Резонёры

    
      Резонёрство (от фр. raisonner «рассуждать») —  один из видов нарушений мышления, характеризующийся многословием, рассуждательством с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса, « склонность к бесплодному мудрствованию».

            ***
На веранде сиверской дачи допилвали ромовый чай и рассуждали о сути вещей.
Тёмка, разрумянившийся и оттого казавшийся по-студенчески восторженным, заговорил, постукивая карандашом:


- Во время ковидобесия и самозатвора, когда даже церкви заперлись, переслушал уйму прений креационистов и дарвинистов. Приложил теорию вероятности к дарвиновскому подходу. Верить в то, что живой организм — этот сложнейший предмет — возник сам собой, путем  случайностей… помилуйте! Это всё равно что верить, будто телеграмма с безупречным сонетом Шекспира может получиться из опечаток пьяного телеграфиста.

И вот что имею сказать о происхождени живой жизни:
Идея дарвинистов о последовательном развитии (т.н. эволюции) от простейших форм к сложным, идущем своим чередом через приспособление к условиям среды, и направляемое (!) естественным отбором...не выдерживает критики.
Вероятность того, что такая штука  произвольно возникнет из «первичного бульона» равна нулю. В мире, где правит энтропия, вещи не становятся сами собой сложнее. Их вытачивают для этого.

Вележев, помешивая ложечкой в чашке, грустно усмехнулся: — Значит, Архитектор всё-таки был. Но какой тонкий, какой внимательный мастер…

- Где это видано, чтоб реакции синтеза шли сами по себе? Не бывает такого.
Чтоб что-то синтезировать, потребны внешние усилия, приложение энергии, какой-никакой химико- технологический замысел:
 что- то добавлять, что- то убавлять, нагревать, возгонять, остужать, просеивать, и только потом решать, что годится, а что выльем в раковину- заметил доктор Чарушин.

- По собственному произволу идут лишь реакции распада.
Вот там ничего прилагать не надобно. Полюбуйтесь, как колбасится Солнце в протон-протонном цикле, с каким невообразимым выделением энергии.
Или, хотя б, как сгорают дрова.
Чтоб само собой что-то принялось усложняться, да без внешнего приложения сил- да никогда- Вележев отхлебнул чаю.

Чарушин согласился:
- Пресловутый естественный отбор движущей силой никак оказаться не может - это всё равно как полагать, что самоходки  создаются силами отдела надзора за качеством, а не инженерами и слесарями:
 Хоть все отбракуй- новые самоходки, сами собою, от того, не сделаются.
Потому, воля Создателя, движущего созидание, очевидна.

- Воля Творца очевидна- согласились все.

Тёмка продолжил:
- Другое дело, признав очевидную волю Творца, подходим к толкованию Его природы.
И тут полностью прав Павел:
 *существование Творца явлено нам в Творении.
Из  К Римлянам, 1:20. / Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы. Тёмка поднял указующий перст.

- Давайте порассматриваем творения-  влез Вележев.
"И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой." /Бытиё. 1:31

Что же мы видим? Красоту звёздного неба и морского простора, прекрасных лебедей, милых белочек, берёзовые рощи и васильковые поля, прекрасных дев в садах роз.

Чарушин пожал плечами:
-И пищевую цепь, где все жрут всех, что б не сдохнуть раньше времени.
И болезнетворных бактерий, вирусов, паразитов и грибков.
И ядовитую флору и ядовитую фауну с таким  размахом причинияемого страдания, что пером не описать.  Хорошо, нечего сказать...

- Ну и вот- перебил Тёмка. - Либо Творец, наряду с прекрасным, натворил и ужасного, либо творцов - двое:
 Один по розам и красавицам, другой- по клещам, бычьим цепням, альфа-аманитину (=яду бледной поганки), чумной палочке и золотистому стафилаккоку  какому-нибудь.


- Тогда, выходит, второй творец много сильней первого -ведь он одерживает верх, скармливая всех червям-  пробормотал Вележев.

- Да ну. Не может Творец миров и жизни оказаться неудачником, проигрывающим пакостнику. То очень вряд ли- заметил Чарушин.

- Раз поскольку гадости происходят, столь неизбывно и неотменяемо, то возможно  только с Его одобрения- заключил Тёмка. 

- И, скорее всего, в соответствии с Его замыслом- согласился Вележев.
Лейбницево «лучшее из миров» — это, боюсь, самая наглая ложь. Лингвистический фокус. Румяна, наложенные на труп. Если это «лучшее», что мог создать Творец, то он либо неудачник, либо садист. Но так как страдание живого сработано крепко-накрепко, подозреваю второе.

- То есть Создатель — не благодетель наш, а палач.Нет никакой «высшей гармонии», которая оправдала бы муки какой-нибудь несчастной твари. Есть только злой замысел.

- И что ж следует из осознания этой злонамерянности? Делать то что?- не ожидая ответа, вопросил Чарушин.

-Ничего не делать. Перестать лгать самим себе и на это самолганьё тратить остатки сил. Признать, что нет, это никакая не "эвакуация", это лагерь смерти.  Смириться с этой очевидностью и далее мужаться. Стараясь не расчеловечиться.

- Как перестать то. Теодицея- наше всё.

-А волевым решением.  Перестать оправдывать злонамеренность высокими словами. Ну и стараться подать руку товарищу по несчастью.

/ Теодицея — доктрина, призванная оправдать существование зла в мире при условии, что Бог всеблаг, всемогущ и справедлив.  Термин введён Готфридом Лейбницем в 1710 году в трактате «Опыт теодицеи о благости Бога, свободе человека и происхождении зла».

(фото из сети)


Рецензии