Пример шарового скопления
[170]
Ещё один прекрасный объект — Мессье 3 в созвездии Волопаса. Адмирал Смит описывает его как «блестящее и красивое шарообразное скопление, состоящее не менее чем из 1000 маленьких звёзд». Его невозможно увидеть в маленькие телескопы, но Баффхэм смог рассмотреть его даже в центре с помощью 9-дюймового рефлектора.
В Южном полушарии можно найти множество прекрасных примеров шаровых звёзд. Кажется, что в Южном полушарии этих удивительных объектов больше, чем в Северном. Из них наиболее интересны те, что известны как Омега Центавра и 47 Тукана. Омега Центавра, учитывая её большой видимый размер — около двух третей диаметра Луны — и то, что её можно увидеть невооружённым глазом, пожалуй, можно считать самым примечательным объектом такого рода на небесах. Она сияет, как туманная звезда четвёртой величины, и я часто видел её на небе Пенджаба. Её большой размер и шарообразная форма очевидны Его можно увидеть в бинокль, но, конечно, составляющие его звёзды находятся далеко за пределами досягаемости такого инструмента. Сэр Джон Гершель, наблюдавший его в свой большой телескоп на мысе Доброй Надежды, назвал его «поистине удивительным объектом. Все звёзды чётко различимы, а именно тринадцать и пятнадцать, причём более крупные расположены в виде линий и хребтов над меньшими... более крупные образуют кольца, похожие на кружево. Если принять среднюю звёздную величину компонентов за тринадцать с половиной, то видимая яркость скопления будет означать, что в нём содержится около 15 000 звёзд.
Другое удивительное скопление известно как 47 Тукана, оно находится недалеко от Малого Магелланова Облака[171] Облако. Оно меньше по видимым размерам, чем Омега Центавра, но доктор Гулд, наблюдавший его в Кордове, говорит о нём как об «одном из самых впечатляющих и, возможно, величайших в своём роде в обоих полушариях», и он оценивает его видимую звёздную величину в четыре с половиной. Вот как его описывает сэр Джон Гершель: «Самое великолепное шаровое скопление. Он заполняет поле своими краями, но в его более сжатой части я могу выделить достаточно чётко очерченное круглое пространство диаметром 90 дюймов, в котором сжатие гораздо сильнее, а звёзды Кажется, что они сливаются воедино, и эта часть, как мне кажется, имеет бледно-розовый или красный оттенок, который явно контрастирует с белым светом остальных звёзд. Звёзды одинаковой величины, четырнадцатой звёздной величины, их невероятно много, и они плотно сжаты... Конденсация в три отчётливых этапа... Потрясающий объект». Рисунок этого скопления, сделанный сэром Джоном Гершелем, напоминает пчелиный рой и, возможно, вдохновил Теннисона на строки:
«Скопления и гряды миров, похожие на пчелиные рои
О солнце и звёздных потоках.
В Южном полушарии есть и другие интересные объекты шарового класса, но они не такие крупные, как уже описанные. Из них можно упомянуть 22-ю галактику Мессье, которая находится примерно посередине между звёздами Мю и Сигма Стрельца. Она описана сэром Джоном Гершель описал его как прекрасное шаровое скопление, состоящее из звёзд двух величин, а именно одиннадцати или двенадцати и пятнадцати или шестнадцати. Более крупная из них заметно красноватая. Гершель предположил, что скопление состоит из «двух слоёв или одной оболочки[172] над другим”. Благодаря сравнительной яркости более крупных компонентов это скопление образует хороший объект для небольших телескопов. Я хорошо видел более яркие звезды с помощью 3-дюймового рефрактора в небе Пенджаба, но, конечно, большая часть скопления выглядит туманно в телескоп такого размера.
Между Альфой и Бета Скорпиона находится плотное шаровое скопление. В небольшие телескопы оно очень похоже на телескопическую комету, но в более крупные инструменты можно увидеть его истинный облик. Сэр Уильям Гершель считал его «самой богатой и плотной массой звёзд на небосводе». В мае 1860 года в центре скопления внезапно появилась «временная звезда» седьмой величины, почти затмившая скопление своим ярким светом. Звезда погасла до конца июня того же года и с тех пор не наблюдалась с уверенностью. Было высказано предположение, что эта временная звезда лежит между скоплением и Землёй, но мне кажется гораздо более вероятным, что вспышка произошла в самом скоплении и что она могла быть вызвана столкновением двух составляющих его звёзд или потоком метеоров, пронёсшихся с высокой скоростью через скопление.
