Люди трудовой доблести Тербунской земли

                Люди трудовой доблести Тербунской земли
          Болгов Дмитрий Васильевич житель села Хутор-Берёзовка Тульской сельской администрации – труженик, коммунист, человек.

Есть люди, о которых говорят- на таких земля держится, или- соль земли. К одному из таких, без сомнения, можно отнести нашего героя. Героя и в прямом и в переносном смысле.
Дмитрия Васильевича Болгова в нашем Тербунском районе люди среднего возраста знают практически все, как, наверное, и он сам знает если не всех, то каждого второго жителя уж точно. Человек пожил для этого достаточно- далеко за восемьдесят! Общительный весельчак, образован, эрудирован, так что с ним можно говорить практически на любую тему. Но тема воспоминаний для каждого с одной стороны дорога, с другой- людям такого возраста и грустна. Человек, переживший военное лихолетье, вспоминая детство и молодость, вряд ли будет улыбаться, за редким исключением. Вот таким исключением и оптимистом и является мой собеседник.
Дмитрий Васильевич родился в предвоенный 1940 год, в многодетной семье, где было 12 мальчиков и она девочка. Пятеро братьев и сестра к сожалению, после рождения поумирали. Осталось семь братьев. Начало войны сам не помнит, но по рассказам матери их эвакуировали в Рязанскую область, ему в это время шёл четвёртый год. С юмором рассказывает, как он чётко реагировал на появление хозяйки, в доме которой их поселили. Только та открывала дверь в избу, он начинал звонко кричать! Уговорам никаким не подчинялся. Послевоенное время помнит лучше. Как собирали весной по полям гнилую картошку и мать пекла из них драники. Вкуснейшая еда.
Однажды мать напекла блинов, разделила на девять едоков семьи, Митя съел свою порцию, но есть хотелось ещё, нашёл оставленную мамой чашку с блинами и … отрезал кусочек от чужого! Когда за ужином кому- то не хватило, он не стал ждать расправы и спрятался в угол под лавку. Но расправа и там его нашла- кочергой его тащили и кнутиком подстёгивали, приговаривая: «Не бери чужого!» Уже тогда урок запомнился и научил- нельзя брать чужого. Родители сами были великими тружениками - отец ходил в пастухах, мать- колхозница в полеводческой бригаде, и к тому приучали своих деток.
Но детство для всех- одно и было для каждого самым запоминающимся и лучшим временем. Четыре класса школы довелось поучиться в своём селе, а с пятого по седьмой – в Тульском. Подальше от дома, полураздетыми и в драной обувке, но учиться было интересно, а остальное- не беда. Детские забавы тоже никто не отменял- накатанный из коровьей линялой шерсти мячик, при игре в лапту, весной на лугу, летал не хуже резинового, да и где тогда было резиновый взять? И лыжи, вытесанные отцом из дубовой доски, ехали почти как настоящие- главное, был снег, и побольше, не то, что теперь.
Но и взрослели в те годы пораньше- мальчик, он же мужик! В колхозе в школьные каникулы всегда найдётся работа – и погрузка- разгрузка зерна, и подвозка воды на поле в пару с другом Болговым Сашей, и скирдовка соломы, и дома он, один из главных помощников. Уже тогда, 14- летнего Митю наградили Похвальным листом от Тербунского райкома ВЛКСМ по итогам работы 1955 года. После окончании школы другого пути для себя не представлял - быть трактористом, современная и, по – настоящему, мужская профессия. Тем более, в послевоенные годы мужиков на селе очень не хватало.
