О дураках и не только...

"Без дураков скучно", - утверждает русская пословица. Владимир Даль, объясняя, кто такой дурак, говорит, что это глупый человек, тупица, тупой, непонятливый, безрассудный. И добавляет: малоумный, безумный, юродивый.

В русских сказках этот герой зачастую оказывается более смекалистым и удачливым, чем те, кто его дураком считает. У Пушкина жадная старуха честит своего старика "дурачиной и "простофилей". В старину, кроме того, дураками называли домашних шутов, проказами и проделками развлекавших своих господ.

Ну так и не все дураки одинаковы. Кто хоть раз в жизни не оставался в дураках? Будь человек хоть семи пядей во лбу, и на него хитрец и обманщик найдётся.

Изначально дурый - это глупый, не очень умный, не совсем сообразительный.
Но обратим внимание на одно из толкований дурака у Даля - ЮРОДИВЫЙ. Заглядываем в словари и видим, что юродивый - человек, взявший на себя духовный подвиг отречения от земных благ Христа ради; обладающий даром прорицания и ясновидения.
За показным безумием -терпеливое перенесение внешних лишений, унижений и поругания.
Для чего? Ответ находим в русской литературе, в первую очередь житийной.
Ходатайством блаженного Николая Саллоса ( в переводе с греческого это прозвище означает блаженный, юродивый) был спасён Псков от разгрома Иваном Грозным .
С трепетом и молитвой псковитяне, стоявшие у своих домов на коленях, встречали царя хлебом-солью. И только блаженный Николай протянул властителю кусок сырого мяса: "Ты пьёшь кровь человеческую", после чего начал поучать царя.
Как утверждает житие, молитва и слово юродивого пробудили совесть царя, он приказал остановить грабёж и покинул Псков.

Веком ранее близкий родственник Дмитрия Донского Михаил Клопский уходит, облачённый в рубище, в новгородские земли, приняв на себя подвиг юродства. Он обличает Дмитрия Шемяку, ослепившего своего брата Василия Тёмного; предсказывает рождение Ивана III и падение Господина Государя Великого Новгорода.

Обобщённый образ юродивого мы видим в трагедии Пушкина "Борис Годунов". Николка юродивый появляется всего лишь в одной сцене. Но какова её сила и напряжённость в трагедии! "Борис! Борис! - обращается юродивый к царю. - Николку дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича!"
Ну кто скажет царю правду, о которой молчат умные, кроме дурачка?
Так что дурак дураку рознь. Можно, чтобы не нарваться на неприятности, включить дурака; можно действовать без дураков - серьёзно, без глупостей; можно быть дураком, которому закон не писан; можно и дурака свалять - с кем не бывает?


Рецензии