Ч. 2 Судьба двух мониторов
О гибели «Монитора», помимо сухих официальных сообщений, сохранился рассказ одного из спасшихся матросов, Френсиса Баттса. Его красочное драматическое повествование опубликовано во многих изданиях, начиная с 1878 года.
Приведу отрывок из его воспоминаний: «…я оказался приблизительно в двадцати футах от других людей, в которых признал командира и одного из матросов; ещё одного смыло за борт, и теперь он боролся за жизнь в воде.
Люди в шлюпке налегали на свои вёсла, чтобы её не выбросило на палубу «Монитора»… Командир, всегда заботившийся о своих моряках, потребовал, чтобы мы садились в шлюпку, но мы предложили сначала это сделать ему.
В момент, когда он оказался на баке шлюпки, лейтенант Грин крикнул: «Обрубить фалинь!» Я подумал: «Теперь или никогда!»… невообразимо напрягая все свои силы, я подтянул шлюпку ближе и прыгнул в неё на планширь, был втянут отпорным крюком одного из матросов и занял своё место рядом с одним из гребцов».
Несколько человек оставались стоять на башне, опасаясь спуститься на палубу, чтобы не быть смытыми волнами. Но и те, кто находились в шлюпке, подвергались смертельной опасности:
«После страшного и опасного перехода по ужасным волнам мы достигли «Род-Айленда», который с буксирным перлинем, всё ещё заклиненным в его гребном колесе, продрейфовал по ветру примерно две мили.
Мы подошли к его носовой оконечности с подветренной стороны, где первая шлюпка, отошедшая от «Монитора» почти часом ранее, только высаживала людей, и обнаружили, что попасть на борт «Род-Айленда» оказывается более трудной задачей, чем покинуть «Монитор».
Море носило нас от носа до кормы так, что спешка могла бы оказаться фатальной. Шлюпка билась о борт судна иногда ниже гребного колеса, тогда как на гребне огромной волны она оказывалась намного выше палубы.
Кроме того, обе шлюпки могли столкнуться вместе, и один раз, в то время, когда хирург Викс держался за планширь, он лишился своих пальцев при столкновении с другой шлюпкой.
Лини, брошенные нам с палубы «Род-Айленда», не могли ничем помочь, так как ни один из нас не мог бы подняться на тонком тросе».
Потом моряки сообразили, что им нужно обвязаться этим тонким линем, и их вытащили по одному из шлюпки на палубу.
Старший штурман «Род-Айленда» Родни Браун отправился на шлюпке с гребцами-добровольцами забрать оставшихся моряков с «Монитора».
Примерно в час ночи они прибыли туда, где корабль видели в последний раз, но увидели лишь водоворот на поверхности воды.
«Монитор» наполнился водой, перевернулся и ушёл на дно вниз кормой. Тяжелая артиллерийская башня соскользнула с палубы корабля, перевернулась и затонула.
Сверху на башню упали орудия Дальгрена, а потом и корпус «Монитора» опустился на башню. Из корабельных бункеров высыпались тонны угля.
Членов экипажа, которые оставались на корабле, волны смыли в море. Браун и его люди никого не нашли и сами не смогли вернуться на «Род-Айленд». Их несколько суток носило по морю, пока шторм не улёгся. И тогда измученных моряков подобрали спасатели.
У американцев короткая история государства, поэтому они очень бережно и с любовью к ней относятся.
«Монитор» остался в истории как национальный символ. В Союзе была национальная скорбь, когда случилась эта трагедия: гибель знаменитого корабля, четырёх офицеров и двенадцати матросов.
О «Мониторе» никогда не забывали. В августе 1973 года команда из Морской лаборатории Университета Дьюка на борту исследовательского судна «Истворд» смогла точно определить местонахождение останков корабля на глубине 235 футов в 16 милях от маяка Кейп-Хаттерас.
Это место назвали первым в США Национальным морским заповедником и внесли в Национальный реестр исторических мест в качестве национального исторического памятника.
С морского дна подняли якорь, двигатель, винт и башню корабля. Во время реставрационных работ с башней в ней обнаружили останки двух моряков. Их с воинскими почестями похоронили на Арлингтонском национальном кладбище в присутствии тысяч зрителей.
Археологи и реставраторы раскопали и подняли на поверхность около 400 артефактов ещё до того, как очищенную башню поместили на много лет в специальный раствор для подготовки к будущей демонстрации в Музее моряков.
Велась большая работа по поиску потомков членов экипажа, особенно погибших моряков.
В 2011 году вышла книга историка Джона Кварстейна «Парни с «Монитора», в которой изложена часть результатов работы историков и архивистов.
В Эстонии, в парке Кадриорг, стоит красивый памятник в виде бронзового ангела на гранитном постаменте. На памятнике высечена надпись: «Россіяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ».
Памятник создан выдающимся эстонским скульптором Амандусом Адамсоном в память 177 моряков Российского императорского флота, которые 7 сентября 1893 года погибли в морской пучине на мониторе «Русалка».
В соавторстве с архитектором В. А. Фельдманом и военным инженером О. И. Энбергом Адамсон создал и прекрасный памятник затопленным кораблям в Севастополе.
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №226012801329
Ван Ли-чжун, нулевой тайконавт при дворе Фу Си.
Миру-мир, с памятью.
Евгений Садков 28.01.2026 18:48 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 28.01.2026 18:52 Заявить о нарушении