С 1959 года, учёба в училище города Ельца, тоже из памяти никуда не уйдёт- парень город увидел впервые, толкотня, суета, но и обязанность- тебя послали получать знания. А кроме всего, за учёбу платят стипендию живыми деньгами! Получал на руки 200 рублей- целое состояние. Но ты всё- таки мальчишка- взрослый человек до этого ни за что не додумается: за углом стоит тётя и торгует эскимо, а у тебя в руках заработанные, пусть и учёбой, но твои деньги! 10 эскимо- за раз! Кто сказал, что нельзя съесть! Сказано- сделано… Ну и всё, съел - и горло не заболело! Только дома сидят полуголодные твои близкие. Поэтому эта «шалость» позволялась себе только однажды, в день получения стипендии. А из двух сотен надо 50 отдать за квартиру доброй тётеньке, и 100 рублей ей же, на сохранение. Потом на собранные деньги будет куплен чесучёвый костюм из китайской шерсти - немалая гордость! И позднее, в этом же костюме, в день своего рождения, расписался с молодой супругой в тербунском загсе. А оставшиеся деньги уйдут на проживание и на две поездки в месяц с подарками домой. Питание, обмундирование обеспечено в училище, потому и звали их - «кулешники»! Всё у мальчишки, как у порядочного хозяина. А главное- не пойти на поводу у друзей- ни грамма спиртного в рот, хотя иные уже и денатурат пробовали. И этот закон остался на всю последующую жизнь, за исключением двух праздников- Дня Победы и Дня пограничника. И только по стопке. Ну в день Победы- это понятно, а почему в День Пограничника? Позднее узнаем.
После окончания училища усадили на КДП- 35, слабосильный гусеничный тракторок, но способный на многое в полевых работах. Например, таскать по полю сеялку, ведь не посеешь- не пожнёшь! Но однажды пришлось перетаскивать прицепной комбайн «Сталинец- 6» через лог. Спустился легко, а вот на гору дотянуть у трактора силы не хватило- посредине горы встал. На мостике комбайна стоят комбайнёры- побелели! Пойдёт трактор назад, может свалиться в овраг! Но Митя не зря год в училище степендию от государства получал- трактор поставил на тормоз и, высунувшись из кабины, крикнул комбайнёрам:
-Отяните рычаг увеличителя мощности…
Подбежали, двинули рычаг и трактор нехотя, но послушался, пыхнул дымком, и потащил, и вылез благополучно на гору. Сработало хладнокровие и смекалка. А однажды при движении по полю отказал в работе один из четырёх цилиндров двигателя, называется- затроил. Митя тут же, заглушил двигатель, снял крышку клапанов и всё стало ясно, лопнуло коромысло одного из клапанов. И этому учили. Но подъехал механик:
-Не горюй, сейчас сделаю.
Достал запасное коромысло и начал работать молотком как по наковальне! Митя спокойно отодвинул механика:
-Спасибо, я лучше сам.
Аккуратно поменял сломавшуюся деталь и трактор прекрасно доработал рабочий день. В работе проскочили лето, осень и почтальон вручает повестку в армию. В те годы забирали на службу в 19 лет.
На вопрос- где было проще - в армии или на гражданке? Почти не думая, ответил- в армии. Там- порядок! Так отвечает человек, который умеет и сам поддерживать порядок, и требует его от других, пусть даже это кому- то не нравится. Потому Дмитрий пришёл в Советскую Армию, человеком, уже готовым для службы. Служить досталось как раз в пограничных войсках- ответ на вышестоящий вопрос. Государственная граница должна быть под постоянным контролем, на замке. И на следующий вопрос, чему научила армия, ответил так:
-Всем лучшим человеческим качествам- честности, надёжности, сообразительности, коллективизму.
Но мы видим, что эти качества у Дмитрия и в юности уже проявлялись, а значит, в армии они только укрепились, закалились. И при словах «служба в армии» он с особым чувством вспоминает свою заставу, с видом на заснеженные мурманские сопки и карельские леса, озёра и болота, и конечно комаров. Куда ж без них. Там прошли почти 40 месяцев нелёгкой службы связистом. Ходил и в наряд с семизарядным карабином СКС. Никогда не забудется и пятикилометровый путь вдоль проволочного заграждения, с устранением порывов, где может потревожить сигнализацию не только кабан. Были случаи попытки перехода нарушителями и на соседнем от них  участке. Однажды нарушитель попытался перейти в пятистах метрах от только что их прошедшего наряда. Но соседний наряд надолго изменил планы перебежчика- диверсанта. И в других случаях эти попытки были для нарушителей неудачны.