Красота и величие зрелища, которое представляют собой эти шаровые скопления, если смотреть на них в мощный телескоп, не поддаются адекватному описанию. Говорят, что при первом взгляде на них «мало кто может удержаться от возгласа восхищения». Составляющие их звёзды, хотя и видны отчётливо как светящиеся точки, не поддаются никаким попыткам их сосчитать и кажутся буквально бесчисленными. Расположены[173] Подобно массе сверкающей алмазной пыли на тёмном фоне небес, они невольно наводят на мысль, что если каждая из этих светящихся точек — это солнце, то тысячи солнц, которые, как кажется, сосредоточены в таком маленьком пространстве, на самом деле либо относительно близко расположены друг к другу и каждое из них очень маленькое, либо система солнц находится на расстоянии, близком к бесконечному.
Однако расстояние от Земли до этих шаровых скоплений, безусловно, очень велико. Попытки точно определить их положение в пространстве не увенчались успехом. Поскольку составляющие их звёзды находятся практически на одинаковом расстоянии от глаза, у нас нет звёзд для сравнения, и поэтому их точное расстояние остаётся неизвестным. Однако мы можем с некоторой долей правдоподобия оценить их вероятное расстояние. Мы можем предположить, что звёзды скопления Геркулеса, если бы они были сосредоточены в одной точке, светили бы как звезда примерно четвёртой звёздная величина. Поскольку компоненты имеют звёздную величину примерно 12 и 13, это означает, что скопление состоит примерно из 2500 звёзд. Исходя из этих данных, мы можем сделать вывод, что компоненты скопления Геркулеса — это солнца сравнительно небольшого размера, разделённые значительными расстояниями, но, по-видимому, собранные вместе из-за эффекта расстояния.
Среди менее плотных звёздных скоплений есть много интересных объектов. Уже упоминались Плеяды. На фотографии этой замечательной группы, сделанной в Парижской обсерватории, можно насчитать более 2000 звёзд разной яркости, от[174] тех, что видны без оптических приборов, до таких тусклых, что их невозможно разглядеть в телескоп, с помощью которого они были сфотографированы. Здесь мы видим скопление, которое, вероятно, больше, чем в Геркулесе, и, вероятно, находится на большем расстоянии от Земли, а его более крупные компоненты значительно массивнее нашего Солнца.
Рядом с яркой звездой Поллукс я вижу небольшое скопление звёзд примерно седьмой и восьмой величины, которое в бинокль очень похоже на Плеяды, видимые невооружённым глазом. Меньшее скопление (известное как 39-й объект Мессье) можно увидеть рядом со звездой Пи Центавра.
Знаменитую звезду Хи Персея можно увидеть и в бинокль. Но чтобы рассмотреть отдельные звёзды, нужен телескоп. Чем больше телескоп, тем больше слабых звёзд можно увидеть в этих удивительных объектах.
Скопление, известное как 35-е скопление Мессье, находится немного севернее звезды Эта Близнецов. Его можно увидеть в подзорную трубу, но для того, чтобы разглядеть отдельные звёзды, нужен небольшой телескоп. Среди более ярких звёзд скопления заметна тенденция к образованию групп из двух, трёх, четырёх, а иногда и пяти звёзд. Эти группы образуют более мелкие скопления. Адмирал Смит говорит: «Это великолепное скопление звёзд от девятой до шестнадцатой величины, но центр скопления менее богат звёздами, чем остальная часть. Из-за того, что маленькие звёзды склонны образовывать кривые из трёх или четырёх и часто с большим числом в начале кривой, это чем-то напоминает взрыв небесной ракеты». Эта тенденция к «струйному» формированию[175] Компоненты звёздных скоплений также хорошо видны на фотографии скопления 38 Мессье (любезно присланной мне М. Анри из Парижской обсерватории). Уэбб описал его как «благородное скопление, расположенное под углом к кресту», а Смит говорит: «Очень необычная форма этого скопления напоминает о проницательных рассуждениях сэра Уильяма Гершеля на эту тему и очень хорошо согласуется с идеей о притягательной силе, сосредоточенной в самой яркой части. Хотя форма не является шарообразной, очевидно, что наблюдается тенденция к сферичности. по мере приближения к самой яркой части они становятся всё более светящимися, что указывает на поток или прилив звёзд, движущихся к центру.
Сэр Уильям Гершель, говоря о сжатом скоплении в созвездии Персея, отмечает, что «крупные звёзды расположены в ряд, как переплетённые буквы», а Уэбб говорит, что «оно красиво очерчено более ярким пятиугольником в перспективе».
Наблюдая в 3-дюймовый телескоп в Индии, я заметил красивое скопление звёзд примерно в 4° к северу от Гамма и Ипсилон Скорпиона, по форме напоминающее птичью лапку, с примечательными звёздными потоками. Это скопление видно невооружённым глазом как звезда примерно пятой величины.
Хотя эти слабо связанные звёздные скопления не демонстрируют таких признаков родства, как более компактные шаровые скопления, мы всё же не можем отделаться от мысли, что их кажущаяся агрегация на самом деле обусловлена какими-то физическими связями, а не просто случайным скоплением звёзд на разных расстояниях от наблюдателя.
Свидетельство о публикации №226012701502