Магеллановы тучи звездный знак свет
Но даже это обстоятельство делает необычный вид двух туманных пятен, которые кажутся двумя оторвавшимися друг от друга частями огромной галактической зоны, ещё более поразительным. Эти полузвёздные-полутуманные системы, различные по величине и яркости, но легко различимые невооружённым глазом в ясную безлунную ночь, расположены: одна, более крупная и яркая, между Полярной звездой и Канопусом, в созвездии Золотой Рыбы; другая, меньшая и менее яркая, обычно видна в полнолуние в созвездии Гидры, между Ахернаром и полюсом.
Оба объекта известны астрономам и мореплавателям под названием «Облака мыса» или, опять же, «Магеллановы Облака». Чтобы различать их, мы снова используем термины «Большое Магелланово Облако» (Nebecula Major) и «Малое Магелланово Облако» (Nebecula Minor).
Магеллановы Облака отличаются от[148] всех остальных туманностей своими огромными видимыми размерами и физической структурой. Последний признак отличает их от большинства ветвей и ответвлений Млечного Пути, с которыми, добавим, они никак не связаны.
Большое Магелланово Облако простирается на пространстве, занимающем не менее 42 квадратных градусов, что примерно в двести раз превышает видимую поверхность лунного диска. Малое Магелланово Облако в четыре раза меньше Большого; по словам Гумбольдта, оно окружено «своего рода пустыней», где, правда, сияет великолепное звёздное скопление Тукан. Если внешний вид этих двух примечательных туманностей и их расположение в области неба, бедной звёздами, придают южному небу необычный вид, то их истинное строение делает их одним из чудес небесной сферы.
В Большом Магеллановом Облаке Гершель насчитал 582 одиночные звезды, среди которых только одна имеет пятую звёздную величину. Шесть других звёзд имеют величину чуть ниже и, несомненно, были бы видны невооружённым глазом, если бы их свет не был поглощён общим сиянием.
В Малом Магеллановом Облаке одиночных звёзд пропорционально больше: их насчитывается 200, из них три имеют шестую звёздную величину, в то время как туманностей всего 37, а звёздных скоплений — 7. Эти огромные скопления, элементами которых являются целые рои звёзд, напоминают нам о самом крупном, по крайней мере на вид, из всех скоплений, которые глаз может увидеть в глубинах неба, — о Млечном Пути.
[149]
По вечерам, примерно в день весеннего равноденствия — в марте и апреле, когда в нашем климате сумерки длятся недолго, — если мы посмотрим на запад, сразу после захода солнца, то можем увидеть слабый свет, поднимающийся в виде конуса среди звёздных созвездий.
Это то, что астрономы называют зодиакальным светом. Те, кто с ним не знаком или не привык к обычному виду неба, могут спутать мерцание с Млечным Путём, обычными сумерками или даже с полярным сиянием. Но если быть внимательным, ошибиться невозможно.
Треугольная форма этого светящегося конуса, его высота и наклон по отношению к горизонту делают его особенным и заслуживающим отдельного упоминания.
По мере того как дни становятся длиннее, а вместе с ними и продолжительность сумерек, зодиакальный свет исчезает; он становится невидимым, по крайней мере в нашем климате. Но его снова можно увидеть утром на востоке, примерно во время осеннего равноденствия, в сентябре и октябре, когда рассвет длится так же недолго, как и закат. Однако в период долгих ночей и сумерек он снова исчезает.
Нет нужды добавлять, что для наблюдения зодиакального света небо должно быть ясным, а ночь — безлунной.
Среди предложенных объяснений наиболее вероятным является то, которое сравнивает зодиакальный свет с уплощённым туманным кольцом, окружающим Солнце на некотором расстоянии. Следует отметить, что направление оси конуса или пирамиды,[150] продлённой под горизонтом, всегда проходит через Солнце.
Сначала считалось, что это направление точно совпадает с солнечным экватором. Но теперь более вероятно, что оно совпадает с плоскостью земной орбиты, или эклиптикой.
Итак, какова природа этой светящейся массы? Следует ли считать её зоной испарений, выброшенных Солнцем в процессе его формирования, когда наша центральная звезда перешла из туманного состояния в состояние уплотнённой жидкой сферы? Такого мнения придерживался Лаплас.
Другая гипотеза, также связанная с первой, заключается в том, что Зодиакальный свет сформирован из мириадов твердых частиц, аналогичных аэролитам, обладающих общим движением, но путешествующих отдельно по средоточие нашего солнечного мира. Свет кольца был бы, таким образом, произведен накоплением этого множества блестящих точек, отражающих в нашу сторону свет, заимствованный каждой из них у солнца.