О доброй памяти об пограничной службе для Дмитрия Васильевича говорят сохранившиеся фотография у развёрнутого знамени части, похвальный лист и грамота на имя ефрейтора погранвойск. Потому, придя на гражданку, все те качества, что дала армия пригодились. Надо было смотреть вперёд, поэтому, прежде всего решил повысить свои профессиональные качества, поначалу выучиться на шофёра. Сложностей больших не возникло- любил и разбирался в технике, надо было освоить вождение и правила дорожного движения, и всё получилось.
И как впоследствии оказалось, эта профессия в его жизни стала решающей, повлияла на ход его всей последующей жизни. А, кажется, начиналось всё очень просто. Мечтал о семье и надо было найти подходящую работу, чтоб быть уверенным в своих возможностях. А осенним октябрьским днём 1965 года мечта молодого шофера осуществилась- расписались и стали мужем и женой с учительницей начальных классов Ниной Андреевной! В эти годы жить в селе было не просто. Но не для этого человека с армейской и житейской закалкой. Нужно было срубить дом, и он срубил. Связать рамы, притолоки, двери, поставить верх, уложить полы и потолки, если умеешь- не проблема. Он это умел. А покрыть крышу шиферным железом, сумеет и любой житель деревни.
Но не успели молодые порадоваться обнове, случилась беда. Произошёл несчастный случаи и дом сгорел, превратился в гору золы. Но, Дмитрий Васильевич не стал плакать над горем, засучил рукава и построил новый. Теперь кирпичный. Кто сам занимался постройкой дома, понимает сложность этого вопроса. Он умел делать всё своими руками, а значит и может исправить свою беду. Помогали Дмитрию Васильевичу хорошие надёжные друзья- две его рабочие руки и умная голова, и, в дополнение, мастера с Донбасса, которые сложили стены.  Повезло с доставкой материала- сам шофёр и друзья – совхозные шофера не могли отказать. В этом, заново отстроенном доме, Дмитрий Васильевич живёт и поныне.
Есть хорошая русская пословица: где родился, там и сгодился. Для этого интересного человека она подходит напрямую. Поработав по различным организациям райцентра, Дмиитрий Васильевич вернулся в родное село, в совхоз «Тульский». Тянуло к знаниям, закончив вечернюю среднюю школу, затем усманский совхоз – техникум по специальности агроном, и поступил на заочную учёбу в Воронежский СХИ и удачно закончил. Но работа шофёром на довольно скромном самосвале Газ- 93 и кормила и поила, да и учила. Но ему было напрягаться не впервой! Учиться- так учиться, и работать, так работать. За всё время работы в родном хозяйстве, и жизни в селе Хутор- Берёзовка, Дмитрий Васильевич получил от различных государственных организаций за своё трудолюбие и неспокойный характер около 100 благодарностей в виде почётных грамот, похвальных листов, свидетельств и других документов, где за каждым бумажным листом и папкой- горы сделанных дел этим человеком! О том же говорит большая стопка удостоверений, о наградах и званиях. Из знаков отличия назову только два из трёх десятков, особо значимых, которые есть не у всех тружеников нашего района.  За выдающиеся заслуги перед страной в 1973 году Дмитрий Васильевич Болгов был награждён орденом «Трудового Красного Знамени», в 1976 году- орденом «Трудовой славы» 3- степени. Хотя за такую работу полагался бы и орден Ленина, но, наверное, помешала принципиальность героя!
Когда в совхозе шло строительство квартир, а Дмитрию Васильевичу поручено было из Липецка доставлять бетонные блоки, он за смену успевал сделать два рейса! Потому, что отправлялся в рейс и возвращался затемно. Когда считается обычным сделать в Липецк только один рейс.
