Память о войне

      При изучении природы много ходил пешком. Один раз в Селижаровском районе Тверской области захотел пройти к Волге, от которой меня отделял лес. Около Волги была деревня Кузнятино, а дороги к ней почему-то не было. «Странно, — подумал я. — От одной деревни к другой должна быть дорога». Прошёл вдоль леса и увидел много сорных трав, которые обычно растут вдоль дорог. Немного поискал и обнаружил, что эти травы уходят полосой в лес. «Вот она, заросшая дорога!». Прошёл через лес к деревне Кузнятино по давно заброшенной дороге. Ориентировался по травам. Дороги не было, был лес, а травы остались. Пришёл в деревню поздно вечером и попросился на ночлег. Меня встретили очень враждебно. Все отказали. Я спросил: "почему все отказывают". Мне очень зло ответили: "Ты пришёл по дороге, которой никто не пользуется с 1944 года. По этой дороге к нам пришли фашисты. Мы специально забросили эту дорогу. Ты пришёл по этой дороге. Откуда ты узнал о ней? У тебя есть немецкая карта?"  Оправдываться не стал, а то ещё арестуют как немецкого шпиона. Пришлось до глубокой ночи идти в Селижарово. (Это на верхней Волге).

        Там же в Селижаровском районе мне бабки рассказали, что во время войны тут шли страшные бои. Остался склад немецких снарядов. Они о нём сообщили, и снаряды с этого склада увезли.
        — А ещё около моста, — добавила другая бабушка, — есть склад наших снарядов.
        — Вы о нём сообщили?
        — А чего о нём беспокоиться? — удивились бабки. — Это же наши снаряды. Пусть лежат!

        В одном селе около Твери я подошёл к старой церкви и удивился, что рядом на кладбище длинная пустая полоса без могил. Спросил, почему же здесь никто не хоронит. Мне ответили, что здесь похоронены немцы. Стояли деревянные кресты. Они потом сгнили, холмики сравнялись с землёй. Но никто не хочет, чтобы кости их родных лежали рядом с костями фашистов.


Рецензии