Это объяснение позволяет понять, почему интенсивность Зодиакального света в разные эпохи была разной. Достаточно предположить, что концентрация частиц или плотность кольца неодинаковы по всей его протяжённости и что в процессе циркуляции вокруг Солнца Земля последовательно видит разные части кольца. В таком случае возникает вопрос, отличается ли это линзовидное кольцо материи от зоны аэролитов.
Наконец, некоторые астрономы рассматривают Зодиакальный Свет как парообразное кольцо, принадлежащее земле, окружающее ее на некотором расстоянии. Но это[151] мнение, которое кажется несколько диким, и совершенно расходится с наблюдением.
Разве звёзды, видимые невооружённым глазом, беспорядочно разбросаны по небесному своду? Или между теми, которые кажутся наиболее тесно связанными, существует какая-то реальная или физическая связь, которая требует, чтобы мы объединяли их в естественные группы?
Эти вопросы уже частично решены благодаря тому, что известно о двойных и кратных звёздных системах. Вскоре, исследуя области неба, видимые в телескоп, мы будем вынуждены пересмотреть множество звёздных ассоциаций, в которых звёзды расположены настолько компактно и их так много, а форма групп настолько регулярна, что невозможно отрицать их взаимную зависимость.
Но задолго до открытия этих островов, этих архипелагов как миров, разбросанных с таким удивительным изобилием в бесконечном пространстве, невооружённый глаз уже различал определённое количество групп, звёзды в которых находились так близко друг к другу, что нельзя было сомневаться в их физической связи.
Такова, например, группа Плеяд. Таковы же группы, известные под названиями Гиады, Презепе и Волосы Береники. Все они видны невооружённым глазом, и хороший глаз без труда различит главные звёзды в первых двух группах. Плеяды находятся в созвездии Тельца, которое мы легко различаем к северо-западу от Ориона и Альдебарана.
Из примерно восьмидесяти звёзд, образующих группу Плеяд, шесть видны без помощи телескопов.[152] Раньше, как пишет нам латинский поэт, их было семь. Это может служить доказательством того, что одна из них переменна и стала менее яркой или вовсе исчезла.
Самая яркая из них, Альциона, имеет третью звёздную величину; Электра и Атлас — четвёртую; Меропа, Майя и Тайгет — пятую. Ещё три звезды получили собственные названия, хотя они находятся за пределами обычного зрения; это Плеяда, Селено и Астеропа, от шестой до восьмой звёздной величины. Все остальные видны только в телескоп, но и в обычный бинокль можно различить большое их количество. Плеяды известны под названием «Курятник», несомненно, потому, что Альциона в этой группе выглядит как курица, окружённая цыплятами.
Гиады, расположенные рядом с Плеядами, образуют менее многочисленную и более рассеянную группу. Яркий свет Альдебарана, который, как известно, имеет первую звёздную величину, затрудняет их различение невооружённым глазом.
Они появляются в сезон дождей. Отсюда и их название — Гиады, от греческого слова, означающего «дождь».
Связь между звёздами, входящими в эту группу, не так очевидна, как в случае с Плеядами. Тем не менее трудно допустить, что они совершенно не зависят друг от друга. Изучая положение этих двух групп в окрестностях Млечного Пути и отмечая, что обе они находятся в продолжении ветви большой зоны, мы почти вправе считать их двумя[153] скопления звёзд, принадлежащие к огромному звёздному слою, который окружает нас и в центре которого находится само Солнце.
В созвездии Волос Береники большинство звёзд видны невооружённым глазом и хорошо различимы на небе, немного восточнее Льва. Ни одна из ярких звёзд в этом районе не мешает наблюдению, не затмевает их свет.
Следующая группа звёзд находится в созвездии Рака и известна под названием Презепе. Она видна невооружённым глазом, но без телескопа невозможно различить отдельные звёзды. Тем не менее инструмент умеренной мощности легко их разделяет.
Группы, которые мы только что описали, представляют собой переходную форму между звёздами, рассеянными по небесному своду, и более плотными скоплениями, неопределённый вид которых ранее привёл к тому, что их стали называть туманностями.
Несомненно, если бы мы могли переместиться в пространстве и наблюдать с достаточно большого расстояния за всеми звёздами, которые кажутся нам разрозненными, мы бы увидели, что они собраны в одну или несколько отдельных групп, подобных Плеядам. А если бы мы проникли в одно из этих плотных скоплений, мы бы увидели, что звёзды, из которых оно состоит, разбросаны по небесному своду, придавая ему вид нашего собственного неба.
Свидетельство о публикации №226012701476