Кем бы и когда ни работал этот человек, и что бы ни делал: возил песок под засыпку подушки фундамента при строительстве жилых домов, школы в Тербунах, или бежал лыжный кросс для ветеранов труда- он должен был быть лидером, вести за собой. Человек с горящим сердцем! Когда другие шофёры делали за смену 6- 8 рейсов, он делал 16- 20. Это при том, что грузить песок приходилось самому, обыкновенной лопатой. Конечно, за погрузку доплачивали. Но, потом решили на этом сэкономить. Пришлось обратиться в столицу за поиском справедливости. Но, когда заметили, что он умеет отстаивать интересы и других, его, как истинного коммуниста, в совхозе назначили, председателем комитета народного контроля. О том, как попутно и с этой общественной нагрузкой справлялся, говорят наградные грамоты.
Потом в помощники, грузить, дали его же брата, Михаила. Как- то выдали путёвку на вывоз угля со станции на склад. За день с братом перевезли целый вагон, 52 тонны. Это притом, что самосвал Газ- 93 забирал 2, 5 тонны. Пожалуй, при оценке такой работы не подберёшь другого словосочетания, как трудовой героизм. Раньше таких людей называли «стахановцы», по имени нашего земляка шахтёра Алексея Стаханова. Он за одну смену вместо нормы в 7 тонн, вырубил 102 тонны угля!
Кстати, трудовой героизм у Болговых дело семейное. Например, брат Михаил, работая на строительстве жилых домов, с другом, за один сезон, сдавали «под ключ» два дома! Входи и живи.
Особый энтузиазм проявил Дмитрий Васильевич, как настоящий герой совхоза «Тульский», на уборке хлебов. Необычный, на первый взгляд, документ хранится в семейном архиве. «Тербунский райком КПСС от 30 августа 1973 года. Болговой Нине Андреевне. УВАЖАЕМАЯ НИНА АНДРЕЕВНА! (Женщины- наш надёжный тыл!) Мы, с радостью сообщаем Вам о том, что Ваш муж- Болгов Дмитрий Васильевич на уборке урожая 1973 года постоянно показывает образец самоотверженного труда. Он первым перевёз тысячу центнеров зерна. Дмитрий Васильевич обязался перевезти 5000 центнеров зерна…» А, вот выписка из свидетельства, выданного райкомом КПСС, райисполкомом и райсовпрофом. «Выдано тов. Болгову Дмитрию Васильевичу в том, что на уборке урожая 1973 года он первым в районе перевёз 15000 центнеров зерна.» Что ни говори, а второй Стаханов.
С удовольствием рассматриваю уплату членских взносов в партийном билете Дмитрия Васильевича. В 70-х годах я работал шофёром 1 класса на служебном автобусе. Зарплата для города была неплохая- до 250 рублей. Примерно в это же время у Дмитрия Васильевича зарплата за октябрь 1978 года составила 404 рубля, за январь 1983 года - 408 рублей, за январь 1987 года - 1042 рубля! Как не порадоваться и не погордиться за такого человека? Конечно, такие зарплаты были не в каждом месяце и году. Были и 9 рублей- в июле 87 года, на ремонте, даже в мае того же года- 13 рублей. И всё же, это как исключение!
