях: в управлении, в обучении, в медицинских исследованиях. Возможно, однажды он внесет нечто новое и в литературу – нечто, выходящее за пределы человеческого понимания. Но я родом из северного графства, где на старинных горбатых мостах выбиты клейма каменщиков, где сохраняются самобытные кустарные промыслы. Камбрия славится историей одиночных и объединённых ремесленников, изощрённых в своём мастерстве и уникальных, и мы очень хорошо знаем, чт; происходит, когда условия на рынке начинают диктовать не небольшие независимые предприятия, а крупные корпорации – безличные производители и бездушные дельцы. (…)
От первых, написанных от руки предложений до финальной, сводящей с ума перестановки запятых, мои книги написаны очень по-человечески: гордо, несовершенно, с трудом и огромной тщательностью. Мои книги проживаются мною, пока я их пишу, – мучительно, радостно, на клеточном уровне, – и они созданы для того, чтобы другие живые люди тоже могли их проживать, примерять на себя, чтобы мои книги их будоражили, брали за живое, призывали к действию.
«Хелм» дался мне сложнее других моих книг, и писала я его с большой любовью. Он масштабный и сложный, политический и личный, он игривый, пугающий, вызывающий благоговение; его продувает ветер, потому что я сама там была. Речь идёт не только об уникальном воздушном явлении и метеорологии, но и о тысячелетнем опыте человеческих дерзаний и экологии. О нашем месте в мире природы и месте природы в нас.
Чёрт возьми, я хочу, чтобы на этой книге стоял этот знак. Надеюсь, и другие писатели, которые так упорно и целенаправленно трудятся, чтобы создать то, что не под силу машинам, сделают то же самое.
* * *
Моё отношение к происходящему технологическому сдвигу нечёткое. То, что человечеству придётся как-то уживаться с искусственным интеллектом и роботами, это свершившийся факт. А вот стоит ли ставить на книгах значок «Написано человеком»? Предположим, на афишах и в телепрограммах начнут ставить значок «Пошлятина» (можно ещё добавить «Сделано человеком»). И что, меньше будут смотреть? Не будут. Путь к сердцу читателя лежит через его воспитание. Ставь значок, не ставь, а воз и ныне будет там. Но пусть значок стоит. К вредному не приведёт, а если будет приводить к полезному, пусть редко и на полдюйма, то ведь хорошо.
------------------
*) Library Genesis (или LibGen) – сайт, поисковая система и онлайн-хранилище, предоставляющие бесплатный доступ к пиратским коллекциям и защищённым авторским правом произведениям, в основном научной тематики. (из Сети)
**) Хелм (helm) – сильный порывистый северо-восточный ветер с гор, характерный для графства Камбрия в Северо-Западной Англии. Единственный ветер в Англии, который имеет собственное название. (из Сети)
***) В июне 2025 года издательство Faber&Faber объявило, что на обложке десятой книги Сары Холл, «Хелм», будет стоять знак «Написано человеком». Считается, что это первый подобный знак в британской книжной индустрии. Знак разработан Faber при участии Сары Холл и должен обратить внимание читателей на мастерство и подлинность романа. Он является частью более широкой кампании по информированию общественности и призыву к строгому регламентированию процесса обучения систем искусственного интеллекта с целью защиты писателей и их творчества. (с сайта Сары Холл: www.sarahhallauthor.com)
16.11.2025
Свидетельство о публикации №226012700140