Интересуюсь у героя- как выдерживала машина, обыкновенный «Газон», слабосильная, выпущенная с обыкновенного конвейера- ведь ничего особенного. Оказывается, случалось всякое, например, выскакивал из своего места вал кардана, на ходу упирался в дорогу и он, словно лётчик, взлетал вместе с машиной, но не теряясь, управлял ею и в воздухе. Трагедии не случилось. За двигателем, его работой, внимательно следил. На три сезона его хватало. Затем, в домашних условиях, «не спеша», перебирал его в течении одного рабочего дня, точнее суток, заменял изношенные детали на восстановленные, и - вперёд! Вынимал блок двигателя и укладывал на место один, не применяя технических устройств. А чугунный блок цилиндров весит под 100 килограммов. Вот потому и теперь этот человек удивляет многих, когда в возрасте далеко за 80, он и по сей день посещает в КСК бассейн, ходит, ради парилки и встречи с друзьями, в баню, участвует в соревнованиях ветеранов и занимает в них призовые места. Настоящий пример, как правильно распорядиться жизнью! И своей, и чужой. После окончания СХИ предложили в совхозе должность управляющего. Она предполагает быть всегда рядом с рабочими, будь ты полевод, доярка, или тракторист.
Март месяц- время растёла коров. Животные в это время прибавляют удой молока. Им выдаётся добавка в питании- комбикорм, и прибавляется молоко. И вдруг… остановка в прибавке. Кажется, доярки приворовывают. Загляднул в кормушки- точно, лежат сумочки, мешочки, а в них недоданный коровкам комбикорм. Прихошлось исправлять дело- высыпать в кормушки. Мешочки и сумки повесил на борт кормушки- разбирайте, доярки, пока в грязь не попадали!
Однажды пришлось идти домой от фермы затемно. Встречная машина осветила идущего впереди человека с мешком на плече. Тот прилёг прямо с мешком. Пока машина проезжала мимо, Дмитрий Васильевич догнал, не успевшего приподняться и … сел на мешок. Воришка поворочался- подняться не может. Спрашивает:
-Василич, эт ты?
-Я! Куда несёшь, на пропой, или домой!
-Домой.
Управляющий встал.
-Неси, но узнаю- на пропой, накажу!
Жалко стало мужика, пронёс уже немало.
Предупреждал всех:
-Меня лучше не обманывайте. Три раза обманешь- на четвёртый- наказываю.
Иногда случалось, наказывал, лишал тринадцатой зарплаты. Не обижались.
-Я ж предупреждал!
Случалось, шалили и трактористы: пока на поле нет управляющего присели за скирдом выпивать- день впереди, мол успеем наработаться. Управляющий всегда на машине, в этот раз решил проверить работу трактористов, как они работают на развозе соломы рабочим. Зайдя за скирд, обнаружил застолье.
- Пока не развезёте солому всем до одного рабочим, домой не идёте.
Возмущений не было, приступили к работе.
Но вот ситуация круто изменилась- народ предложил и избрал Дмитрия Васильевича главой сельсовета. Кто очень хорошо знает эту работу, понимает, как она сложна. Бюджет села- никакой, а сделать для села, для людей, надо очень много. В те времена в домах и квартирах жителей Тульской администрации не было ни твёрдого покрытия дорог, ни водопровода, ни газа, ни телефона. Жители понадеялись на энтузиазм вновь избранного главы. И не ошиблись. Только попотеть Дмитрию Васильевичу тогда пришлось. Даже трассу, где должна была проходить труба (по болоту) промерять пришлось шагами. Кроме всего, кому вчера в хозяйстве был сотрудник, сегодня стал – конкурент. Стоит водонапорная башня, кажется никому не мешает, но кому- то из руководства совхоза приглянулась! Тут- то и помогла твёрдость и принципиальность. Башня осталась на месте продолжила служить водопроводу села.
Пока позволяло здоровье, народ переизбирал Дмитрия Васильевича главой сельсовета. Но годы катились, подбиралась старость, хотя ещё люди не раз обращались к нему за советом, а он чем мог помогал. В недавнем времени верная подруга Нина Андреевна оставила его одного- ушла в мир иной. Но не забывают наследники, как и не забудутся земляками и его дела- уж очень много он их сделал. А дела, как известно, живут дольше людей. И не забывают старые друзья- то на праздник пригласят, то в члены жюри, а это важно- чувствовать себя нужным людям.   
А. В. Колесник                26. 12. 2025 г.


Рецензии